Когда недосып хуже перепоя
dpmmax — 20.09.2018Наверное, большинство из вас когда-нибудь да испытывали это чувство: поспать удалось всего ничего, а надо идти учиться/работать/садиться за руль (нужное подчеркнуть). Голова чумная, в теле словно трансформатор включили, внимание периодически уплывает, и есть нечто схожее с принятым несколько часов назад спиртным: то есть, похмелье еще не подкралось, а вот той легкой эйфории уже нет, как нет и той свежести с ясностью мыслей.
Водители, особенно профессионалы, тоже прекрасно знакомы с недосыпом. Равно как и с тем, каким боком он им чреват. Поэтому те из них, кто предпочитает жить долго и желательно на свободе, стараются все же спать подольше. В идеале — больше семи часов. Поскольку аварии, когда человек уснул за рулём или вовремя не отреагировал на резко изменившуюся дорожную ситуацию — они у них и на слуху, и перед глазами.
Но учёные, как вы уже не раз убеждались, люди дотошные. Им мало найти взаимосвязь между недосыпом и аварийностью, им подавай, сколько это будет в часах и человеках. Во всяком случае, американцы как раз этим вопросом недавно и озаботились. Нет, исследования по поводу влияния недосыпа на организм были и ранее, и немало, просто это — самое свежее в обозначенном аспекте.
Итогом стала статья в журнале Sleep, сами понимаете, чему посвящённом: тыц. Ели вкратце, то товарищ Брайан Теффт (Brian Tefft) из некоммерческой организации AAA Foundation for Traffic Safety, что занимается проблематикой безопасности дорожного движения, проанализировал данные, предоставленные водителями, попавшими в аварии в период с 2005 по 2007 годы. Выборка получилась большая, многие тысячи человек и случаев. Причем аварии брались не абы какие, а, во-первых, произошедшие с 6:00 утра до 23:59; а во-вторых — достаточно серьёзные, то есть когда не просто царапина на ампере и след губной помады на лобовом стекле, а так, чтобы и машина в хлам, и скорую на место приходилось вызывать.
Соответственно, один из вопросов, который задавали водителям, был таков: а сколько ты спал намедни, мил-человек?
Получилась вот какая картина. Для водителей, которые спали шесть, пять и четыре часа, риск попасть в аварию оказался соответственно в 1,3, 1,9 и в 2,9 раза выше, чем у тех, кто спал от 7 до 9 часов. У тех же, кому удалось поспать менее 4 часов, риск резко возрастал — в 15,1 раза по сравнению с выспавшимися огурчиками — по оценкам штатовского минтранса, сопоставимо с превышением уровня допустимого у них алкоголя в крови в полтора раза. Причем, повторюсь, заснуть за рулем — тут не единственный риск. Тут имеет значение и изменение концентрации внимания, и снижение скорости реакции.
В общем, на основании этого исследования Теффт хочет обратиться в Национальный фонд сна (есть у них и такой) с просьбой: изменить установленные ими границы в два часа сна, отсекающие тех, кому за руль можно и кому нельзя, расширив их до четырёх часов.
А то, знаете ли, депривация сна в некоторых случаях даже полезна — к примеру, как вспомогательный способ при лечении депрессии — но давайте это делать по назначению и под наблюдением врача, и уж во всяком случае руль на это время оставим.