Когда мои старшие дети были маленькими, модно было раннее

топ 100 блогов shapira18.10.2012 Когда мои старшие дети были маленькими, модно было раннее развитие. Никитины там, Домен, все дела. Мамы старательно учили деток читать-считать по карточкам, шили для младенцев развивающие книжечки с картинками, которые можно потрогать-подергать (сейчас такие и так продаются повсюду), делали сами никитинские кубики, клеили первые книжки из фотографий, и прочее и прочее. Я, удачно для своей лени, попала в то время в околовальдорфские круги, и запомнивши, как вредно раннее интеллектуальное развитие, имела в доме деревянные и тряпочные игрушки, минимум пластмассы, рукоделие и никакого обучения. И даже больше, я старательно отвлекала малютку А., который в полотора года на прогулке водил меня от машины к машине, тыкал в номера и спрашивал: "какая буква?", и отвертеться было нельзя. Несмотря на вышивку крестиком и прочие мои старания, малютка А. самостоятельно выучился писать и считать к 4 годам. ТО есть вот вообще сам, никаких букваря или там карточек в доме не было. Он выкладывал картонные буквы (которые ему нарисовала-вырезала и подарила тетя на трехлетие, со словами " я знаю, ленка, что ты против, но ведь это ЕМУ подарок, а ЕМУ это нравится") вот он клал их них последовательность и приставал: "что тут написано" и проще было ответить. НУ и считал, понятное дело. не то, чтоб я думала о чувстве числа ребеночком, наоборот, я всеми силами эту тему заминала. В 6 лет выяснилось, случайно, что он знает про четные-нечетные, считает хоть тройками, хоть пятерками в любую сторону , и все прочее. Вальдорфский садик его не спас.
Был другой мальчик, наш знакомец. Ему нравилось считать. Чтоб он был занят, мама писала ему длинный ряд чисел в столбик, и он их складывал со счастьем, а мама могла своими делами заняться. (его, к слову, водили на сто видов занятий , для развития общения, социальной адаптации, развития движений, бассейн там, ипотерапия, садик при ЦЛП, черта лысого). Ну , так он вырос и стал математиком, куда деваться?
НУ это я малость отвлеклась. 
Теперь я среди психологов,  да и не только, вижу другую направленность. 
-раннее развитие не так полезно, лучше , чтобы ребенок побольше играл, надо учить его бытовым навыкам, общению. 
Фразы ; "деточка умеет читать, но не может есть ложкой или одеться" звучат тут и там упреком родителям, которые из-за своих амбиций лишают ребенка детства. Как важно ребенку иметь время просто играть, или там, возиться  с глиной, песком. Тоже расскажу историю. Когда-то у меня дома был домашний садик, околовальдорфского толка. И вот, по весне, мы с детками сажали овес, у каждого своя плошечка, они ее раскрасили, то, се, землю с водой размешали, зернышки посадили. Ждем, пока вырастет травка. А один мальчик пришел заметно позднее - в этот день он опоздал. И я за него в его плошку посадила зерна. Он пришел, поглядел и говорит:
-Лена, спасибо тебе большое, что ты за меня засунула зерна в эту грязь! 

по мне - так оба направления одинаковы. взрослые решили, что вот эти навыки надо развивать пораньше, а вот те - преждевременно. Из чего каждый раз взрослые исходят? Из своих представлений о пользе. Эти представления подвержены моде, зависят от массы факторов, от политики до личных склонностей, а дети - те ничего, вырастают себе.
Это пункт первый, который меня занимает. 

Пункт второй такой.
По мне, так пусть чему угодно учат. Или не учат. Из общих соображений о том, что это их дети, и что родители, вообще-то, хотят детям хорошего, и не побоюсь этого слова, лучшего. Родителям, вообще-то, видней их ребенок , чем сторонним психологам и педагогам, да и своя жизнь как-то ближе. И вот в своей этой жизни им приятней или там, правильней, научить деточку скорей всем знаниям, или наоборот, умениям, или ничему, а чтоб играл, потому что пока ребенок играет можно посидеть в тырнете спокойно игра-главноедлядетей, он развивает в ней моторику-воображениеумение всего. 
у нас, в любом случае, нет возможности идеального эксперимента, чтоб проверить, что лучше для конкретного ребеночка в конкретной семье - обучать его читать с года, не учить читать вовсе, давать играть в луже, не давать, и все такое. Мы не можем отмотать назад и поучить его-же но по-другому, чтоб сравнить результат.
Более того, мы даже не знаем, что такое это "лучше для ребенка". Для чего лучше? Будет успешным в жизни? В чем  успех будем мерить? 
Будет готов к школе ?
Научится выполнять правила, произвольной деятельности, сидеть час за партой? Может школе стоит подвинуться, а не ребенка готовить? если требования идиотские, к примеру, так может, лучше уметь и не выполнять их? Вот на днях одна мама жалуется, что ее сынок-первоклассник не уважает других взрослых, учительницу, к примеру. На уроке дети плохо себя вели, учительница сказала:
- первый " А", встать. 
Все встали.
-Сядьте. 
А мальчик сидел себе. 
-Ты почему не встаешь?!
-НАм что, год стоять теперь?
По мне, так здоровая реакция ребенка на абсурдное требование. 
Тут очень громко стало - это Беня как бы намекает мне, что надо снять с него пижаму и дать поесть. Поэтому быстренько третье соображение.
Очень много в этой теме будущего - готовить ребенка к школе, к социуму, к жизни, развивать - это все, интенция (во слово какое!)  в будущее. За результатом. А жизнь - она процесс, не результат. результат известно какой у всякой жизни. Хотя, не будем лицемерить, результаты, порой, процесс весьма украшают. Но тем не менее, я вижу результаты вторичными. 
тут должен стоять лозунг: "результат, подвинься!". Продолжение следует, а я пошла.
   

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ну что, ребятишки, заценим ситуацию перед Концом Света? Это ж теперь вместо "здрасьте" - каждый аноним норовит постращать Третьей Мировой, а некоторые уважаемые участники ждут краха Рашки уже по весне)). Нынче заходил в Инсту к Дмитрию Анатольевичу - он какие-то фотки сделал симпатичных ...
СЛУЧАЙНО НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ… center> ** Случайно ничего не происходит… Есть тайный смысл законов бытия. Написано: кто ищет, тот находит, И кто стучит, тому и отворят. Случайно ничего не происходит… Вся жизнь – ...
Swiss Ice Skating officialise le retrait de LambielШвейцарская федерация фигурного катания официально ...
Вот такая водичка течет у нас из крана в Липецке. Как вам? Новогодний сюрприз от Липецких ЖКХ ) Фильтр забился сразу же: Фильтр задержал примесь, но пить такую воду явно не безопасно... У вас такое было? Что делать с этим, куда обращаться? ...
О новом театральном скандале - на сей раз в театре под управлением Армена Джигарханяна - рассказала "Экспресс газета". Армен Борисович пошел дальше всех: он допустил к руководству театра свою любовницу фаворитку с витиеватым именем ...