рейтинг блогов

Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

топ 100 блогов varandej20.12.2017 Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

За неделю в Монголии я так и не смог понять, что же она такое: снаружи "шестнадцатая республика бывшего СССР", а внутри - девственная Азия, или же наоборот: снаружи - девственая Азия, а внутри - "шестнадцатая республика"? Главная эмоция путешественника в Монголии - это вынос мозга, причём на каждом шагу. Главная эмоция самой Монголии, её национальный девиз -  "всем пофиг!". Ну а Монгольский Алтай, долина реки Кобдо в аймаках Баян-Улгий и Ховд - это самый дальний от столицы и самый нетипичный угол Монголии. В первой части расскажу о дороге туда из России и о местной, в большей степени городской, специфике; на вторую часть оставлю рассказ о быте кочевников. Но для всей Монголии эти впечатления типичны, или же только для её западного угла - пока что не берусь предполагать.

В прошлой части я закончил рассказ о Казахском Алтае видом на Белуху. Но фактически прошлая часть - это рассказ про Чуйскую степь и Кош-Агач в России, которые вместе с Монгольским Алтаем я бы назвал Заалтай - они похожи. С Ташанты, конечного пункта Чуйского тракта, и начнём рассказ.

Монгольская специфика начинается ещё до прибытия на границу. Заключается она как минимум в том, что граница здесь работает только в будние дни с 10 до 17, с обеденным перерывом в 13-14 часов, и прохождение её редко бывает быстрым. В Кош-Агаче монгольские казахи набирают пассажиров до Улгия у "Марии-Ра", и просят всего-то по 500 рублей с человека - против нескольких тысяч за извоз у местных таксистов. Вот и ко мне под вечер подошёл неряшливый дядька с выразительными глазами и расстёгнутой ширинкой, и задумчиво почёсывая ниже пояса, сказал:
-Привет, брат!
-Здрасьте, - я ожидал, что сейчас у меня попросят на водку.
-В Монголию машину нашёл?
-Нет. А откуда знаете, что ищу?
-Ээээээ, брат! Я из Монголии. Бахытхан меня зовут. Завтра поедешь?
Я не знал, каким должен быть потомок Чингисхана или монгольский казах, и решил не брезговать. Ночью меня догнала Оля, ехавшая автостопом аж от самой Москвы, а утром мы пошли искать Бахытхана. Но принцип "лучше прийти раньше на 2 часа, чем опоздать на 5 минут" в Монголии не работает - объявился Бахытхан лишь тогда, когда я уже смирился с тем, что мы его не найдём. В УАЗа-козлика он впихнул кучу своих тюков (ездят сюда из Монголии не столько продавать, сколько покупать), пару крупных женщин (скорее всего двух жён - как мне обясняли, у монгольских казахов, особенно сельских, это не редкость), наши рюкзаки и нас самих. Окно в УАЗе не закрывалось совсем, но и не открывалось для удобной съёмки, в моторе что-то навязчиво тарахтело, в ногу упирался какой-то рычаг, и мы ещё не знали, что в Монголии это норма. Добрый Бахытхан всем раздал по варёному яйцу. Одна из жён, доев, протяжно рыгнула. Минут за 40 мы доехали до Ташанты (не в том смысле, в каком это говорил уймонский чудик) и встали в очередь на границу. И как-то, сами не заметив как, разговорились с интеллигентного вида русским человеком на огромной праворульной машине. Звали его Сергей, в Монголию он ехал явно по делам, и с первых минут разговора я понял, что он явно знает страну "изнутри". Получить такое вступление я счёл шансом, который нельзя упустить, а привередливая Оля уже мечтала покинуть Бахытханова "козла" и пересесть в мягкую просторную "японку". В общем, посовещавшись, мы сказали Бахытхану, что уходим, и Бахытхан спросил "Па-чи-му?!" с такой смесью угрозы и отчаяния, что мы вздрогнули. Сергей, однако, сам был не прочь взять пассажиров, и чуть поторговавшись, Бахытхан отпустил нас за "неустойку" в 600 рублей.
Ну а этот кадр - уже с обратного пути. На границе в Ташанте почти всегда вот такая движуха:

2.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Обратно мы ехали на ещё более убитом УАЗе, который специально для нас и ещё пары казахов полтора часа ремонтировали в Красной Юрте. Дело в том, что помимо хитрого режима работы, граница здесь ещё и не пересекается пешком - только на машине. Минивэны с тюками на крышах едут из Улгия в Казахстан, конечный пункт у них то ли Астана, то ли Караганда, а минимальный тариф - до Павлодара. И едут они всегда с небольшим перегрузом по пассажирам, поэтому у границы оставляют "подкидышей" добираться каким-нибудь попутным транспортом, и честно ждут их на той стороне. Ожидание может длиться часами, а в Ташанте и Красной Юрте по логике вещей должен быть целый бизнес по извозу подкидышей. Но россиянам все должны, а монгольцами всё пофиг, поэтому добыть транспорт мы смогли только устроив скандал на всю Красную Юрту.

3.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Этот УАЗик, справедливости ради, был самым убитым во всём Баян-Улгие - я первый раз в своей жизни увидел машину, которая заводилась снаружи:

3а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Прохождение пассажиров как правило занимает в разы меньше времени, чем оформление и досмотр машины. Самые несчастные люди на границе - это байкеры, им приходится сидеть натурально часами. Вот например удивительная компания из несостоявшейся Швейцарии Востока и настоящей Швейцарии:

4.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

А вот не знаю кто, но лица их полны безысходности - кажется, ребята смирились с перспективой прожить остаток жизни на этом пыльном ветреном КПП:

5.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Досматривают машины строго - через границу России с животноводческой сверхдержавой запрещён провоз любых продуктов животноводства. В Кош-Агаче мне рассказывали байку, как пару лет назад пограничники завернули финна, путешествовавшего по миру на телеге с лошадью. Сергей вёз пару кило свинины для мусульман (ибо в Улгие не продают), но умел её правильно прятать. У нас же было сало для предстоящего похода на Аккем, но в металлических коробках, видимо отвлекавших на себя внимание сканера. На обратном пути было ещё веселее - пограничница, увидев в УАЗе среди четырёх казахов двух русских, изрядно удивилась:
-С какой целью ездили? Где были?
-Туризм. Были в Улгие и Ховде.
-Как вы в Ховд попали? Там же чума! Въезд и выезд закрыты, карантин.
-Ничего себе! Мы видимо до чумы проскочили. Но на въезде машины проверяли на предмет сурков.
-Так, я вам сейчас наглядную агитацию дам, а дома обязательно к врачу сходите.

6.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В общем, "туда" мы прошли российскую границу часа за полтора, "обратно" и вовсе оформление УАЗика грозило затянуться до вечера, поэтому мы пошли к пограничникам и объяснили ситуацию: мы граждане РФ, своего транспорта нет, выпустите нас наружу!
Но хватит про обратную дорогу - вот очередь машин на той стороне КПП, и всё те же казахские бусики с барахлом на крышах:

7.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Закрытость границы для пешеходов - не бюрократическая блажь, а объективная данность: между Ташантой и Красной Юртой 25 километров степи. За Ташантой ещё тянутся сенокосы - последние километры Чуйского тракта я показывал в соответствующем посте. Конец Чуйского тракта является одновременно и его высшей точкой - физическая граница проходит по Дербетскому перевалу (2481м). Здесь ещё раз проверяют - уже не чиновник, а дюжий военный считает пассажиров и по рации сверяет их с КПП.

8.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Дербет-Даба - не классический перевал, а просторное джайляу, но вскоре с него начинается крутой спуск, и вдоль дороги -  жирные сурки, к спячке отъеавшиеся так, что уже не ходят, а перетекают, подобном амёбам. Ближе к цели появляются бараны и косматейшие яки. Перед Красной Юртой - снова очередь, и монгольская пограничница обрабаывает колёса какими-то химикатами, собирая небольшую плату. Я в этой процедуре вижу обмен любезностями: "вы брезгуете нашей тушонкой, а мы самими вами брезгуем!".

9.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Очередь обещала быть долгой, и Сергей накрыл поляну, угостив нас вкуснейшим домашними пирогом. Проходивший мимо Бахытхан засмеялся и красноречиво хлопнул меня по спине: "дурак ты, дурак, ну да бог с тобой!". Выше по склону расположились три красавицы-азиатки:

10.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Немалую часть машин и на границе, и на дорогах Монголии составляли вот такие вот агрегаты в наклейках, автографах и тюках, и непременно - с надписью "Mongol Rally" на боку. Первые такие машины я увидел на перевале Чике-Таман дня за три до въезда в Монголию, ну а потом нам встретились их десятки, с номерами половины стран Европы, но чаще всех прочих - Британии и Нидерландов. Ралли начинается в Западной Европе, и включает три обязательных пункта - Прагу, Ташанту с выъездом в Монголию и финишный Улан-Удэ, а от Праги до Ташанты можно ехать хоть через Афганистан, хоть через Арктику. Красивые люди в машинах не раз нам махали рукой, но никогда не подбирали - а жаль, с ними было бы интересно поговорить.

11.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Суслик пересекает границу:

12.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

А первым, что мы увидели в Монголии, переминаясь с ноги на ногу в ожидании Сергея - это СТАДО. Поток баранов тёк за воротами минут пять непрерывно:

13.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Вот и она, Красная Юрта, или Улан-Байшинт. Монгольский Уэллен, неиомверно суровое место, где яки бродят среди деревянных бараков и складов:

14.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Центральное здание, видимо собственно Красная Юрта, уж точно помнит гурты Скотоимпорта, а может даже Монгольские караваны на помощь Красной Армии 1942-44 годов.

15.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Напротив него - полицейский пост, где оформляют автостраховку (по некоторым данным это разводка, но спорить с Сергеем я не стал) и меняют рубли и доллары на тугрики. Рубли - даже охотнее, и заранее заготовленная долларовая бумажка вызвала у местных некоторое замешательство. Сергей говорил, что здесь курс лучше, чем в городе, а я так и не смог это проверить - когда мне вновь понадобилось поменять валюту, все банки оказались закрыты на выходные, круглосуточных обменников тут в принципе нет, а у менялы курс вышел тот же, что и на границе, только после основательного торга. Во всяком случае если курс тут и занижен - то не в разы. В среднем за 1 рубль дают 41-43 тугрика, и Чингисхан определённо должен перевенуться в своём нефритовом гробу, вызвав пару землетрясений, от того, что его лицо, юрту, полчища и дворец с серебряным древом потомки поместили на такую мелкую деньгу.

15а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Вот мы и в Монголии, той стране, о которой я с детства мечтал. В основном Монголия выглядит так - подавляющая своим масштабом холмистая и скалистая степь, в которой колыхаются огромные стада и сверкают тут и там белые искорки юрт. Населённых пунктов в Монголии мало, однако благодаря юртам она заселена почти равномерно. От одного скопления юрт как правило видно другое - но где-нибудь у горизонта. Казахская степь всегда напоминала мне море, а монгольская степь - скорее космос, и юрты в ней - как звёзды и созвездия.

16.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

От Красной Юрты тянется вал, который водители называют самым длинными в мире туалетом. Вдоль вала едет "типичный арат на невысокой коренастой лошадке" (слова Сергея). Дорога - тоже типичная: просто несколько колей в невысокой траве, так что суммарно монгольская дорога бывает и в километр шириной. За Красной Юртой все предпочли ту колею, что ровнее, а Сергей - ту, что меньше пылит.

17.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Потому что вот такая пыль налетела в салон сквозь закрытые окна уже минут за 20 езды:

18.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

На кадре выше, однако, уже виден асфальт - он появляется километрах в 20 от границы. Обогнув заметное так же на кадре выше озерцо Буратын-Нур, мы увидели Цаган-Нур (Белое Озеро) - первый от границы полноценный населённый пункт Монголии, уже не Уэллен, но Лаврентия. Вид монгольских сёл неожиданно цветаст и уютен:

19.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Справа - руины целого городка кошар. Это памятник Скотоимпорта - в Советский Союз из Монголии, второй в истории человечества социалистической страны и сверхдержаве от скотоводства, с 1930-х годов гоняли стада. За Ташантой они покидали Чуйский тракт, и через плато Укок двигались в долину Бухтармы, чтобы сгинуть в бойнях крупнейшего в СССР мясокомбината в Семипалатинске, став там тушёнкой для всей Советской Армии. Переход стала занимал по несколько месяцев, ведь важно было не спешить и давать скотине отъедаться вдоволь - к Семипалатинску животные подходили толще и здоровее, чем уходили из Улгия. С распадом СССР скотоимпорт умер, и на Россию за это держат зуб и монгольцы (которым он был скотоэкспортом), и казахстанцы (у которых теперь простаивает большая часть Семипалатинского мясокомбината).
Впрочем, может быть я обознался, и это кладбище в каменных оградах. Как бы то ни было, Цаган-Нур был крупной станцией на Великом Скотном пути, и немало таких "станций" сохранилось на Укоке.

20.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Русско-монгольские отношения вообще не очень-то просты. В 1911-15 годах Российская империя была первой страной, признавшей независимость Монголии от Китая, видимо надеясь вскоре получить себе Монгольское генерал-губернаторство в составе Ургинской и Кобдинской областей под ответственность Забайкальского казачьего войска. С подачи Унгерна фон Штернберга с его идеей возрождения империи Чингисхана Монголия оказалась втянута и в нашу Гражданскую войну, а в итоге сама стала социалистическим государством. И как сейчас Цивилизованный мир не признаёт Тибета в составе Китая, так и в 1920-30-х годах он не признавал независимости Монголии, и даже в ООН Советский Союз продавил её лишь в 1961 году. В общем, мы были для них старшим братом, мы вырастили независимую Монголию, а такой моральный долг неизменно вызывает к бывшей метрополии куда как большую ненависть, чем память о завоевании и казнях. Наводнившие МНР советские специалисты на монголов смотрели свысока и аббревиатуру их страны расшифровывали как Монголы Нехотят Работать. В 1990-х Монголия от России отдалилась резко и демонстративно, во многом (по словам Сергея) сочтя, что мы сами бросили её на произвол судьбы: от поддержки СССР страна очень сильно зависела, и его крах ударил по ней как по Крайнему Северу - оборвалось снабжение. Дошло до того, что в 1995 году Монголия ввела для россиян визовый режим, хотя ряд важнейших предприятий - например, медно-молибденовый комбинат в Эрдэнэте или Трансмонгольская железная дорога, оставались в совместной собственности. Более всего тогдашняя Монголия надеялась, конечно же, на Третьего соседа - вездесущие Соединённые Штаты Америки. Но третий сосед был слишком далеко, и в начале 2000-х монголы вдруг поняли, что понемногу возвращаются в объятия Второго соседа - Китая. И сколь ни вспоминай жертв репрессий и высокомерие специалистов, сколь ни кичись, что главные инвесторы теперь чоткие пацаны Китай, Япония, Корея и США, а пришлось Монголии вспомнить про соседа Первого. Как я понимаю, экономически Монголия теперь завязана на Китай, но политически вновь сблизилась с Россией. Визовый режим, однако, сняли лишь в 2014 году, в тот достопамятный визит путина в Улан-Батор, на обратном пути с которого он "набросал от руки" Минские соглашения по Донбассу без перспектив и альтернатив.

На выездном знаке Цаган-Нура сверух монгольская надпись, а внизу - казахская. Казахи в этом углу страны - подавляющее большинство населения:

21.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Забегая вперёд, скажу, что Монголия мне показалось не самой бедной страной. Победнее Казахстана, но явно побогаче Киргизии. Кормит её, конечно же, не скотоводство, а рудники, богатые даже на фоне Казахстана и Сибири. Но неустроенность быта сказывается на многом: так, по словам Сергея, детям дают имена лишь на первый день рождения - ещё свежа память о тех временах, когда большинство младенцев до него не доживали. А асфальтовые дороги в Монголии - чудо для каждого, кто ездил по ней хоть несколько лет назад. Но дальше асфальта дело не идёт: мы вот считаем, что русские дороги - эталон низкого качества, а монгольцы их называют не иначе как Говорящими дорогами - потому что у них на родине знаки выглядят в основном так:

21а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Асфальт стабильно не кладут на перевалах:

22.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

-Что ты сейчас сфотографировал? - строго просил Сергей.
-Горы впереди, красиво же!
-Нет, я не это имею в виду. Что тут ещё, помимо гор?
-Не знаю.
-Ты сфотографировал монгольское такси! По сравнению с Россией здесь очень популярны мотоциклы.

23.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Ну а за коричневой грядой с кадра выше дорога резко пошла вниз, и перед нашими глазами по долине реки Кобдо раскинулся Улгий - первый город от границы, столица монгольских казахов. Здесь прервём линейное повествование, и поговорим о Монголии в общем. Потому что даже оставив за скобками (для отдельного поста) кочевничий быт, на каждом шагу здесь наблюдаешь колоритные детали.

24.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Если транспорт кочевников - ЗиЛы и УАЗы, но там, где есть асфальт - всё иначе. Главная машина "цивильной" части Монголии, как "Нексия" в Узбекистане или подержанный "Опель" в Таджикистане - это "Тойота Приус", первый в мире гибридный электокар. Говорят, это даже не от избытка понтов, а от дороговизны бензина. Здесь очень много (больше, чем в Сибири) машин с правым рулём и очень много (больше, чем в России, Украине или Прибалтике) женщин-водителей:

25.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Монголия - не Филиппины и не Пакистан, и здесь нет традиции художественной росписи по грузовикам и джипам. Но налепить на машину несколько разных шильдиков или украсить колесо цветом флага - популярная штука. По-своему интересны и монгольские номера. Во-первых, буквами: Монголия - последняя страна, использующая в номерах "полную" кириллицу (то есть не только буквы, идентичные латинице), но у неё нет и соседей, использующих латиницу. Во-вторых, номер интересен цифрами, или вернее их количеством: огромная по площади, по населению Монголия выходит страной масштабов Латвии, поэтому в ней все номера непривычно короткие. Когда я послал домой наш телефонный номер в Монголии, первым делом меня переспросили - полностью ли он здесь записан.

25а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В Монголии точно есть коллективные такси, но иностранцев на них возить, видимо, не принято, так что мне никто даже не смог объяснить, где их искать. В Улгие есть пятак у супермаркета "Цамбагарав", но здесь набирают пассажиров до Казахстана. Автостоп в Монголии неплохой, однако "по умолчанию" платный.

26.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В городах есть и автовокзалы:

27.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

С которых уходят новенькие блестящие автобусы в Улан-Батор - до столицы их путь двое суток. Транспортная схема Монголии похожа на метро с единственным узлом пересадок в столице, однако Улгий и Ховд стоят на одной "линии". Комплектуются автобусы как поезд из нескольких вагонов - из Улгия в Улан-Батор при нас отбывал караван в две или три машины.

28.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Салон автобуса. По телевизору крутили клипы. В Монголии сейчас очень качественная музыка, и визуальный ряд здесь умеют делать красиво:

29. фото Оли
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Как я понимаю, эти автобусы - новинка с появлением асфальтовой дороги. На пригороде (а он тут есть!) по-прежнему работают ПАЗики, и сидя на подиуме в конце салона, я успел отбить на ухабах не пятую точку, а голову! Три часа на ПАЗике из посёлка Цэнгэл в Улгий были одним из самых тяжёлых автобусных переездов в моей жизни. А Георгий Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии. griphon пару лет назад в таком же ПАЗике ехал двое суток, из Улан-Гома в Улан-Батор!

30.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Ещё есть самолёт, но на него совсем другие цены: от Улгия до столицы автобусом 80 тысяч тугриков (около 2000 рублей), а самолётом - 350 тысяч. Самолёты здесь красивые, все что пролетали над нами - были турбовинтовыми, как например вот этот Fokker 50.

30а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Специфический транспорт (помимо самолётов, конечно) порождает ещё и специфическое отношение к туалету. На трассах нет даже самых убогих деревенских сортиров, спрятаться в степи негде, поэтому санитарная остановка выглядит так: пол-автобуса выходит, строится в шеренгу и начинает справлять нужду. Или блевать - судя по двум поездкам дорогой Улгий-Ховд, у критического числа местных жителей слабая вестибулярка, отказывающая на перевалах. По-большому можно и за камень присесть, но это если он будет. Женщины в этом смысле не намного стеснительнее мужчин, так что монгольские автобусы можно всячески рекомендовать адептам уринофилии. Брезгливым людям (типа нас с Олей) же придётся ко всему этому быть морально готовыми. Вот скажем в Улгие сортир без двери, обращённый к улице:

31.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Обликом своих городов Монголия действительно кажется "шестнадцатой республикой". Те же пятиэтажки, малоэтажные сталинки и даже деревянные бараки, те же гаражи, ржавые детские площадки и мусорные баки, и конечно же балконы, остеклённые кто во что горазд:

32.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Знакомые пейзажи, если видел Нукус, Нарын или Новый Узень:

33.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Местами встречается и что-то иное - бараки с необычайно частыми окнами да квадратные в сечении трубы дворовых котельных вызывают у меня ассоциации с Китаем времён Мао Цзэдуна, которого я никогда не видел.

34.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В целом, монгольский город выглядит более запущенным и неуютным, чем даже в Киргизии или на Русском Севере. В том же Ховде когда-то положили брусчатку и плиточку, понаставили фонарей и лавок, но без ежедневного ухода всё это покрылось мусором и пылью. Особенно контрастно выглядят новостройки - нигде в бывшем СССР нет таких тесных дворов без единой травинки:

35.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Монгольские подъезды вполне постсоветские - то есть, затхлые, исписанные и оклеенные объявлениями. Но справа обратите внимание на небольшую деталь - с порога лестница ведёт не только вверх, но и вниз: в подвалах новостроек здесь тоже квартиры!

36.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В центрах монгольских городов попадаются очень недурные сталинки, в основном администраций, гостиниц и домов культуры:

37.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Дважды - в Улгие и Ховде - нам попадались каменные часы. Сначала мы пошутили, что это очень наглядное выражение того, как монгольцы относятся к времени. Но увидев часы второй раз, мы поняли, что стрелки на них в таком же точно положении. Время чего на них запечатлено? Революции, провозглашения независимости, какой-то победы?

37а.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Но главная "фишка" монгольских городов в том, что в них из самых неожиданных мест вдруг буквально выпрыгивают юрты:

38.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Вот скажем юрта на задворках колледжа - может быть, в ней живут делающие ремонт работяги откуда-то из степи?

39.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

В Ховде на окраине стоит целый Юртовый город. Это по сути дела трущобы - народ приезжает в город, и не строит себе халупу из кизяка и палок, а просто устанавливает юрту и в ней живет. Иные обживаются настолько, что ставят вокруг юрты заборы, огараживая участки, но думаю большинство обитателей юртоградов приезжают в города на заработки по сезону:

40.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Даже во дворах богатых домов юрта может стоять, хотя бы выполняя роль летней кухни, веранды или гостиной. Это уже Улгий - юртограда тут нет, но по дворам юрт расставлено едва ли не больше, и заметьте, что они другой конструкции - в Ховде юрты монгольские (гэр), а здесь - тюркские (казах-уй):

41.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Монгольские города - очень яркий памятник того, что называют "ложной урбанизацией". Вот в Ховде на газоне у центральной площади пасётся корова:

42. фотографировала Оля.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

А одна из "фишек" Улгия - регулярный скотопрогон через город:

43.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Скотина - далеко не единственное животное, примечательное в монгольских городах. То же самое я наблюдал и в Кош-Агаче, то есть это видимо общая особенность для Заалтая - здесь коршуны вместо ворон:

44.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

Сидят на проводах, деревьях, крышах:

45.
Кобдо. Первые впечатления от самого дальнего угла Монголии.

46.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 20:23

https://bit.ly/2SUYNyo
Автоматизированный метод заработка от 3000 рублей в сутки
Гарантия возврата денег.
Архив записей в блогах:
Столько эмоций за целый день. Я не ожидала, что так тронет меня наш Парад. И репетиции мы все видели. Но сегодня что-то необыкновенное творилось. Дополнить атмосферу Победы нашим бойцам помогли люди на площади. Вот сегодня была полная картинка. Защитники и народ, который под их защитой. ...
 Российская блогосфера активно обсуждает жуткое ДТП, произошедшее в Иркутске 2 ...
На фото обычный предмет, который многие держали в руках, отгадайте, что это. Первому отгадавшему достанется платный аккаунт LiveJournal на год. Чтобы получить приз, у вас должен быть перепост отсюда. Предыдущая загадка . Фотал на перевернутый кит . ...
Сначала я вам расскажу про страшную по моим меркам историю, которая началась казалось бы обычным образом. Один человек захотел повесить люстру и ...
взаимная невежливость и хамство в тырнетах. Читаю некоторые псто. И охуеваю. Тьма и безысходность. Разве этого людям надо? Безнаказанно ссобачиться друг на друга? UPD: вы охуели все это сваливать на "церковь христа" и тому подобные организации? люди должны быть человечными, блеать. сами ...