Книжное: смерть романа?
experiment8or — 19.12.2015Скажите, если есть кто живой в жж на этих выходных, вы книги читаете?
Не в общем, а конкретно: настоящую художественную литературу в виде толстых повестей и романов? В бумажном, по преимуществу, виде?
Это я спрашиваю, человек по прозвищу "книжный червь".Человек, которого в шесть лет чуть не выгнали из районной детской библиотеки, потому что я перечитала там все, а мне не верили, думали, что я над ними издеваюсь. Это я, перетащившая в Америку более тысячи русских книг. Без чтения я не могу физически жить. Ни кино, ни музыка меня не насыщают, только печатное слово мне необходимо, чтобы функционировать. Я могу не есть, но не могу не читать. Всегда ищу куда вперить глаз, хоть купоны из магазина, хоть газетку, хоть плохое слово на заборе. Но это еще не предел, у меня есть подруга, которая читает две книги одновременно, с двух рук.
И вдруг недавно я поняла, что я совершенно перестала читать художественную литературу. За прошлый год можно по пальцам перечесть книги, которые я прочла. Не могу. Не лезет!
Знаете почему? Интернет. Ну не могу я читать художественно выдуманный толстый роман о любви и о страданиях какой-нибудь Наташи или Анны, когда я открываю ЖЖ или мордокнигу - и утопаю в разливанном море настоящих историй от наташ и анн, рассказаных в реальном времени ими самими. Понимаете? не могу воспринимать фантазию, когда вокруг реальность хлещет водопадом.
Раньше только из книг и узнаешь жизнь (простите за двусмысленность). Oдинокий голос человека, не члена союза советских писателей, никогда бы не пробился к широким массам. А сейчас о себе пишут все, и каждый может быть услышан. Любой человек может писать, и у него найдутся читатели. Сколько в сети дневников и какие разные судьбы, боже, я читаю все подряд, что попадается на глаза.
Голос маленького человека - вот что интересно сейчас, а не художественнный вымысел. Впервые в истории любой свободно может рассказать о себе и о своем времени целому миру. Нобелевская премия по литературе совершенно заслужена с художественной точки зрения. Многоголосые репортажи Алексиевич привели литературную форму в соответствие с изобразительным языком нашего времени.
Я даже записалась в сообщество "что читать", но посты там озадачивают до остолбенелости. Писатели кропают по образцу, читатели читают сторого по своей теме. У читателей наступил век узкой специализации. Все расселись по нишам. "Посоветуйте книгу, где бы НАТО или ещё какие враги напали на современную Россию", "посоветуйте произведения, где автор сам случайно попадает в собственную книгу, и расхлебывает все, что он там наворотил, с персонажами, которых сам и придумал", "ищу книгу следующего жанра: книга должна быть про постапокалипсис, виживание человечества. Книга должна быть захватывающей", "что бы такого прочесть отшельнического?"
Действительно, вот это вопрос вопросов.
Получается-то, что читаю я очень много, но все это нехудожественное и из интернета. А из художественного, короткие рассказы я читаю с удовольствием, но крупные произведения, за редким исключением, не могу, хоть убейте. Читать полновесные книги сил нет, за год может наберется книг пять самых интересных, которые я с удовольствием прочла.
Жанры тоже не все подходят. "Изображать любовь и всякие страдания" - упаси боже. Детективы закончились для меня на Мегрэ. Фэнтези, это сейчас читают все, но рыцарские войны эльфийских королев в замках средиземья - только под дулом пистолета.
Конечно, я осознаю, что интернет сделал наше мышление клиповым, мы не можем долго сосредоточится, и внимание у нас, как у мухи дрозофиллы. Ленту проверяем каждую минуту, чтобы унять мозговой зуд, как семечки щелкаем. Читать список кораблей - это уже и Мадельштам не мог, и тогда это было скучно, а уж сейчас и инструкция по сборке книжного шкафа из Икеи раздражает своей эпичностью.
А может, так и надо? Современные технологии так изменили технологии чтения и предоставлюят такой выбор, что читать и как читать, что технологический процесс сильно повлиял на результат, или по меньшей мере, сильно видоизменил его. Конкуренция за внимание читателя такая, какой не было в истории человечества, поэтому имеет смысл читать меньше, но лучшее, а иначе утонешь.
А с другой стороны, художественные жанры не вечны, отмирают одни, приходят другие. Времена меняются, и мы меняемся с ними. Кто в наше время слушает акынов под звуки лиры, посылает родным рукописные письма на семи страницах, написанные шариковой ручкой при сальной свечке, и зачитывается одами к просвещению? Кто может физически осилить роман "Кирпич"? Народ твиты читает, и то хорошо.
Если вы дочитали до конца этот длинный пост, не в духе современных технологий, отпишитесь: вы читаете книги в традиционном смысле этого слова, или все более френдлентой пробавляетесь? Умер жанр романа или нет? Есть ли будущее у толстых книг?
|
</> |