книжки. апрель 16

топ 100 блогов yukka_12.05.2016 апрель

1. К. МакКарти. «Дорога». Очень странный постапокалипсис про отца и сына, бредущих по разрушенному миру, никуда ниоткуда ни для чего. Судя по всему, это уже мир спустя много лет после трагедии, потому что даже в супермаркетах вся еда давно съедена, а одежда изношена, поэтому мародерским изобилием и не пахнет, голодно и холодно всем. О причинах гибели человечества ничего не говорится, равно как ни о чем другом: автор хорош в передаче этой смертной тишины именно потому, что скуп во всем остальном. Даже диалоги, в которых обычно течет живая влага текста, — пусты, суровы, вычерпаны до дна. «Замерз? — Поешь», все, высоких материй отец и сын не обсуждают, а в низменных — лаконичны до предельности. Странная книга. Но плохой не назову.

2. М. Фрай. «Большая телега». Возвращение к мирам Ехо у меня прошло на пятерочку, а вот с Большой телегой все вышло не так гладко. Вообще это сборник рассказов, написанных в разных городах по маршруту, "нашептанных городами" — и именно эта романтика нашептывания сильно мне осложнила восприятие — слишком светлы эти сказки. Макс Фрай встал в триаду "кофе, кошка, Мандельштам" куда уверенней самого Мандельштама, и я, суровая девочка, нежности к кофе-кошкам и чему-то типа фонарей чурающаяся, продиралась сквозь эту чуждую мне трогательность не без труда.

3. М. Малявин. «Записки психиатра, или Всем галоперидолу за счет заведения». И снова провал. Очень люблю автора в жж и неизменно читаю все его психиатрические заметки — рассказы о забавных случаях или диалогах с пациентами, — но, оказалось, хороши они только в гомеопатических дозах, а стоит поставить рассказы один за другим, и его стремление юморить становится из приятного — удушающим, ядом, а не приправой для истории.

4. А. Казанцева. «В интернете кто-то неправ!». И тем не менее, и Большую телегу, и Записки психиатра я дочитала, потому что их формат позволил мне не есть их целиком, а нарезать в этакий салат: хватать рассказ из первой, пучок миниатюр из второй — а в качестве основного чтива использовать Асю Казанцеву. Вот это, кстати, действительно прекрасный образец того, как использовать остроумие во благо, сдабривая им вполне серьезные научно-популярные тексты, объясняющие важные вещи. Эта книга также состоит из множества частей, в каждой из которой берется какой-нибудь холиварый вопрос (вредно ли мясо? вызывают ли прививки аутизм? так ли страшен спид, как его малюют?) и тема раскрывается размеренно, с подтверждениями из научных источников, заодно давая ненаучному человеку образец того, как надо действовать, если требуется действительно найти истину, а не просто эмоционально с кем-то побороться. Как создаются выборки и каким экспериментам можно верить, а каким нет; какие источники можно считать достаточно достоверными. И — да, прививки не вызывают аутизма.

5. Л. Горалик. «Библейский зоопарк». Небольшая книжка, составленная из колонок Линор Горалик для проекта "Букник". В каждой такой колонке она рассказывает об Израиле, про что именно? "Про всякое хорошее". Прежде всего про людей, с иронией, нежностью и вниманием любящего наблюдателя.

6. Р. Бредбери. «451 градус по Фаренгейту». Не поверите, не читала раньше, но если раньше это было почти незаметно, то со времени, когда Платон открыл одноименный книжный магазин, стало постоянно бросаться мне в глаза. Повесть о сжигателях книг, о временах, когда радость потребления осталась единственным двигателем жизни и сильные мира сего решили, что нет иного выхода, кроме как культивировать в людях эту легковесность, стремясь ко всеобщему принудительному выхолощенному благополучию.

7. А. Белопухов. «Я — спинальник». Спинальниками называют людей, в результате болезни или травмы оказавшихся парализованными ниже пояса. Это автобиография такого человека: спортсмена, альпиниста, которого сбил самосвал. Но и это не смогло приковать его к постели, и Алик продолжил руководить альпинистскими экспедициями и даже пытался покорить Эльбрус — ползком.

8. П. Мюррей. «Скиппи умирает». Весьма необычная композиция книги, где главный герой умирает на первой же странице, первую половину после этого занимает предыстория, а вторую половину — последствия. История отдельно взятого класса, перипетии отношений как между учителями, так и между школьниками — живыми и мертвыми. Наркотики, секс, смерть, учеба. Достаточно любопытно с психологической точки зрения, но захватывает не очень, мне все время хотелось пнуть повествование, побежать впереди него и крикнуть "Догоняй!"

9. М. Мюррей. «Узник иной войны». Это реальная история женщины, которая прожила достаточно долгую и успешную жизнь, разве что страдая мигренозными болями, и только после полтинника, утратив желание жить, она решила обратиться к психотерапевту, который неожиданно для всех участников помог ей вспомнить и вскрыть наглухо запертую внутри тайную травму о том, как она была изнасилована в 8 лет стаей солдатов. И прямо оттуда, из пятидесяти, ей снова стало восемь, и несколько месяцев она провела в этом регрессе, и она рассказывает, как мучительно ей было снова жить с этой травмой — настолько мучительно, что мне подумалось, может, лучше было бы оставить ее там, взаперти? Но, уже вытащенную, обратно ее было не запихнуть, и тогда Мерилин решила, наоборот, построить остаток жизни вокруг этого ее адского открытия, и прошла длительную и многоуровневую терапию, и стала ездить по тюрьмам и общаться об этом с насильниками, и создала свой метод работы с психическими травмами, и теперь у нее множество последователей, а я и не знал.

10. Р. Уорд. «Числа». Подростковая фантастика про девочку, которая видела даты смерти в глазах у людей. Хорошая. Про любовь и безхсднсть и бегство.

11. Л. Горалик. «Валерий». Впервые в жизни расплакалась над книгой в метро! Потому что чу-у-удище жа-а-алко. Реально жалко, всерьез, игрушечное мистическое чудище, оно заболело у Валерия под кроватью, а тот его лечил-лечил, а оно не выздоравливало, и тогда он его ручкой истыкал до крови, потому что он иногда бывает агрессивный и себя не контролирует, и тогда приходится давать себе красные карточки наказания, и мама расстраивается, когда у него красные карточки, и еще он седой, хотя не старый, и, наверно, аутист, и у него есть кот, который плохо себя ведет, и за ним приходится спускаться в ад, и Саёшка сказал, что зря я плачу на второй главе, потому что мне еще ничего не понятно, а потом станет понятно, но понятно не стало. Лучшая книга месяца.

12. А. Холл. «Всё или ничего». А потом мы с Саёшкой и Ю пошли гулять по Москве, и у меня сел телефон, а к Инке было ехать на метро почти час. А мне страшно на метро без книжки, я себе могу за этот час голову откусить, поэтому мы стали искать мне что почитать. В продуктовых, как назло, не было ни газет, ни журналов, книжный закрылся, зато горел последним фонариком подвальный комиссионный секс-шоп. Туда-то мы и спустились: продрогшие, промоченные дождем, потребовали полку с книжками и купили ту, что подешевле. Я была в восторге: батюшки светы, да у меня же теперь есть любовный роман! Представление о любовных романах у меня состояло из смутных, но сверкающих образов нефритовых стержней и жемчужных пещер — ну или хотя бы красавиц-горничных с богатым внутренним миром, повстречавших миллионера, в тот же миг упавшего то ли к их ногам, то ли между.
В общем, я ошибалась. Этот роман вдребезги разбил мои розовые очки. Под пошлейшей обложкой оказалась чудовищная драма про несчастливых людей, разочарованных в себе и в жизни. Женщину в отчаянии, не справляющуюся ни с домом, ни с материнством, мужчину, который только утратив свою семью, начал чувствовать хоть что-то, и этим чем-то стала тоска, детей, которые не умеют ни спать, ни есть, и их гувернантку, которая оказывается жертвой разрушительной детской травмы и становится серьезной угрозой для этого дома. И чем больше я ее читала, тем больше проецировала всю тяжесть их ситуации на свой мир, и единственный поцелуй этой книги был поцелуем дементора, высасывающим всякую радость.
В общем, как смеялся Текибо, "ну это же юкка купила в секс-шопе любовный роман: чего вы еще ожидали?"

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В 2019 году американские и британские ученые вели раскопки в долине реки Гудзон. После более десяти лет исследований они с удивлением узнали, что на территории города Каир (Cairo), штат Нью-Йорк, около 368 миллионов лет назад располагался огромный лес. Окаменелые останки самого древнего ...
Президент ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Владимир Якунин, ограниченный в передвижениях за границей санкциями США и Австралии из-за Украины, заявил, что собирается провести отпуск на родине. При этом Якунин уверяет, что западные санкции, которые он ранее сравнил с назойливыми си ...
А вот это уже мороз :) Но заводы и офисы работают. А дети идут в школы. ...
ВОТ И ПРИШЕЛ КОНЕЦ ПРАЗДНИКАМ....ВЫХОДНЫМ... Вы довольны??? успешно провели время, с какими интересными мероприятиями??? ...
Привет! Меня зовут Серёга, я работаю руководителем маркетингового отдела всероссийской сети магазинов настольных игр и подарков. Мне 27 лет, я знаю много умных слов, но до последнего месяца так и не начал писать в ЖЖ, потому что банально не было ...