рейтинг блогов

Ключевые проблемы золотодобывающей промышленности России.

топ 100 блогов cardemua23.11.2016Экономика

Ключевые проблемы золотодобывающей промышленности России.

Индустрия нашей страны по добыче золота, как и экономика России в целом, в настоящее время находится в продолжительной стагнации. В то время, как по объемам запасов драгоценного металла в недрах земли наша страна находится на третьем месте в мире, в переработке золота после Соединенных Штатов, Китая, Индонезии, Канады и Африканская Республика, Российской Федерации отдается только седьмое место. В кратчайшие сроки такие страны, как Перу и Узбекистан, уверенными шагами увеличивающие объемы золотодобывающей промышленности, могут достичь показатели России и даже обогнать ее.
Значительная разрозненность данной отрасли — основной фактор, сдерживающий развитие этой промышленности. 566 недропользователей добывали драгоценный металл в двадцати шести субъектах России в 1999 году. Недостаток денежных средств и инвестиций для воплощения в жизнь проектов освоения и изучения новых месторождений золота средними и мелкими субъектами экономики, сложности в системе кредитования у российских и зарубежных банков — вот неполный перечень ключевых финансовых проблем золотодобывающей промышленности. Кроме того немногие предприятия мелкого бизнеса могут позволить себе современное технологическое оснащение такие, как погрузчики, автосамосвалы и землеройная техника и т.п. 20% от общего объема золотодобывающей промышленности сосредоточено в россыпных месторождениях золота. Их активная отработка вместе со значительным ослаблением минерально-сырьевой базы драгоценного металла на функционирующих производствах в 1996 году побудило к разработке Целевой программы на Федеральном уровне (ФЦП) «Производство золота и драгоценных металлов в РФ на период до 2000 года». Программа включает в себя: старт функционирования производств с итоговой производительностью 17,6 млн. т руды в год и восстановление семи работающих компаний (3,2 млн. т руды в год). Программа предусматривала рост в 2000 г. добычи металла на 45% и серебра на 100% в сравнении с уровнем 1993 г., сокращение издержек по причине ввода в эксплуатацию новых технологий, значительное улучшение показателей в сфере экологии и экономики, особенно в регионах золотодобывающей промышленности. Программа предусматривала решение задач в научно-технической области. Планировалось создание современного технологического оборудования, отвечающего мировым стандартам качества с целью переоснащения предприятий.
Реализация основных задач программы предполагала инвестиционные вложения (без учета месторождения близ Свердловской области ) в размере 5725 млн. долларов., из которых 3300 млн. дол. Планировало пустить на поддержку существующих мощностей и 2425 млн. долларов - на ремонт и ввод в эксплуатацию действующих предприятий.
Строительство новых мощностей предполагало привлечение денежных средств в размере 2065 млн. долларов, включая по источникам формирования:
152 млн. долларов - личные ресурсы компаний;
1246 млн. долларов - зарубежные капиталовложения; 
218 млн. долларов - ресурсы банков, ассоциаций и индивидуальных предпринимателей;
306 млн. долларов - ресурсы бюджета Федерации, включая так называемые “золотые кредиты” и госбюджетформирования; 
143 млн. долларов – ресурсы акционеров.
Старт функционирования золотодобывающих и перерабатывающих мощностей в самом начале действия программы составил 17,3%, финансовые вложения в строительство — 48,8%. Строительство новых мощностей должно было финансироваться за счет иностранных капиталовложений, средств госбюджета и индивидуальных предпринимателей. Зарубежные инвесторы
Идеи по привлечение инвесторов из-за рубежа с целью осваивания новых месторождений руды не нашли своего воплощения. Упадок экономической сферы, политические изменения, отсутствие стабильности в социально-экономической сфере, устаревшая база законодательного органа и излишняя политизация общественных масс, несостоятельность системы кредитования и финансирования — вот основные причины, по которым Россия не стала привлекательной для инвесторов из-за рубежа. Однако в самом начале Федеральная Целевая Программа смогла заинтересовать зарубежных инвесторов к вложению денежных средств в обустройство месторождений Покровского, Кубака, реконструкцию золотодобывающей компании «Бурятзолото». Но уже в 1998-1999 годах иностранные инвесторы значительно сократили финансовые вложения в развитие индустрии по добыче золота. Зарубежные специалисты заметили взаимосвязь между кризисом экономики Юго-Восточной Азии 1997 года и событий августа в России в 1997 году. Это и послужило к падению инвестиционного рейтинга нашей страны.
В 1999 году среди руководства крупных корпораций добывающей промышленности было проведено социологическое исследование, направленное на выявление стран из списка существующих, которые имеют возможности в течение следующих 5 лет заниматься разработкой и освоением месторождений. Среди латиноамериканских стран были выделены такие, как Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу и Чили. Среди африканских — Намибия, Танзания, Африканская Республика и Гана. Россия, Ангола, Албания и Таджикистан заняли места среди стран, обладающих наименьшими возможностями для привлечения денежных средств инвесторов. Однозначно можно утверждать, что ближайшие пять лет зарубежные инвестиции обойдут золотодобывающую промышленность РФ стороной. Финансовые ресурсы бюджета Федерации
Целевая программа изначально рассматривалась в качестве помощи промышленности по добыче золота со стороны государственной власти. Предусматривались так называемые «золотые кредиты» в размере 216 и 100 млн. долларов соответственно, направленные на финансирование реструктуризации действующих мощностей.
Приказ Главы государства РФ и распоряжение Правительства страны обуславливали «золотое кредитование» в размере 140,36 млн.. долларов следующих месторождений: Дукат, Валунистое, Каральвей, Эвенск, горно-обогатительная компания Олимпиадинск, Кубак. 19,36 млн.. долларов были направлены на реконструкцию рудников Холбинска и Березовского. На изучение россыпных месторождений металла в Магадане было затрачено около 58,08 млн.. долларов Федеральный бюджет страны также поддержал освоение месторождения Сухой Лог и Покровского (18 млн. дол. и 6,4 млн. дол. соответственно). Суммарно господдержка составила 242 млн. дол.
Финансовые ресурсы страны были наиболее оптимально реализованы на промышленных предприятиях Общества «Бурятзолото», Покровском, Олимпиадинском месторождениях, включая Кубак и Каральвей. Это составило половину из средств, выделенных Правительством. Другие 50% рассредоточены по другим объектам, где и по сей день отмечаются незавершенные строительные кампании и нецелевое использование средств (Лунное, Валунистое и т. д.)
Субъектам Российской Федерации также были выделены «золотые кредиты» (130 млн. дол.), предназначенные для привлечения зарубежных инвесторов (Республика Саха — 10 т, Бурятия — 0,75 т, Свердловск — 0,34 т)
Ссудные ресурсы организаций области кредитования.
Ошибочной была идея обширного использования финансовых ресурсов российских организаций кредитования в создании новейших золотодобывающих предприятий в 1996-2000 гг. Основной причиной стал экономический спад в работе системы банков, а так же большие проценты по ставкам кредитования.
Можно утверждать, что будущее не обещает обширных зарубежных инвестиций и ресурсов кредитных организаций России в эту сферу промышленности. Ресурсы развития и средства бюджета Федерации так же являются ограниченными. Возможно надеяться лишь на программу реинвестирования управлению субъектов РФ уже выданных ранее кредитов.
Собственные финансовые ресурсы организаций
Личные ресурсы компаний и предприятий могут выступать в качестве одного из источников финансирования сферы золотодобычи. Более внимательное изучение вопросов состояния финансов предприятий золотодобывающей промышленности позволят дать объективную оценку этого источника финансирования. Компании сферы золотодобычи, помимо воздействия экономического кризиса, подвержены воздействию следующих негативных факторов:
1. Исключительное право государства на драгоценные металлы. Изъятие учреждением казначейства ГОХРАН России металлов у добывающих предприятий в 1996-1998 гг. привело к тому, что практически все они превратились в должников внебюджетных и бюджетных фондов. Многие являются таковыми и по сей день.
2. Стремительное увеличение стоимости материальных ресурсов и ресурсов топливной энергетики вместе с контролируемой государством ценой на золото стало причиной увеличения затрат на создание продукции и падению прибыли. Таким образом стоимость материально-технического оснащения, оборудования, топливных ресурсов и машин стала значительно выше мировой.
3. Около 67% золота в России добывается из россыпных месторождений, при этом процесс добычи имеет сезонный характер. 70 % добычи металла приходится на районы Крайнего Севера. В связи с этим возникает острая необходимость в кредитовании процесса добычи, а именно в срочном обеспечении продовольствием и топливом, а также оборудованием и материалом.  С 1998 г. Правительство РФ стало прекращать покупку ценных металлов в Государственный Фонд России и в связи с этим прекратило кредитование компаний. Большая часть добываемого металла скупается торговыми банками, которые, в свою очередь, кредитуют предприятия золотодобычи. Поэтому бремя выплаты кредитов ложится на плечи этих компаний.
4. Падение показателей рентабельности многих мест золотодобычи до 8-10 % произошло из-за стремительного уменьшения цены на золото на арене мирового рынка (в 1996 г. с 370 дол. за 1 унцию до 252 дол. уже в 1999 г.). данный факт способствовал увеличению случаев банкротства многих предприятий. Большое число приисков перестали существовать.
Экономический кризис 180 промышленных предприятий сферы золотодобычи привело к невозможности погашения финансовых задолженностей перед бюджетом Федерации. В самом начале 2000 г. ее размер превысил 550 млн. р. , что приравнивается к 2,2 т золота.
Отсутствие контролирующего механизма исполнительных органов в ходе реализации Целевой программы стало причиной невыполнения ее основных задач.
Юридический аспект политики инвестиций
Главным сдерживающим условием в развитии отрасли золотодобычи стали недоработки юридическо-правовой базы в сфере обращения драгоценных металлов.
Федеральный закон 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не функционирует должным образом, так как до сего дня в действие не вступили постановления Правительства РФ о необходимости лицензирования деятельности в сфере реализации и обращения драгоценных металлов и камней, Указ Президента РФ «О ввозе в страну и вывозе из РФ драгоценных металлов и камней», а так же о деятельности бирж драгоценных металлов в Российской Федерации.
Юридические акты и закон нуждаются в существенной корректировке, так как включают значительные расхождения и несоответствия с принятым ранее законом валютного регулирования и контроля и Закона «О недрах».
Золото задействовано в обычном товарообороте на мировом рынке. Свободная скупка и продажа характерны для этого металла в мировых рыночных отношениях. Многие силовые ведомства, характеризуя серебро и золото, как прошлое наследие страны и относя их к валютным ценностям, формируют сдерживающий фактор в развитии внутреннего рынка драгоценных металлов.
Ошибочно полагать, что драгоценные металлы выступают в качестве стратегического минерального сырья. Согласно Федеральному закону № 131 «О государственной тайне» и Указу Главы государства РФ «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» все информационные данные и характеристики по золотодобывающей промышленности являются засекреченными. В связи с этим возникает невозможность предоставления открытых данных по результатам деятельности предприятий добывающей промышленности для привлечения иностранных инвестиций. И хотя Министерство экономики РФ и Министерство Природы страны разработали проект нормативного акта, исключающего серебро и золото из списка стратегического сырья, но акт пока еще не вступил в силу. Отсутствие юридической нормативно-правовой базы стало причиной исключения в 1999 году промышленных и ювелирных предприятий из сферы мировых отношений в области золотодобывающей промышленности., в связи с невозможностью реализации своей продукции. Все это приводит к сокращению рынков сбыта за границей, уменьшению производства, потери валютно выручки государством.
Увеличение показателей золотодобычи в ближайшие пять лет становится невозможным из-за невысоких темпов инвестиционной деятельности, возрастания налогового бремени, отсутствия у компаний личных средств.
Однако позитивные тенденции прослеживаются вместе со строительством и вводом в эксплуатацию промышленных центров на месторождениях Джульетта, Лунное, Школьное, Васильевское и Эльдорадо. Это дает возможность в ближайшее время наращивать объемы добычи. Уже 1999 год характеризовался положительными проявлениями: увеличение стоимости материально-технической базы и снижение цен на золото обозначили необходимость оптимизации способов золотодобычи. Что привело к появлению процесса кучного и подземного выщелачивания металла из песков и руд, получение его из рассыпных месторождений. В 1999 году итогом кучного выщелачивания восьми объектов стало 2,5 млн. т переработки руды. Еще четыре объекта планируется ввести в действие в 2000 году. Такие крупные промышленные компании как ОАО «Полиметалл», нефтяные компании и АК «АЛРОСА» становятся инвесторами. Торговые банки АКБ «Ланта-Банк» и «Газпромбанк» объявили о переходе к процессу прямого вложения финансовых средств.
Дефолт в августе 1998 г. стал положительным фактором в деятельности многих промышленных компаний и дал возможность выплатить долги, формируя при этом резервы их собственных средств. К 1999-2000 гг. эти компании ушли от необходимости кредитования процесса золотодобычи. Политика правительства, направленная на устранение разрозненности и переформирование отрасли с помощью вертикально-горизонтального интегрирования корпоративных структур способствовала увеличению объемов добычи золота. Особого внимания требуют отношения экспорта и импорта в сфере обращения драгоценных металлов, а также снижение налогового бремени на компании отрасли. Необходима их либерализация.
Благодаря совместным усилиям Правительства РФ, Министерству экономики и Департаменту драгоценных металлов и камней разрабатывается «Стратегическая реформа развития золотодобывающей промышленности РФ до 2005 года».
Реформа должна охватить актуальные вопросы промышленности в сфере золотодобычи, включая прогнозирование изменения цен внешнего рынка, динамику состояния сырьевой базы, технологическую оснащенность добычи и переработки, оптимизационные действия в сфере налогов и инвестирования, формирование современного и эффективного рынка золотодобычи.

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
С таким предложением на фоне последнего скандала выступила Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Если инициативу поддержат, депутат обещает внести ее в виде законопроекта в ближайшее время. По мнению Мизулиной, система электронных браслетов дл ...
ГОСПОДЬ Мой БОГ Мой ДУХСВЯТОЙ да святится Имя ТВОЕ на бесконечно-бессмертных  мирах Мироздания и Миропонимания! Да пребудет Милость ТВОЯ в бесконечно-бессмертных мирах Мироздания и Миропонимания! Да пребудет Справедливость ТВОЯ для всех существующи ...
196 ...
Соколесники, особенно начинающие, а также хрупкие женщины, а еще те, кто был воспитан в духе помощи голодающим Африки, будьте осторожны: на парковках и стихийных учебных площадках Невского района толкутся особи мужескаго полу славянской ...
Совместный пошив Мишки Тедди из плюша. Мне на почту часто приходят письма с просьбой рассказать или прислать выкройку, тех  или иных Мишек, а также сделать мастер класс по пошиву, но я предлагаю другой вариант - давайте совместно сошьем Мишку, вот такого - Мишутка ...