Калининград

топ 100 блогов vsoloviev07.03.2010 Не претендую на глубокий анализ ситуации. Просто выскажу свои мысли.
То что происходит в Калиниграде - закономерно. Причины недовольства людей не только в отсутствии диалога с властью, но и в серьезно ухудшившейся экономической ситуацией.

На протяжении многих лет, Калинингад был зоной относительного благополучия. Географическое расположение позволяло жить гораздо лучше, чем на "материке". Портовая жизнь сказывалась - "жвачка, джинсы, кока-кола, видеомагнитофоны", потом началось время великого автомобильного счастья. Сложился гигантский бизнес автоперегона и мелкой спекуляции. Таможня работала слабо, налоговые еще не лютовали, расцвел малый и средний бизнес - через Калининград хлынул поток поддержанных авто. Люди стали обрастать "жирком", поднимать голову, психология стала меняться. Сформировался средний класс. Практически все население ездило за границу так часто, что и говорить об этом не имело смысла. Деньги шли сами. Даже пересечение границы на пару часов в день с сигаретами, давало долларов по 100, что складывалось в нормальный месячный заработок.

Параллельно в область пришли авто и ЖК ТВ сборка, производство детского питания и прочие бизнесы. Практически все население было при работе. Местная власть и сменяющиеся губернаторы особо никого не волновали, так как жили своей жизнью. Хорошей памяти о себе они не оставили.
За "жирные годы" сложился и местный бизнес - бандиты и то "обелились", хотя, никуда и не делись. Особо крупные олигархические кланы не созрели, но малых и средних участников рынка было предостаточно.
Многие с "материка" приезжали за товаром в Калининград и удивлялись обилию машин, стриженным газонам и немецкому архитектурному наследию и влиянию.
Последние годы привели к резкому изменению ситуации.
Назначение Бооса привело к конфликту между местными бизнесами и привлеченным новым губернатором. Приезжие вели себя крайне агрессивно, завоевывая позиции. Недовольство росло, но еще не было всеохватывающим.

Когда государство решило ввести иные правила игра (не только законы, но и отношение к ним) - на таможне и в налоговой сфере, то ситуация резко ухудшилась. Многие получили многомиллионные требования по налоговым платежам, так как к ним стали относиться не как к перегонщикам, а как к продавцам автомобилей. В результате была сформирована организация "Справедливость". Произошло это несколько лет назад. Бизнес автоперегона пошатнулся и многие остались без работы, да еще и с проблемами с налоговыми органами.

Сборка в области перестала быть выгодной из-за налогового и таможенного бремени - затраты оказывались процентов на 30% выше, чем в стране. Российское правительство принимало постановления по упорядочению экономического законодательства, но по Калиниграду они работали в минус, так как не учитывали его специфики "островного" расположения и товарные потоки перестали заходить в область.

Главные беды пришли с кризисом. Рухнул автомобильный рынок: "умер" традиционный местный бизнес, крупные сборочные предприятия приостановили работу. Порт перестал жить привычной жизнью. Все попытки превратить Калининград в игровую или сборочную зону сошли на нет. Никто не хотел вкладывать деньги в достаточном объеме, так как экономическая привлекательность области пропала совсем. Появилась безработица.

Географическое расположение оказалось минусом. Граница удорожала всё. Даже товары из России стоили дороже, чем на материке: электроэнергия и газ - особенно. Из-за транзитных расходов. Таможенные сборы привели к тому, что в соседних странах цены дешевле иногда в двое.
Проблемы вдруг сказались на всем. Рухнул рынок авиаперевозок. Государство пообещало спецтариф - 800 рублей, но продержалось недолго.

Да еще и давно зревшая паспортная проблема. Напомню, что уехать-приехать из области без загранпаспорта можно только на самолете, а это теперь очень дорого. Работа Рогозина практически провалилась. Надо платить приличные деньги за транзитные документы. Плюс традиционное раздолбайство наших служб. Не завезли бланки загранпаспортов и те, у кого вышел срок паспорта, несколько месяцев сидели и ждали у моря погоды. Из России в Россию по загранпаспорту, а затраты не компенсируют.

В этот момент сказались особенности характера нового губернатора. Боос - рыночник. Верит в экономическую разумность и необходимость платить налоги. Налоги на все. Ввели налог на землю: посчитали - жуть! Да еще и тарифы на ЖКХ - кошмар! Ну а когда решили увеличить налог на транспортные средства, то народ уже возмутился не на шутку. Общее налоговое бремя на фоне резкого падения доходов превратилось в могильную плиту. В ряде случаев месячного дохода не хватало даже на выплаты обязательств по налогам. Да еще никто и не учел, что на Калининградцев могло быть записано по несколько машин разных годов выпуска.

Сам налог несправедлив, так как не учитывает ни год, ни особенности эксплуатации. Но когда его размер еще и один из самых высоких в стране, то народ начинает "звереть". Местные депутаты проголосовали за него понятным образом: вся фракция Едра - "за". И тут народ задумался.
Надо отметить, что есть еще и ряд "милых" особенностей отношения губернатора и местного бизнеса. Например, электрички из города в область ходили по странному расписанию. Народ в 6 вечера заканчивает работу, а ехать не на чем. Транспортники не хотят. Градус настроения понижается сразу.
Реализация национальных проектов - да: и школы и больницы строят. Но, начиная строить, закрывают существующие - а ведь новых еще нет.

Местный бизнес с радостью вставляет шпильки губернатору где только может. Сложилась целая Фронда, заинтересованная в смене Бооса на кого-то своего. История с честно проведенными конкурсом по подряду на строительство дороги привел к ссоре с влиятельными питерскими кругами, а конфликт вокруг авиакомпаний и госкредитования - к конфликту с полпредом Клебановым.
Вот теперь уже самый раз поговорить и о политической составляющей.

Очевидно, что в нашей стране произошло теснейшее сращивание политических и бизнес элит. Правящая партия всегда привлекает бизнес. Происходит взаимопроникновение. Бизнесмены идут в политику защищать и лоббировать свои интересы, а политики, пользуясь возможностями внедряются в бизнес, становясь де-факто партнерами, закрепляя и де-юре такое положение через владение долями доверенными лицами. Кризис приводит к конфликтам. Внутри партии зреют напряжения по линиям бизнес интересов. Так возникают конфликты между губернаторами, мэрами и депутатами не только в Калиниграде, но и на материке. Нахождение в одной партии ничего не меняет.

При этом, не удивительно, что система выборов по партийным спискам делает процесс голосования за законы выхолощенным и формальным: приоритет у депутатов за сохранением своих бизнес интересов и места в партии, которое и обеспечивает мандат. Никакой прямой зависимости от избирателей и личной судьбы депутата не наблюдается, хотя некоторая корреляция с результатами партии на следующих выборах возможна.
Такая система приводит не только к полной оторванности депутатов от избирателя, но и к тому, что люди и не знают своих избранников.
Беседуя с журналистами я спросил: а кто пользуется уважением в области из местных политиков или общественных деятелей? Ответа не последовало. Нет таких людей. Даже журналисты не знают ни местных депутатов, ни тех кто представляет регион в Москве.
Очень плохо работает и пресс-служба Бооса. Спрашиваю журналистов, а что хорошего сделал Боос на посту губернатора. Молчание. При этом среди ряда изданий распределяются "деньги на пиар" (судя по словам журналистов), а вот позицию не формируют, хотя бесспорно результаты есть (строительство дорог в частности).

Конфликт в области вспыхнул с обсуждения транспортного налога. Понятно, что для Бооса важно формировать местный бюджет - приходится добирать налогами. Но людям от этого не легче. "Справедливость" (Константин Дорошок и товарищи) разместила портреты Единоросов, проголосовавших за повышение, газета Арсения поддержала своим ресурсом. Власть проигнорировала. Никто с людьми не захотел беседовать. Люди были в бешенстве. Их просто не уважают. Губернатор считает, что ими можно командовать. Многие граждане впервые поняли, что даже депутатов местных они отозвать не могут. Социальное недовольство стало быстро перерастать в политическое. Тем более, что среди оппозиционеров и критиков Бооса (в начале конструктивных) оказался яркий талантливый депутат Соломон Гинзбург. Из СПСовцев, некогда работавший и вице-губернатором, он не зависит от Едра. Губернатор слышать его не хочет, аналитический материал его агентства не используется (а хорошие наработки и идеи есть, неслучайно и недавнее приглашение для участие в дискуссии от ИНСОРа). Гинзбург и выступил креатором политической составляющей митинга - закон об отзыве местных депутатов, дискуссионные площадки, слышать народ, живой многопартийный парламент.
Люди были возмущены настолько, что в мороз вышли на митинг. Данные расходятся: от 6 до 12 тысяч жителей.

Губернатор их проигнорировал - промолчал. Зато выскочили на трибуну Немцов и Яшин. Крикнули свое про Путина и Москву, что сильно не понравилось местным организаторам. И как мне сказали и Дорошок и Гинзбург - было неприятно, что приехали покрасоваться гастролеры на наших проблемах. Уехали, а толку ноль.
В среде лидеров оппозиции есть четкое понимание необходимости диалога с центральной властью. Задача улучшить жизнь в регионе, как они формулируют "хотим, чтобы нас услышали". Очевидно, что время является важным фактором. Диалог сразу после митинга и выработка совместного решения делали последующие митинги лишними, но власть не слышит людей и не понимает. При этом и оппозиционеры ведут борьбу за то, что и так у них есть. Например, Дорошок требует многопартийного местного парламента, не зная, что эти же требования сформулированы уже Президентом Медведевым. Однако, разъяснения реальной позиции центра в Калининграде нет.

Новый митинг вызывает у самих организаторов много тревог. Если будет тысяч 20 или 50, то кто гарантирует порядок и безопасность. Предыдущий митинг охраняли ребята из "Справедливости" и казаки, но их сил не хватит. Да и тогда кто-то пытался перекрыть дороги, а у ряда отморозков было желание забросать трибуну бутылками с зажигательной смесью, если там появятся представители Едра.
Я спросил устроителей, а что будет если в толпе взорвется пара взрыв-пакетов? Страшная давка, трупы. Повторение Ходынки и кровавого воскресенья. Они готовы взять на себя эту ответственность? Такая слава нужна? Ответ был очевидным - этого не хочет никто. Но и гарантировать от провокаций они не могут.
Во-многом организаторы становятся заложниками ситуации. Идея проведения митинга становится самодавлеющей, но понять для чего его проводить, какой результат ожидается, они пока не могут. Пока пытаются выработать требования, проводить объединительный процесс со всеми политическими союзниками. Допускают ошибки (на мой взгляд), привлекая нацболов. Так как сразу бросают тень на чистоту своих помыслов.

Я спрашивал, кто решает кому выступать, а кому нет. Дорошок ответил, что оргкомитет. Я  не знаю кто там находится, но все время меня не покидало чувство, что за всем этим есть и иной пласт интересов, совсем других людей. За справедливым недовольством людей скрывается и конкретный план по борьбе с губернатором в интересах конкретных бизнес структур, часть из которых криминализирована. Интересы пока совпадают. Только вот разрешение конфликта при сохранении Боосом своей должности в их планы не входит. А у криминальных мозгов свой план действий - они могут легко пойти на любую провокацию.
Власть упорно не хочет слышать. Даже встреча с Боосом прошла безуспешно. Таким образом организаторов подталкивают к митингу.
В блогосфере множество кровавых призывов, как говорят местные журналисты. Их это сильно пугает. Пока речь не идет об отделении губернии от России. Балтийская республика - эта идея все еще кажется маргинальной, но уже она на слуху. Ясно, что по результатам митинга и эту карту будут разыгрывать. Очень выгоден, может быть, и кровавый исход массового мероприятия и сепаратистски настроенным кругам, и бандитам, мечтающим о возвращении таможенных дыр и привычного дележа рынка. Недобитых боевиков я бы тоже не стал сбрасывать со счетов. Особо и взрывчатки не надо - пара хлопушек да пакеты с мукой посеют достаточно паники, чтобы люди передавили друг друга. Трагедия нанесет страшный удар по идее оппозиции в Калининграде, но будет выгодна непримиримым всех мастей.

В самой идеи проведения митинга нет ничего страшного. Можно собрать и 100 и 200 тысяч человек. Власть от этого в отставку не уходит. Всю Европу накрывали многотысячные демонстрации, которые и разгоняли так жестко, что России и не снилось. И это к политическим катаклизмам не привело. Не митинга следует опасаться - это нормальный язык демократии. Опасно не увидеть и не услышать Калининградцев, и их требования.
Происходящее в Калининграде требует от центральных властей срочных действий. Необходимо внимательно посмотреть на жизнь региона. Создать комиссию в правительстве и принять меры по реальному решению социально-экономических проблем. Местной власти необходимо вступить в конструктивный диалог. Создать целый ряд дискуссионных площадок на ТВ, губернатору выйти к людям, в прямой эфир, беседовать с ними. Необходимо ввести поправки и в законодательную базу - вернуть народу депутатов, по-крайне мере принять закон об их отзыве. Думаю, что было бы очень полезно дать возможность и лидерам оппозиции поработать на благо региона на серьезных должностях. Я спросил у Гинзбурга, какую должность он хотел бы занять? Подумав, Соломон сказал, что работа депутата его устраивает. Скромничает. Вице-губернатор было бы правильно. Дорошок собирается в местную думу. Арсений издает газету, но думаю, что мог бы и в местном правительстве поработать. В любом случае, время для диалога есть. Необходимо лишь понимать, что главное - это улучшение жизни людей, решение их проблем, часть из которых зависит от местных властей. Но очень многое зависит от Москвы. Говорить с людьми, слышать их и помогать им - вот для чего нужна власть.

Владимир Соловьев

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Как ни прозвучало бы это странно, но протестные выступления в столице Молдовы Кишиневе заставили задуматься над тем, насколько реально в скором будущем увидеть российский информационный занавес, когда страна полностью отгородится от внешнего мира и будет жить исключительно своей медиа жи ...
В последний день в Ташкенте мы пошли на Янгиабад-базар, что возникает в заброшенной промзоне по выходным - крупнейший в постсоветских странах "блошиный рынок", который с тем же успехом можно было бы назвать Музеем русского исхода из Средней Азии. Место это странное, я бы даже сказал - ...
Британской компанией Barrow Hepburn & Gale отреставрирован первый красный ящик для короля Карла Третьего. Карл Третий таким образом возвращает к службе ящик для почты, принадлежавший его матери, королеве Елизавете II, который также использовал ее дед, король Георг V, а затем ее отец, ...
Январь. Италия, Сантарканджело-ди-Романья Февраль. Тверь Март. Сергиев Посад Апрель. Химки Май. Москва Июнь. Петербург Июль. Великий Новгород Август. Липецкая область, археологический парк Аргамач Сентябрь. Тула Октябрь. Московская область, Васильевское ...
...