Калейдоскоп парада: предметы
sherlock_series — 03.10.2012 Ну и последний пост :)Качество фильма таково, что в нем каждая деталь, каждый предмет кажутся говорящими. И хочется думать, что каждая деталь появляется в кадре не просто так, а с глубоким смыслом или хотя бы просто со смыслом, а не в качестве исключительно декора или средства передвижения. Я знаю, есть такой эффект, когда зритель видит перед собой новое, гениальное актерское решение, а артист на самом деле в этот момент просто комара с носа смахнул. Но удержаться от соблазна пофантазировать на тему значения деталей все-таки не могу :)
С удовольствием приму дополнения профессионалов на тему символики. Я мало что знаю и еще меньше помню - и думаю, что не вижу половины смыслов :)
Лестницы
Лестница это просто лестница, возможность передвигаться между этажами, оно конечно. Если бы я не зацепилась за последнюю, самую важную лестницу, я возможно в эту сторону бы и не подумала вовсе. Но зацепившись за последнюю, пошла смотреть назад. И вот что мне кажется. Не всегда, но часто положение героев друг относительно друга на лестницах имеет значение.
Кристофер на рождественском празднике
Над всеми, над пустой болтовней и немелодичной музыкой, отделен границей перил.
Валентина смотрит на Сильвию, от подножия лестницы, снизу вверх
Последний разговор с МакМастером. Всегда, всегда до этого он - short friend, ему приходится задирать голову, чтобы поговорить с Крисси, даже когда они сидят друг напротив друга, МакМастер сильно ниже. И вот этот момент - Крисси уходит на фронт, его репутации нанесен непоправимый урон (то, что в клубе восстановили, это, конечно, важно, но это не все), в Управление он вернутся не может ну и далее по списку. А МакМастер получил рыцарство - украл по большому счету. И в этот самый момент он - на коне. Он стоит на лестнице выше, чем Кристофер.
Но приносит ли счастье или хотя бы удовлетворение сознание незаслуженной победы? Внутри себя ты всегда будешь знать, что не выиграл, а купил. И потерял при этом возможно что-то более ценное. Как мы видим позднее, приобретение титула, то, к чему очевидно он стремился с самого начала, отчаянно карабкаясь по лестнице вверх, не принесло ему ни счастья, ни покоя.
Тогда же сверху на них смотрит Сильвия. Но не знаю, вписывать ли эту лестницу в общую картинку. Как думаете?
Ну и наконец последняя лестница. Тут все прозрачно.
Кристофер и Валентина приходят в дом. Сильвия наверху. Вдовствующая королева. Злая ведьма, пришедшая убедиться в том, что заклятие не разрушено. Дива перед коронной арией.
Коронная ария в разгаре, да вот только аудитория решительно не хочет внимать. Один рывок разъяренной львицы, и фигуры на доске мгновенно меняются местами.
Валентина взмывает вверх, Сильвия шарахается вниз. Еще бы не шарахнуться, максимальный отпор, к которому она привыкла это шипение за спиной. Это не на Брауни хлыстом замахнуться, тут можно и всерьез схлопотать. Попытка отбиться, ударить по живому, ткнуть носом в разницу в происхождении, во внешности, в то, насколько она не роскошна по сравнению с Сильвией, натыкается на самую страшную для Сильвии реакцию - сочувствие мужа. Остается только сбежать с этой лестницы, ибо занимать положение на нижней ступеньке Сильвия не привыкла.
Поезда
Не зря Бойл использовал во Франкенштейне поезд как символ индустриализации. Это такой символ измененного времени, проходящий через всю историю. Он и связан с главными событиями в жизни героя, и несется вперед как прогресс, как колесо истории, которое невозможно остановить.
Вот эта картинка для меня в каком-то смысле символ всей истории. Вон она на холме, старая, консервативная, земледельческая Англия. Но скорый поезд с грохотом и свистом разрывает вековой покой, все меньше места будет оставаться тишине - все приметы старой Англии уходят вместе с ее Парадом. Из этой же серии - трактор, на который смотрит Кристофер, приехав на "могилу" дерева Гроби.
Много раз за пять серий мы видим такую картинку
И в какой-то степени в противовес скорому Валентина на неспешном велосипеде - мимо той же белой лошадки на холме
Конкретно в жизни Кристофера поезд это и роковая встреча с Сильвией, и страшная поездка на фронт, и вехи в жизни. Вот посмотрите, три картинки. Три момента в жизни, три разных человека
Вот Кристофер первой серии, который еще сильно озабочен тем, что жениться в Париже плохо для репутации
Вот Кристофер через несколько лет, уже переживший побег жены и ее возвращение, уже понимающий, что "того, во что я верил, больше нет" и что "то, чего я хочу, моим не будет"
И наконец Кристофер в конце истории, человек, прошедший войну, едет в потерянный родной дом на похороны последнего символа прежнего мира
Статуи, статуэтки и картины
Вот тут фантазию уже практически не остановить :)
Начнем с того, что на въезде в Гроби стоят Лев и Лошадь (скорее всего все же Единорог, как и положено, но я не успеваю это разглядеть) - два символа британской государственности, символы власти, силы и труда. Их показывают мимоходом, но они есть.
И тема лошадей, и тема львов в каком-то виде проходит через весь фильм. С лошадьми понятно, они для Тидженса конечно не просто один из символов страны, земледельческой державы, где без рабочей лошадиной силы было никуда. Они для него "чего больше я узнаю людей, тем больше я люблю животных". Его разговор со старой лошадью в конце первой серии - с кем из людей он говорит с такой нежностью, с такой заботой? Быть может с матерью и с сыном. И то, как Майкл гладит своего пони при первой встрече, дает надежду - мальчик пойдет по этому же пути, в чем с раздражением вынуждена признаться Сильвия.
Про львов же хочется показать три картинки.
В доме у Сильвии и Кристофера есть лев. У меня он почему-то отчетливо ассоциируется с самим Кристофером. И видим мы его внятно дважды (наверное, он мелькает на каких-то планах, но фокус на нем камера держит дважды).
Первый раз, когда Сильвия возвращается домой на Новый год и думает о муже
Второй раз тот же самый план на льва - когда совершенно разбитый и несчастный Кристофер возвращается после свидания с Валентиной
По большому счету в дремлющем льве нет ничего скорбного - и интерпретировать его тут можно как угодно, и как дремлющую силу, и как символ великодушия. Но отчего-то этот лев мне кажется трагической фигурой. А вам?
И еще один лев, про которого я отчетливо понимаю, что он притянут мной за уши, но все же.
Когда Кристофер разговаривает с Рагглсом о том, что восстановлен в клубе, за его спиной виден лев. Да, разумеется, это красный шотландский лев МакМастера, и все же мне важно, что этот лев - стоит, он - в полной силе
Ну и наконец последнее, относительно притянутое к теме львов. Когда Сильвия кричит о том, как будет терзать Кристофера, за ее спиной картина
На картине мертвый белый лебедь. А лебедь считался (и считается кажется) одним из символов Льва, долгое время он был частью герба Британии.
К теме картин еще три капса:
Сильвия разглядывает в гостинице вот эту картину
отчего-то у меня она вызывает ассоциацию с самой Сильвией и ее отношениями с мужчинами. Хорошенькая большеглазая кошечка - а на деле хищница.
Картина из галереи, кажущаяся пародией на Веласкеса и на чистую женскую красоту в принципе
И наконец просто на поразглядывать: картина с деревом Гроби из комнаты Майкла. Есть что-то от зеленых человечков, нет? :)
Детали
Я понимаю, что здесь уже надо остановиться, ибо пост опять становится безразмерным. Поэтому буквально два-три финальных предметных штриха, которые запали мне в душу.
Марк говорит с Валентиной о том, что хотел бы для Кристофера кресло у камина и своего человека рядом. И Валентина готовит к приходу Кристофера
а вовсе даже не ложе. Да, это особенно важно - когда можно поговорить
Кристофер собирает паззл. Последний новый год перед войной. Он понимает, к чему все идет, он знает, что грядет крах империи. И посмотрите, какой формы элемент паззла у него в руках
Ну и наконец вот это. Эту фигуру на дереве мы видим трижды: когда хоронят мать, когда хоронят отца и, наконец, когда Сильвия в разговоре с матерью объявляет о ясном намерении срубить дерево.Что это может быть?
И чтобы не заканчивать на грустной ноте - ибо я верю в то, что все у них хорошо - финальная, НАСТОЯЩАЯ улыбка Кристофера
На этом я мужественно останавливаюсь. Хотя могу назвать еще множество "моих деталей": хрустальная фигурка женщины, которую видит Кристофер и которая рассыпатся в блике, когда кадр переходит на Сильвию, верблюд, разительно напоминающий динозавра из Бриттаники в комнате Майкла, бюст Афины (могу ошибаться, мне так кажется), присутствующий при двух разговорах Сильвии и Кристофера в третьей серии и множество, множество других мелочей. А какие детали особенно важны вам?
|
</> |