Как…?

топ 100 блогов nvlasova10.10.2010 Следуя собственной логике, состоящей в том, что истинное развитие дает только построение «индивидуальной вопросительной траектории», я решила написать серию мини-статей, звучащих как ответы на вопросы, которые меня волнуют. И, которые волнуют людей, обращающихся ко мне за консультациями. Мне интересно искать свои ответы на эти вопросы. И пусть мои ответы иногда будут похожи на чьи-то еще, все равно это именно мой, индивидуальный взгляд на повседневность через призму моей психоаналитической подготовки.
Я надеюсь, что постепенно ответов будет становиться больше и тогда их будет логично объединить в блоки. А пока мелкой россыпью. Цикл мини-размышлений «Как…?»


 Как поддержать самооценку ребенка?

Недавно мне этот вопрос задали родители в детском саду. И сами же на него ответили: надо чаще хвалить. Этот ответ самый распространенный и вроде бы очевидный. Но мы при этом забываем, что похвала- это тоже оценка. Положительная, но оценка. И завтра она может быть отрицательная. Сами того не подозревая, мы учим ребенка ориентироваться на оценки окружающих. Позитивная оценка – значит я «хороший». Негативная – «плохой».  

В свою очередь уверенность в себе формируется, в основном, не в результате оценивания, а в результате опоры на собственные силы и возможности. Поэтому важнее не хвалить ребенка, а «возвращать», отзеркаливать ему «что он делает». Т.е помогать ему находить себя, свою индивидуальность в том, что он делает.

Мы очень часто сравниваем детей с кем- либо: с братьями и сестрами, с одноклассниками, с детьми знакомых и родственников. Причем чаще всего в негативном ключе: типа, «посмотри как Петя хорошо себя ведет, а ты?» , «посмотри как Маша хорошо учится, а ты?» . Тем самым ребенок приучается все время себя с кем то сравнивать. Но помогаем ли мы ему увидеть, чем он отличается от Пети или Маши, в чем его уникальность?

Трудный вопрос.

И следующий вопрос, который возникает – КАК?

Как это сделать? Как показать уникальность? Как научить видеть уникальность в себе и окружающих.
Мне видится, что здесь все дело в тонких различиях, в деталях.

Я часто прошу на консультациях или родительских собраниях рассказать родителей о своих детях. И слышу: «он(она) добрый, умный, послушный…» Разве по этим характеристикам можно одного ребенка отличить от другого? А потом мы идем в детали: как проявляется его доброта? Что он(она) делает, что Вы понимаете что ребенок добрый. И выясняется, что одна девочка добрая потому, что не делает никому зла, другая помогает родителям накрывать на стол, мальчик делится с друзьями своими игрушками, а другой трепетно ухаживает за своим хомячком. Все дети оказываются разными и поступки у них разные. А родители называют все это одинаково: быть добрым.

Значит, начинать надо не с детей, а с себя.

Можем ли мы сами увидеть уникальность своего ребенка? А рассказать ему о ней, так, чтобы он в этом зеркале узнал себя?
Может быть вместо того, чтобы говорить ребенку: «ты у меня такой молодец – ты добрый» можно попробовать говорить: «ты ухаживаешь за рыбками, значит ты умеешь заботиться о других», или «ты помогла мне убрать со стола, спасибо, - я понимаю, что это делаешь из любви ко мне. Я тоже тебя люблю, поэтому завтра испеку твои любимые блинчики». Или «мы любим папу, поэтому давай, к его приходу с работы, мы умоемся, причешемся и красиво оденемся и встретим его радостью и вкусным ужином». Т.е давайте попробуем ребенку объяснять, что он и Вы делаете, когда выражаете то или иное чувство и состояние.
Как говорится, «Бог в деталях». Давайте попробуем помочь ребенку найти в себе Бога. Творца. Творца своей жизни. А где Вы видели Творца с низкой самооценкой?

Итак, начинаем:

Расскажите мне о Ваших детях.
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Привет. Меня зовут Сергей. Мне 37 и я из Москвы. Это мой второй пост сюда. (Первый был тут ). Последние несколько лет на Новый Год уезжаю в Париж и там все всегда проходит одинаково. Вот мое обычное 1 января 2011 года. Послезавтра я проживу такой же ...
Волга ...
1) - Потеряли они меня, сволочи! - прошептал Навальный со злостью и снова стал надевать костюм Снегурочки - не поздравленными оставались еще полбарака. 2) Если два дебила - это сила, значит один из них - масса, а другой - ускорение. 3) - Девушка, у вас презервативы есть? - ...
Отвечая на вопрос определился ли он с выбором, за кого будет голосовать, президент России сказал: - Сегодня день тишины. Я давно определился, когда создавал известную политическую структуру, партию, поэтому здесь новизны нет, чего же здесь говорить? В тех же Штатах, как Вы знаете, ...
Дядя Гайдамак, самых честных правил - конченный сладкоеж. (Сладкоёж?). Серьезный на сладкое наркоман. Коробка конфет - один из самых желанных подарков. Знаете, обычно принято коробки конфет либо барышням дарить (а они их не особо едят, блюдя фигуру), либо чиновникам на взятку - ...