Как я ночевал в саамской деревне

топ 100 блогов masterok20.03.2018 Как я ночевал в саамской деревне

В начале марта я первый раз попал за Полярный Круг. Мы много ездили по Кольскому полуострову и Мурманской области. Кроме современных городов, музеев, предприятий, уникальной техники всегда интересно окунуться в национальный колорит и традиции местности. В Мурманской области это саамы. Они издревле кочевали с оленями по полуострову и жили в куваксах.

Практически в те далекие времена удалось попасть и мне...

Наиболее полный отчет в видеоверсии:


Подписывайтесь на мой канал в Ютюб - https://www.youtube.com/c/MasterokST


Итак, вот перед вами Кольский Полуостров, а мы находимся вот там, где желтое солнышко. Красная полоска начинается как раз от Мурманска.

Фото 2.
Как я ночевал в саамской деревне



Лапландцы – один из самых таинственных народов северной Европы. Более современное его название – саамы. Возраст этого этноса насчитывает не менее 5000 лет. Ученые до сих пор спорят, кто такие лапландцы, и откуда они пришли. Одни считают этот народ монголоидным, другие доказывают, что лапландцы – палеоевропейцы. Язык саамов относят к финно-угорским языкам, но сами лапландцы имеют десять диалектов саамского языка, которые настолько отличаются друг от друга, что могут называться самостоятельными. Это даже затрудняет общение одних лапландцев с другими.

Лапландцев осталось немного – около 60 тысяч человек. Больше всего саамов живет в Норвегии, меньше всего – в России. У нас их осталось около 1900 человек.



Фото 3.
Как я ночевал в саамской деревне


Испокон веков саамы жили вольной полукочевой жизнью. До XVII века они охотились и ловили рыбу, позже занялись оленеводством, которое стало для саамов основным занятием. Женщины славились умением украшать одежду и утварь бисером. Во время кочевий лапландцы жили в остроконечных жилищах куваксах или ковас, которые покрывались оленьими шкурами (в общем чумы по нашему).


Фото 4.
Как я ночевал в саамской деревне


Существовали и постоянные жилища: коту или башня, представлявшие собой остроконечное шестигранное сооружение из бревен, и тупе, пырту – рубленный из бревен дом, в котором жили одна или две семьи. Стоянка саамов называлась погост. Со временем саамы стали жить в скандинавских домах, избах и даже в ненецких чумах.

Не далеко от саамского поселения Ловозеро есть этнографическое местечно - Самь-Сыйт. В переводе это значит «саамская деревня». Здесь хранят традиции древнего народа саами (или саами, или лопарей) — коренного народа Мурманской области, который населял Кольский полуостров, а также северную Норвегию, Швецию и Финляндию.



Фото 5.
Как я ночевал в саамской деревне


Иван Головин, руководитель Саамской общины: "Род у меня один из самых богатых, до революции которые были, и занимался торговлей с Норвегией - ладьи туда ходили, мои предки этим занимались. Также он занимался оленеводством".

Иван поставил себе задачу сохранить народность, её традиции и обычаи. Арендовал 50 тысяч гектаров земли - под пастбище оленей - и пригласил друзей из села Ловозеро, что в 30 километрах отсюда, жить вместе так, жили их предки.



Фото 6.
Как я ночевал в саамской деревне


И как мне показалос Ивану со своими товарищами удалось создать тут очень атмосферное место. Как только проходишь через калитку, сразу встречаешь свободно разгуливающего лося Васю.


Фото 7.
Как я ночевал в саамской деревне


Он еще маленький, ласковый. Бегает за хозяином как собачка. На виде это хорошо видно.


Фото 8.
Как я ночевал в саамской деревне



Вырастет больше двух метров в холке и саамы на нем будут ездить как на лошади :-) Вот примерно так:


Фото 9.
Как я ночевал в саамской деревне



Деревенька находится в лесу, в очень живописном месте.



Фото 10.
Как я ночевал в саамской деревне


А что это под ногами тут валяется:


Фото 11.
Как я ночевал в саамской деревне


А-а-а-а, тут кролики под ногами бегают! Ну пошлите смотреть деревню.


Фото 12.
Как я ночевал в саамской деревне


Нас пригласили в жилище обвешенное шкурами и Виталий Круть (оленевод, житель деревни) рассказал немного о саамах.


Фото 13.
Как я ночевал в саамской деревне


Этот древний народ славится неторопливым бытом, созерцательностью и философским отношением к жизни. Время у саамов течет по-другому, не так, как в суетливых городах. Несмотря на попытки христианизации, лапландцы до сих пор остаются шаманистами, поклоняются культовым местам предков – «сета», где обитают духи. Сета часто становятся скалы или озера причудливой формы. Самым известным культовым местом саамов считается остров Укко на озере Инариньярви.

Вплоть до 50-х годов прошлого века там приносились жертвы духам. До сих пор лапландцы считают это место царством богов, сами туда не ездят и другим не советуют. Саамы считают, что в Лапландии 5 времен года, а не 4: зима, весна, лето, осень и Каамос - таинственное время полярной ночи, которое длится с середины декабря до конца января. В это время днем наступают волшебные синие сумерки, а по ночам небо Лапландии озаряется таинственным северным сиянием, которое можно видеть почти каждую ночь. Сами лапландцы считали, что в небе сияют снежинки, которые взметает в воздух своим магическим хвостом сказочная лиса, бегущая по своим делам далеко за горизонтом.

Сами лапландцы называют свою страну Сапми, что на одном из диалектов означает «Земля саамов». Название же Лапландия когда-то давно придумали скандинавы и русские. Они называли саамов «лопарями», «лапнянами» или «лопью». От этих слов и возникло название народа – лапландцы, и название страны – Лапландия.

Опять кролики под ногами...


Фото 14.
Как я ночевал в саамской деревне



Общие сведения о народе и традициях получены. Пошли смотреть все своими глазами и проникаться атмосферой и культурой ...




Фото 15.
Как я ночевал в саамской деревне



Еще кролики...



Фото 16.
Как я ночевал в саамской деревне


Саами всегда веровали в духов и поклонялись идолам, без репрезентации этого аспекта «Самь-Сыйт» не обошлась бы. Каждый идол здесь имеет свое предназначение — на любовь, на счастье, на удачу, на судьбу, на здоровье — и, согласно верованиям коренных народов, может исполнять желания и уберегать от бед.

Нам было предложено оставить монетку богам и попросить их о желаниях и потребностях.


Фото 17
Как я ночевал в саамской деревне


Только просили по китайской традиции не втыкать монетки в идолов, а просто класть рядом. Китайцев то очень много! Вот это я удивился встретив в Мурманской области такое количество китайских туристов.


Фото 18.
Как я ночевал в саамской деревне


Что их тут привлекает? Самобытность? Морозы? Снег?

Идем мимо идолов.


Фото 14.
Как я ночевал в саамской деревне



Нам уже успели расказать множество историй, как люди положив монетку и попросив решали свои проблемы, находили то, что потеряли, выздоравливали и все такое.



Фото 15.
Как я ночевал в саамской деревне


В давние времена лапландцы занимали весь Кольский полуостров. Их численность стала сокращаться еще до революции из-за эпидемий, алкоголизма, браконьерской охоты пришлых людей на оленей, промышленного освоения земель и частичной ассимиляции. С тех пор положение их не улучшилось. За последние десять лет численность лапландцев сократилась еще на 11%.

Только 13 % из них занимаются рыбной ловлей, охотой и оленеводством. Лапландцы России говорят на трех языках: это йоканьгско-саамский, на котором говорят не больше десяти человек, кильдинский саамский, который знают почти 500 человек, и колтта-саамский, который помнят 20 лаплдандцев. Колтта больше распространен в Финляндии – там на нем говорят 400 саамов.


Фото 16.
Как я ночевал в саамской деревне


Раньше лапландцы России говорили еще и на бабинском-саамском, но теперь на нем уже никто не разговаривает. Больше всего саамов живет в селе Ловозеро, которое называют столицей русской Лапландии. В последнее время саамы предпринимают попытки самоорганизоваться, наладить быт, справится с безработицей. Налаживают культурные связи с финскими лапландцами, пытаются сохранить культуру и языки. Саамские языки преподают в нескольких школах и в техникуме.

В городах Мурманск, Апатиты, Мончегорск существуют курсы саамских языков, решается вопрос с преподаванием языка в университете в Мурманске. Мурманская государственная областная научная библиотека собирает лингвистические и справочные материалы по саамам, каждый год 22 мая проходит День саамского слова. Одно время саамы возлагали надежду на организацию туристического бизнеса, но до сих пор эта идея остается в стадии проекта.


Фото 17.
Как я ночевал в саамской деревне


Следующее место остановки - собачки Хаски. Ну и милые же они создания!



Фото 18.
Как я ночевал в саамской деревне


Туристы прямо не нарадуются такому душевному приему. Эти собаки от природы такие ласковые?


Фото 19.
Как я ночевал в саамской деревне



Но все это круто выглядит конечно на природе и на просторе, а не в стенах квартиры.



Фото 20.
Как я ночевал в саамской деревне


А многие просто готовы забрать их с собой.



Фото 21.
Как я ночевал в саамской деревне

Фото 22.
Как я ночевал в саамской деревне


В деревеньке есть еще песцы. Даже не знаю, для чего их тут выращивают - для развлечения туристов или для шапок.



Фото 23.
Как я ночевал в саамской деревне


Вот еще красавец!



Фото 24.
Как я ночевал в саамской деревне


Пошли дальше. Ого! Олени!



Фото 25.
Как я ночевал в саамской деревне


Нам выдали кусочки хлеба для кормления оленей. Я уж не знаю, то ли они настолько любят хлеб, то ли просто голодные, но они бросались на хлеб просто толпой.



Фото 26.
Как я ночевал в саамской деревне


Как собачки подбегали и утыкались носами в поисках хлеба.


Фото 27.
Как я ночевал в саамской деревне


То ли они еще не взрослые особи, то ли просто вид оленей тут такой мелкий - в общем я думал что олени все же как то крупнее.


Фото 28.
Как я ночевал в саамской деревне



Вот смотрите у оленя во рту кусок хлеба.



Фото 29.
Как я ночевал в саамской деревне


И все смотрят и смотрят...



Фото 30.
Как я ночевал в саамской деревне


Если поднять случайно руки вверх, то олень закинет копыта тебе на плечи и будет тянуться за руками.

С такой толпой оленей кажется, что они рогами махают и тычут во все стороны. Кажется что вот вот проткнут тебя рогом. Но на самом деле у оленей в рогах много нервных окончаний и кровеносных сосудов. Олени хорошо контролируют положение своих рогов в пространстве и им не очень приятно ими куда то тыкаться и упираться. Потому Виталий просил нас небеспокоиться о рогах - никаких травм не будет.



Фото 31.
Как я ночевал в саамской деревне


Дикого северного оленя Кольского полуострова относят к номинальному подвиду Rangifer tarandus tarandus L. – европейский северный олень. По ряду морфологических признаков они больше сближаются с европейскими лесными северными оленями, которых относят к подвиду fennicus. Это дало основание считать, что кольские олени произошли от лесных считают, что fennicus, заселивший Фенно-Скандию после окончания ледникового периода, вряд ли мог быть предком кольского оленя, поскольку тундровые олени существовал на этой территории ещё задолго до появления здесь лесных. С учётом этого довода можно прийти к заключению, что современные кольские олени появились от смешения тундровых и лесных оленей. При этом по внешнему облику эти олени, всё-таки, больше тяготеют к tarandus.

В прошлом дикий северный олень водился на Кольском полуострове в изобилии, но к 20-30-м годах XX столетия, вследствие его интенсивной добычи, он оказался на грани исчезновения и сохранился в двух очагах обитания – на западе и востоке полуострова.


Фото 32.
Как я ночевал в саамской деревне



Домашних оленей Мурманской области относят к одному из экоти-пов ненецкой породы.

В прошлом примитивным домашним оленеводством в Фенно-Скандии и на Кольском полуострове занимались саамы. Ими была одомашнена лесная форма северного оленя. Саамы научились разводить северных оленей, по меньшей мере, 1000 лет назад, хотя, как полагают, первыми приручили этих животных на севере Европы норманны. Оленеводство саамов носило примитивный характер. Оленей в стадах было немного. В летний сезон они почти без всякой охраны находились на вольном выпасе, зимой использовались в качестве транспорта или применялись на охоте как "манные" для привлечения диких оленей.



Фото 33.
Как я ночевал в саамской деревне


В 1887 году на Кольский полуостров в район Ловозера с Печоры переселились 4 семьи коми-ижемцев. С собой они привели 5 тыс. тундровых оленей, которых перегнали с Малоземельской тундры. Ижемские олени заметно отличались от саамских оленей более тёмным окрасом. Со временем саамские и ижемские олени перемешались и в стадах стали преобладать гибридные особи. Сейчас всё поголовье домашних северных оленей приобрело консолидированный породный состав. Основная масса домашнего оленя выпасается в центральной части Кольского полуострова севернее р. Поной и почти не заходит в область распространения дикого северного оленя.

На Крайнем Севере развитие оленеводства остановилось на отметке в 50 тысяч голов в год. Ранее максимальная численность стада приближалась к отметке 150 тысяч.



Фото 34.
Как я ночевал в саамской деревне



А вот и исполнилась моя давняя мечта - прокатится на оленьей упряжке. На видео процесс показан подробнее.



Фото 35.
Как я ночевал в саамской деревне



Каждый годы подбирают и тренируют оленей для езды в упряжке.



Фото 36.
Как я ночевал в саамской деревне


Беленький вон совсем маленький - уставал больше всего. Но говорят это ничего страшного, никакого вреда животному нет.



Фото 37.
Как я ночевал в саамской деревне


Наступило время обеда. Нам принесли суп из форельки и гуляш из оленины и чай из ягеля. Я собственно не гурман, мясо вкусное, но при случае бы не отличил от говядины.

Основной пищей саамов зимой было оленье мясо. В прошлом, когда на Кольском полуострове в изобилии водились дикие олени, в пищу употребляли их мясо, позднее, с развитием домашнего оленеводства,- преимущественно мясо домашнего оленя. У саамов и раньше не было зафиксировано употребление в пищу сырого оленьего мяса, как это имело и имеет место у ненцев и некоторых других оленеводческих народов. Однако спасаясь от цинги, саамы пили сырую оленью кровь и ели мороженое сырое мясо. Обычно же мясо оленя варили в котле, слегка приправляя бульон мукой или ягодами. Ели, как и большинство северных народов, сначала мясо, а затем суп. Мясо также поджаривали на специальных палочках над огнем. Чтобы сделать запасы, вялили мясо, нарезав тонкими ломтиками, над костром или на воздухе.

Иногда в прошлом ели мясо медведя, хотя долго сохранялись следы ритуального отношения к медведю и его мясу.

Летом основной пищей саамов являлась рыба. Предпочтение отдавалось озерной рыбе - сигу, налиму, щуке, окуню и другим. Рыбу варили и ели перед ухой. Рыбу также жарили, нанизав на палочки, над костром или перед камельком. Как и мясо, вялили рыбу на воздухе. Заимствовали от русских секреты приготовления рыбы, запеченной в тесте. Это блюдо можно было приготовить только в русской печи, и это могли делать только саамы, жившие в избах.

Традиционным блюдом был суп из куропаток.


Фото 43.
Как я ночевал в саамской деревне


Растительная пища в рационе саамов занимала довольно скромное место. Из покупной муки пекли лепешки. В пищу употребляли внутренний слой сосновой коры, которую сушили, толкли и ели с рыбным или мясным супом.

Пищевой рацион скандинавских и Кольских саамов мало отличался. Однако у зарубежных саамов было широко распространено доение важенок, поэтому большее значение у них имели молочные продукты. У Кольских саамов доение важенок носило случайный характер.

Отличие имеется и в пристрастии к напиткам: если Кольские саамы любят чай, который пьют по нескольку раз в день, то скандинавские саамы предпочитают кофе. В данном случае налицо влияние соседних народов, а также имеющегося в продаже ассортимента товаров..

А вот в столовой стояло чучело молодой россомахи. Они тут бегают в этих местах. Мало того, Виталий нам рассказал, как не так давно застрелил особо наглого медведя буквально в 400 местрах от этой столовой.

Я решил, что вечером гулять тут особо не буду.



Фото 44.
Как я ночевал в саамской деревне



Не знаю, этого ли мишку тогда подстрелили, но я на всякий случай с ним сфоткался. Уж очень он напомнил мне "упоротого лиса" кто помнит.



Как я ночевал в саамской деревне


Что еще тут есть из развлечений - вот огромная горка.




Фото 53.
Как я ночевал в саамской деревне


А вот мы разбились на две команды и сейчас будет играть в игру - перетяни палку. В коричневых куртках, кстати, китайцы.



Фото 46.
Как я ночевал в саамской деревне



Тянули, тянули ... в общем наша команда проиграла. Потом еще играли в футбол шкурой, но это вы можете посмотреть на видео в начале поста.



Фото 47.
Как я ночевал в саамской деревне


Опять кролик под ногами ...


Фото 48.
Как я ночевал в саамской деревне


Эти места упоминаются и в современной художественной литературе. В книге современного российского писателя Андрея Буторина «Север» (2010) рассказывается о саамском племени, выжившем после ядерной войны. Главному герою, Нанасу, предстоит совершить путь от Ловозера до Видяево, а после — до Полярных Зорь. Книга является частью серии Вселенная Метро 2033. В 2011 году вышел роман-продолжение — «Осада рая». А в 2013 году вышел последний роман трилогии — «Дочь небесного духа», где главные герои возвращаются в Ловозеро, а затем на место гибели Надиного отца.


Фото 49.
Как я ночевал в саамской деревне


Еще кролик...



Фото 50.
Как я ночевал в саамской деревне



А вот Василий в естественной среде обитания. Зачем мы пошли в лес и как за нами увязался Василий смотрите на видео.



Фото 51.
Как я ночевал в саамской деревне


Природа тут просто изумительная. Я бы хотел посмотреть на все это летом, но мне сказали, что летом тут особо нечего делать и не так красиво как зимой. Это правда?


Фото 52.
Как я ночевал в саамской деревне




Очень хотелось переночевать вот в таком вот куваксе. Там собствено все есть для этого: очаг, настилы, шкуры. Но холода стояли достаточно серьезные и мы все же не решились. Теперь вот жалею.


Фото 38.
Как я ночевал в саамской деревне



Новечали мы вот в тех домиках на дальнем плане  тепле и с банькой :-)



Фото 41.
Как я ночевал в саамской деревне


В общем это очень интересное место. Всем, кто окажется в этих краях безмерно рекомендую.


Фото 42.
Как я ночевал в саамской деревне



Вот такой кадр: тишина и безмятежность.



Фото 54.
Как я ночевал в саамской деревне

Тут фотки в большом формате - http://masterok.media/91592-kak-ya-nocheval-v-saamskoy-derevne.html


Напоминаю еще материалы из поездки по Кольскому полуострову: вот например Как попасть в Финляндию и Норвегию без документов, а вот Первая в мире АЭС за Полярным кругом

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
6 мая 1975 года, на Гиоргоба, праздник св. Георгия, в Сухуми, у моих отца и матери родился я, Георгий, или Гия как меня зовут дома. Говорить начал в 3 года уже в Болгарии, где в то время работал мой отец. Приехал оттуда, имея запас ...
Вы зря умирали, деды и прадеды, сражаясь во все времена за Родину свою, за семьи и за меня! Сегодня смакуют у Савика Шустера на первом канале У T   и Е.Киселёв собирает баталии уже на ИНТЕР ТВ. И все рассуждают неспешно о том, что надо срочно ...
Алла_Чехолина все записи автора Почему у герани сохнут листья? Герань — это одно из самых красивых и знаменитых видов комнатных растений. Оно известно и популярно из-за с ...
...
На фоне успешной антитеррористической операции в Сирии рейтинг одобрения работы Владимира Путина достиг исторического максимума и составляет 90 процентов ... Процесс измельчания политических элит по сравнению с их аналогами предыдущих времен явен и очевиден. Есть на то объективны ...