Как возможна русская нация

топ 100 блогов trim_c19.04.2017
Сословия различались не правами, а повинностями, между ними распределенными. Каждый обязан был или оборонять государство, или работать на государство, т. е. кормить тех, кто его обороняет. Были командиры, солдаты и работники, не было граждан.

Третьей особенностью московского государственного порядка была верховная власть с неопределенным, т. е. неограниченным, пространством действия и с нерешенным вопросом об отношении к собственным органам, именно к главному из них, к боярской аристократии
/Василий Ключевский/


Мне представляется, что рассказ о русской истории через призму отсутствия русской нации поможет понять в ней очень важную особенность, не улавливаемую традиционным имперским дискурсом о колонизации бескрайних пространств, блестящих военных победах и грандиозном державном строительстве. Особенность эта состоит в том, что христианский, европейский по культуре своей народ стал главным материальным и человеческим ресурсом для антихристианской, по своей сути, «азиатской» государственности. Описанный Л.С. Васильевым в его классической «Истории Востока» феномен «власти-собственности» вполне неплохо работает на русском материале. Равно как и веберовский «султанизм» — патримониальное господство, основанное на свободном от традиционных ограничений произволе. В этом кричащем разрыве между русским сознанием и русским же общественным бытием — главная трагедия нашей жизни.

В разговоре о нации важно понять, что она в идеале — не рой, не стадо, а свободное единство независимых личностей. Но именно последним-то на Руси всегда приходилось трудно. Модель «самодержец – бесправные подданные», по «закону подражания», веками транслировалась сверху вниз на все этажи русского социума. В результате, высшей — хотя и неформальной — ценностью последнего стала не личная независимость и свободная солидарность, а возможность властвовать, помыкая нижестоящими, притом что вышестоящие, в свою очередь, помыкают тобой. «Русская общественная жизнь есть цепь взаимных притеснений: высший гнетет низшего; сей терпит, жаловаться не смеет, но зато жмет еще низшего, который также терпит и также мстит на ему подчиненном», — писал в 1851 году М.А. Бакунин, а сказано будто о сегодняшнем дне. Так что пресловутая русская атомизированность и нетерпимость друг к другу совершенно закономерны: какие могут быть коллективизм и терпимость между миллионами маленьких самодержцев?

Вследствие падения гражданской и общественной жизни и религиозная сфера деградировала «с одной стороны, до обрядности, с другой — до фатализма».

Проблеме личности в «русском мире» посвящена добрая половина отечественной литературной классики XIX столетия — все мы помним из школьной программы про «лишних людей». Но мало кто формулировал ее с такой четкостью, как В.В. Розанов в «Мимолетном» за 1914 год, пытаясь доказать ненужность для Российской империи ненавидимой им в ту пору интеллигенции, дал очень выразительный образ русского бытия, где независимой личности по определению нет места:

«Мужики — пашут.
Солдаты готовы “отразить врага”
Священники — хоронят, венчают, крестят. Держат
“наряд” и “идею” над человеком.
Царь блюдет все. “Да будет все тихо и
Благодатно”.
Египет. Настоящий и полный Египет».


Вот именно — Египет, образец восточной дохристианской деспотии!

Государство как было, так и осталось в России, по сути, главным собственником и главным работодателем, а при таком раскладе независимая личность как более-менее массовый тип решительно невозможна. Во всем этом не было бы трагедии, когда бы русские искренне считали подобное положение дел правильным. Раб, которого не оскорбляют побои, вполне может быть счастлив. Но одно дело — вынужденно подчиняться «силе сложившихся вещей», другое — верить в ее справедливость. Русские — народ христианско-европейской цивилизации, где личность — центр бытия, более того, это народ, создавший одну из величайших христианско-европейских культур.

Личная независимость в наших палестинах — цветок как будто редкий и экзотический. Но как характерно, что чуть политический климат начинает теплеть, это растение тут же получает тенденцию к распространению. Стоило самодержавию дать дворянству Манифест о вольности, как уже через двадцать — тридцать лет народилось поколение Пушкина и декабристов, для которого понятие о личной независимости было основой идентичности. Стоило в 1905 году явиться Манифесту о политических и гражданских свободах — и тут же бурно закипела общественная и хозяйственная жизнь, за считанные годы возникла новая, европеизированная Россия, уничтоженная затем пришествием коммунистического Египта.

Беда в том, что нам до сих пор никак не удается закрепить наши хаотические освободительные стремления на уровне работающих и воспроизводящихся социальных и политических институтов, создать новую «силу сложившихся вещей», которая поощряла бы дух свободы и независимости, а не давила его. И другая напасть: отечественные борцы за свободу нередко больны «бесплодным отрицанием нигилизма», а порой вольно или невольно копируют обыкновения своего надзаконного супостата.

Есть исследователи, которые пишут в связи с вышесказанным о каком-то особом «властецентризме» русской культуры или даже видят здесь выражение неких прирожденных свойств русского национального характера. Но данное явление все же не уникально. Джон Стюарт Милль писал в позапрошлом столетии: «Есть нации, у которых страсть повелевать другими настолько преобладает над стремлением сохранить личную независимость, что они даже ради призрачной власти готовы всецело пожертвовать своей свободой. В таком народе каждый человек, подобно простому солдату в армии, охотно отрекается от личной свободы в пользу своего начальника, лишь бы армия торжествовала и ему можно было гордиться тем, что и он — один из победителей, хотя бы его участие во власти, проявляемое над побежденными, было совершенно призрачно. Правительство, строго ограниченное в своих полномочиях… не по вкусу такому народу. ».

Вы думали, это о русских? Между тем речь идет о французах эпохи «суверенной демократии» Наполеона III.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Один раз в институте, по предмету трудового права нам задали задачку, как законно уволить сотрудника, который злоупотребляет алкоголем на рабочем месте. Как будущие управленцы, то мы должны были это знать. В итоге мы пришли к выводу, что необходимо зафиксировать наличие алкоголя в ...
Из интервью Станислава Лема - Как вам последний "Солярис"? - Идиотский. Конечно, я согласился на постановку из-за денег, но это сплошное разочарование. - Русский "Солярис" был лучше? - Раньше я его ценил невысоко, но сейчас понял, что - в сравнении - он все же хорош. Это было хорошее ...
Природа человеческая такова, что любое достижение цивилизации вскоре оказывается приспособленным либо для более продвинутого способа уконтрапупить себе подобного, либо для каких-нибудь незаконных целей. Взять те же дроны. Ведь куча возможностей применить их в мирных целях — так нет, ...
28.03.2021 Еще не ретро, просто давние. Первое фото подписано оч. интересно- - Леди Сара Армстронг-Джонс со своим тогдашним бойфрендом Дэниелом Чатто позирует для пробного снимка для первой фотографии принца Уильяма. Репетиция свадьбы слышала, а репетицию сника в первый раз ...
Винодельня Kunstler была основана в 1965 году в Хоххайме, региона Рейнгау, Германия. Благодаря перфекционизму и высоким требованиям к качеству Франца Кюнстлера, его вина быстро набрали известность. В 1988 году его сын Гюнтер Кюнстлер закончил обучение в институте виноградарства и ...