Как устроена немецкая система высшего образования

топ 100 блогов pora_valit17.02.2014 Сегодняшний мой пост посвящен системе высшего образования в Германии. Тема эта очень обширная и про нее можно написать десяток постов. Сегодня же я буду краток и лаконичен и постараюсь дать поверхностное представление о немецком высшем образовании. Этот пост будет полезен тем, кто рассматривает в ближайшей перспективе или в отдаленном будущем переезд в Германию с целью учебы и пока еще не особо вдавался в изучение темы. Я постараюсь в этом посте не только осветить общие факты, но и привести конкретные примеры из своей жизни, ведь я совсем недавно закончил учебу в Hochschule für Technik und Wirtschaft Dresden на специальности Fahrzeugtechnik (Техника транспортных средств). Помимо этого, в Украине до эмиграции я успел получить бакалавра по информатике, так что я могу объективно сравнивать обе системы: немецкую и постсоветскую.


В Германии есть три возможности получить высшее образование: Berufsakademie (или duales Studium), Universität и Hochschule. Рассмотрим их подробнее с плюсами и минусами каждой системы.

Berufsakademie: Принцип заключается в следующем: студент подписывает контакт с предприятием, которое финансирует его учебу и по сути готовит для себя будущие кадры. Учеба в академии и работа на предприятии чередуются каждые три месяца и полученные знания студент сразу же применяет на практике на предприятии. Плюсы такой системы: учеба наполовину состоит из практики, предприятие оплачивает учебу и после окончания учебы перенимает студента себе на работу. Минусы: поступить гораздо сложней, чем в университет, так как количество претендующих на место гораздо выше. За небольшими исключениями есть возможность получить диплом лишь уровня бакалавра, что значительно усложнит поиск работы, если на данной фирме дела не пойдут.

Universität: Учеба в университете в Германии отличается от таковой в постсоветских странах. Прежде всего студенту предоставляется большая свобода планирования своего графика и выбора предметов. Можно выбирать какие из предметов ты хочешь пройти в этом семестре, а какие в следующем, можно взять на один семестр три-четыре предмета, а можно десяток. Также большая гибкость в плане лекций, которые тоже можно подстроить под свой индивидуальный график. Это дает большую возможность в поиске подработки. Из-за такой системы в университетах нет понятия группы, так как студент посещает различные лекции с разными группами людей. Университетское образование считается более теоретическим, чем к примеру в Hochschule. Некоторые профессии, такие как медицина, юриспруденция, история, германистика и множество гуманитарных специальностей преподаются исключительно в университетах.

Hochschule: Этот тип высшего образования наиболее напоминает систему советского и постсоветского образования. Есть четкое расписание, есть группа, предметы выбирать нельзя за исключением некоторых второстепенных выборочных предметов. Учеба в хохшуле имеет гораздо большую практическую составляющую, чем учеба в университете. Именно по этой причине я выбрал учебу в хохшуле. В основном в хохшуле обучают техническим и экономическим специальностям, а также искусству и музыке в отдельных специализированных хохшуле. При хохшуле нет аспирантур, поэтому тем, кто планирует после окончания учебы работать на почве науки, нужно поступать в университет.

Это то, что касается учебных учреждений. Теперь расскажу кратко о других особенностях учебы в Германии.

Поступление:

Вступительных экзаменов при поступлении в университет или хохшуле нет. Отбор проходит по среднему баллу школьного аттестата. При этом иностранцы, поступающие в высшие учебные заведения Германии, проходят по отдельному конкурсу. Что нужно выходцу из постсоветской страны, чтобы поступить в университет в Германии? Тут все просто: нужно отучиться минимум четыре семестра в университете в постсоветской стране (это приравнивается к школьному аттестату) и сдать экзамен на владение немецким достаточным для учебы (Test DaF или DSH-Prüfung). Из результатов языкового экзамена и среднего балла будет формироваться оценка, по которой и будут проводить отбор.

Мой личный опыт был таков: у меня были прекрасные оценки языкового теста Test DaF с оценками 5,5,5,4 (где 5 - высший бал, 3 - низший, при двойке тест считается не сданным) и ужасный средний бал, взятый из моего украинского диплома бакалавра по информатике: 3,6 (где 1 - лучший бал, 4 - худший). При этом я поступил во все шесть хохшуле, в которые отсылал документы. Так что иностранцу поступить на учебу в Германию довольно просто, при условии хороших результатов языкового теста.

Финансы:

Главными плюсами немецкой системы образования, в отличии от постсоветской является ее бесплатность при стабильно высоком качестве образования. Благодаря этому Германия уже давно стала мировой кузницей кадров. Несмотря на бесплатность обучения, жизнь в Германии все же стоит не копейки, поэтому студенту в месяц нужно располагать определенной суммой денег. Для удовлетворения самых базовых потребностей эта сумма должна составлять около 500 евро в восточных землях и 600 в западных. Расскажу на личном примере куда уходят эти деньги:

Я учился в Дрездене, где самое дешевое и доступное жилье среди всех крупных городов Германии. За комнату, площадью 11 квадратных метров в санированном общежитии я платил 200 евро включая коммунальные услуги и лимитированный интернет. В Мюнхене или Франкфурте та же комната может стоить от 300 до 400 евро, как повезет. Следующий пункт расхода - обязательная медицинская страховка, которая стоит около 80 евро: эта цена одинакова по всей Германии. На еду я тратил 120 евро в месяц, особо не шикуя но и не отказывая себе в свежих фруктах и овощах круглый год. Итого: 200 + 120 + 80 = 400 евро. Это самые базовые потребности. Как минимум еще сотня евро должна быть на мелкие расходы будь то канцелярские принадлежности, лекарства в случае болезни и прочие мелочи. Кроме того раз в полгода студент платит административный сбор за учебу в который входит также проездной на общественный транспорт на весь семестр, в Дрездене эта сумма составляла 220 евро в семестр, из которой 160 евро стоил проездной и 60 евро административный сбор.

Исходя из вышеперечисленного очевидно, что 500 евро в месяц - это только самые базовые потребности, в которые не входят расходы на досуг, одежду и прочее. В рамках моего кредита на учебу я получал 670 евро в месяц, на которые и жил. Этих денег мне вполне хватало на все, включая досуг и редкие путешествия в рамках страны. Плюс каждый год во время летних каникул я работал на заводе полтора-два месяца, за которые зарабатывал обычно 1800 - 2200 евро. Эти деньги я пускал на покупку электроники, фототехники и поездок за границу.

Студенты в Германии не получают никакой финансовой помощи от государства. Поступая в университет, человек должен думать каким образом он будет финансировать свою жизнь во время учебы. Для граждан Германии и людей с видом на жительство есть несколько видов государственного кредита на учебу:

1) Государственный кредит в рамках BAföG - это даже не столько кредит, сколько подарок от государства. Выдается он только для первого высшего образования и рассчитывается индивидуально исходя из финансовых накоплений студента и его родителей, стоимости аренды жилья и дороговизны жизни в городе. Обычно сумма получаемая студентом в месяц в рамках этой программы составляет 650-700 евро, при условии, что родители студента не обладают капиталами, собственной недвижимостью и высокими зарплатами. Цель программы - дать возможность получить высшее образование людям из малообеспеченных семей. По условиям этого кредита, студент получает свои ежемесячные 650-700 евро в течении всего срока обучения. В сумме это выходит 27 000 - 35 000 евро в зависимости от ежемесячной суммы и длительности обучения. Из этой суммы ему нужно будет вернуть лишь 10 000 евро и то при условии, если он найдет работу. В случае окончания университета с отличным средним балом (1,0 - 1,5) кредит отдавать вообще не надо. Таким образом государство не только дает возможность получить высшее образование каждому, но и спонсирует самых способных студентов. Забыл сказать про важный ньюанс: в середине учебы наступает момент, когда для продолжения получения выплат по программе BAföG, нужно подтвердить свою хорошую успеваемость. Как правило, к концу четвертого семестра студент должен подать в соответственное госучреждение бумагу из университета об отсутствии задолженностей: к концу второго курса, все предметы должны быть сданы. В качестве исключения позволяют оставить не сданными один-два предмета в зависимости от университета. В противном случае выплаты по программе прекращаются.

2) Государственный кредит в рамках BAföG для второго высшего образования - это мой случай. Так как мне частично признали мой украинский диплом бакалавра по информатике, право на кредит из первого пункта, я не имел и мне ничего не оставалось, кроме как взять кредит по второму пункту. Условия предоставления, суммы начислений и правила кредита те же, что и в первом случае. Разница заключается в условиях возврата кредита. Тут уже никаких скидок нет. Выплачивать кредит нужно полностью, плюс проценты. Проценты по кредиту, правда, не большие и срок для погашения кредита составляет 20 лет. Скидок для отличников тут тоже нету. В итоге за четыре года учебы я получил от государственного банка 30 000 евро, при этом на пятом семестре я не получал денег, так как не сдал хвосты за первые четыре семестра. Лишь после сдачи всех хвостов, мне возобновили выплату денег в шестом семестре.

3) Образовательный кредит в банке. Тут уже все гораздо менее привлекательно: ежемесячная сумма выплат около 300 евро, высокие проценты и выплаты по полной программе после окончания учебы.

Кроме этих программ, которыми могут воспользоваться лишь граждане Германии и лица с видом на жительство, каждый студент имеет право на подработку но не более 15 часов в неделю, зарабатывая не более 4800 евро в год, или 400 евро в месяц. Большинство студентов со стран СНГ, приехавших по студенческой визе живут именно такими подработками, плюс, по возможности, стараются подработать нелегально (это непросто, но возможно), так как 400 евро не хватит даже на базовые потребности.

Это все что касается темы финансов.

Критерии оценки и уровень требований:

Первое, с чем сталкивается студент, приехавший учиться в Германию после окончания университета в одной из постсоветских стран - это совсем другой уровень требований и совершенно иные критерии оценки, чем на родине. Обычно отличники из российских и украинских ВУЗов занимают тут место в промежутке между хорошистами и троечниками. Оценивают успеваемость студентов в немецких ВУЗах примерно по следующим критериям:

1 - высший бал: студент знает идеально весь материал предмета, плюс обладает широкими дополнительными знаниями в этой сфере и демонстрирует яркий ум и творческое мышление.

2 - студент знает весь материал предмета практически идеально, допуская лишь мелкие неточности в деталях.

3 - студент знает большую часть материала, но допускает оплошности в определенных моментах.

4 - студент знает минимум 40% или 50% материала в зависимости от предмета.

Все, что ниже четверки - не считается за оценку и означает не сдачу предмета. Оценки тут имеют градацию, которая в различных ВУЗах разная. В моем ВУЗе градация была с шагом 0,3. То есть после оценки 1,0 шла 1,3, затем 1,6, затем 2,0 и так далее до самой низкой оценки 4,0. Естественно, критерии оценки могут колебаться от преподавателя к преподавателю. Есть преподаватели, у которых больше тройки не заработаешь никак, а есть и такие, которые раскидываются хорошими оценками и у них большинство студентов получает оценки в диапазоне от единицы до двойки.

С такими суровыми критериями человек, закончивший университет с оценкой 1 - 1,5 является если не гением, то обладает отнюдь не среднестатистическими умственными способностями. Таких людей сразу же после выпуска поджидают представители концернов с контрактами и очень хорошими зарплатами. Чтобы вы поняли, как непросто достичь такого балла, упомяну, что на моем потоке ни один человек не окончил учебу со средним баллом близким к единице.

Существенное отличие учебы в немецком ВУЗе от постсоветского - это невозможность купить оценку. В немецкой системе образование взятка отсутствует как класс и даже намек на желание "договориться" с преподавателем может иметь для "договорщика" очень далеко идущие последствия. В результате иного способа сдать экзамен, кроме того, как выучить предмет, нет. Что еще очень радует в Германии - это беспристрастность оценки. В Украине я постоянно был свидетелем того, как пятерки ставили пустоголовым девушкам просто за красивые ножки и улыбку, а парням за рвение лизнуть активную демонстрацию энтузиазма. Когда я сейчас вспоминаю тех отличниц и отличников, с которыми я учился, и мысленно помещаю их в немецкие условия, то понимаю, что тут они были бы в лучшем случае троечниками.

Трудности с языком:

Одной из самых главных трудностей, с которыми в процессе учебы сталкивается иностранный студент - это язык. К моменту начала учебы мой немецкий был неплохим на бытовом уровне, но как оказалось совершенно слабым для учебы. Ведь на первом семестре у меня было 12 предметов, каждый из которых обладал своей уникальной лексикой, которую до этого я никогда не слышал. В течении первого (и большей части второго семестра) я совершенно ничего не понимал на лекциях. Посещая лекции, я механически списывал с доски весь материал и потом, во время сессии, обложившись книгами, с помощью словаря все это разбирал, переводил и пытался понять. Это требовало больших затрат времени потому, что на прочтение и перевод странички в книге у меня уходило полчаса. А ведь нужно было не только прочитать, но и понять материал. Как люди, только приехавшие на учебу в Германию, совмещают учебу и работу на первых семестрах, я не знаю. В плане языка первые два семестра - самый трудный период для мигранта. Дальше все идет уже легче и словарный запас очень быстро расширяется. Главное не упасть духом в первые два семестра.

За что могут отчислить?

На учебу и получение специальности отводится определенное программой время (Regelstudienzeit). В зависимости от университета Regelstudienzeit составляет: диплом бакалавра: 3 - 3,5 года, специалиста: 4-5 лет, магистра: 2 года. Считается, что студент в состоянии вложиться в это установленное время. Именно в течении этого времени выплачиваются выплаты по госкредитам. Студент, вложившийся в Regelstudienzeit, увеличивает свои шансы на рынке труда. Для тех, кто не успевает вложится в это время (а таких всегда большинство), определен срок, после превышения которого, незадачливых студентов отчисляют из ВУЗов с запретом в дальнейшем учиться по этой специальности. В Саксонии этот срок для бакалавров и специалистов - 14 семестров или семь лет. Если студент за семь лет не успел сдать все хвосты и написать свою бакалаврскую/дипломную работу, его отчисляют. За что еще могут отчислить? -  если с трех попыток не сдал любой из экзаменов. В таком случае человек также получает запрет учиться по этой специальности в данной федеральной земле. Больше поводов для отчисления нет. Если не уверен в своих силах, от любого экзамена всегда можно отписаться, и сдать его во время следующей пересдачи. Таким образом попытка не засчитывается. Пропущенный экзамен по причине болезни также не считается за попытку. Многие наши соотечественники (и не только наши) часто бегают к врачам за справками во время сессии. Я один раз тоже так делал, когда не рассчитал свои силы и за день до экзамена понял, что не готов. А самый крайний срок для того, чтобы отписаться от экзамена - неделя (так было у нас в универе).

Практический семестр:

Обязательной составляющей высшего образования в Германии является практический семестр. Практику проходят обычно на различных предприятиях, места ищут в интернете, рассылая резюме. Университет никак не помогает студентам в поисках практики, так что рассчитывать приходится лишь на себя. Иностранцам найти практику трудней, чем немцам. Особенно при отсутствии опыта в данной сфере, приобретенного еще до учебы в университете. Мне потребовалось отослать более 50 резюме, и четыре месяца чтобы найти место для практики. Но я не знаю ни одного случая, чтобы кто-то не нашел себе место для практики. Находят все. Практика бывает разной в зависимости от предприятия. Как правило маленькие фирмы берут себе студентов в качестве дешевой рабочей силы и те весь семестр впахивают по полной. В то время, как на крупных концернах можно весь семестр сидеть в Интернете и страдать от безделья (как было в моем случае).

Культурная жизнь и общение.

В отличии от российских/украинских ВУЗов, культурная жизнь в университетах отсутствует как класс. Тут нет концертов с участием студенческих коллективов, нет таких праздников, как день факультета и много чего еще нет. В университет приходят, чтобы отсидеть пары и разбежаться по своим делам. Конечно, при университете существуют различные кружки, спортивные, языковые и прочие. Но это кружки, куда люди ходят, чтобы чему-то научиться и познакомиться с людьми со схожими интересами. Деятельность этих кружков никак не проявляется в самом университете.

Общения в группе на том уровне, на каком оно имеет место быть в постсоветском обществе, тоже нет. Тут каждый сам за себя и не стремится к общению за пределами своей небольшой группки приятелей. В итоге все разбиваются на мини-подгруппки в которых и общаются в течении всех лет учебы. Есть также много людей одиночек, которые не нашли приятелей в группе и не общаются вообще не с кем. Это общая картина, характерная прежде всего для групп технарей, подозреваю, что среди гуманитариев может все быть немного оптимистичней. Ну и исключения нельзя сбрасывать со счета. Так что тут я обобщать не буду, но тенденция в плане общения и личных контактов примерно такова, как я описал.

Друзья и приятели приобретаются в основном по месту жительства, в общежитиях и жилищных сообществах. Там студенты часто организовывают различные вечеринки, на которых люди общаются и знакомятся. Также в университете и студенческих клубах часто проводятся различные студенческие дискотеки, где все очень дешево и прилично. Там нет гламура и показухи, но я лично не оценил все эти дискодвижения, на которых темно, все пьяные и общаться тяжело, потому что приходится перекрикивать громкую и беспощадную попсу. Мне гораздо приятней и ближе были вечеринки в общежитиях, потому что там реально можно общаться и знакомиться с различными интересными людьми.


В этом посте я затронул основные факторы, которые нужно знать в первую очередь тем, кто собирается учиться в Германии. Естественно, в рамках одного поста осветить все нюансы такой обширной темы не представляется возможным, так что если у вас возникли вопросы по теме - пишите их в комментариях. Также буду рад любым дополнениям к посту а также вашему личному опыту, если он в чем-то был отличен от моего.

Следующий мой пост будет посвящен непосредственно моему институту. Мы прогуляемся по его коридорам и посмотрим, что из себя представляет высшее учебное заведение в Восточной Германии. Кроме этого я также расскажу, как был организован и прошел выпускной праздник.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Век живи, век учись: а почему на направлении на анализ крови, посвященный работе почек, пишут: "Перед обследованием - три дня никакого спорта"? Что в этом анализе изменится от спорта? А что спортом считается? Ну ладно, качалка и плавание наверное считается. А утренняя зарядка, типа ...
Мы отпускаем тебя. Пока отпускаем. Потом буква Т может и исчезнуть. Забирай своих подельников, холуёв, наличные цацки и руки в ноги. А Россию оставь в покое. Она сыта тобой по самые не балуйся. И это уже не игра. Это уже предтеча гражданской 2.0. Сука, ты зачем стравливаешь жителей РФ в ...
1. В Израиле разведаны третьи в мире запасы сланцевой нефти - до 250 млрд. баррелей (бассейн Шфела площадью в 258 кв. км расположенный в 50 км. от Иерусалима, характеризуется высоким содержанием нефти в породе 2. Израиль заявил, что близок к ...
на переднем плане корпуса №13-15, тогда как на заднем ул. Борщаговская "Один из «менделеевских домов» - изначально построенных для преподавательского состава Политехнического института." (С) wikimapia корпус №20 "Факультет Электротехники и ...