Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

топ 100 блогов kak_eto_sdelano28.02.2018 Этот репортаж я снимал больше 4 лет назад, но не собирался выкладывать, потому что фото делал на мыльницу. У меня была надежда переснять все позже на зеркалку, но никак не получалось и я забыл о нем на несколько лет. Но сейчас наткнувшись опять на почти готовый пост не мог оставить его и решил дописать и выложить в блог. Надеюсь рассказ компенсирует не самые лучшие фото.

В мой приезд в Нальчик под Новый год, мне удалось сходить в гости в мастерскую Зубера Еуаза, которую он сам называет лабораторией. Здесь он не просто строгает из деревянных чурок инструменты, а воссоздает национальный черкесский щипковый инструмент - шикапшину, под которую века назад (да и сейчас тоже) музыканты воспевали о славе, любви и горестях адыгского народа, как о простых людях, так и о героях Нартского эпоса.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.


Сейчас на праздниках черкесов в качестве музыкального инструмента главенствует ноутбук - загрузил в плей-лист нужные треки и колонки рвут барабанные перепонки битом национальных мелодий. До ноутбука был синтезатор, до синтезатора гармошка (чаще всего аккордеон), а вот до гармошки была это самая шикапшина с тихим, кажущимся заунывным звуком, который извлекается смычком. С виду она похожа на скрипку, но скорее родственница виолончели - она зажимается коленями и играют на ней смычком таким же образом. Зубер говорит, что культура черкесов тяготеет больше к скромности, потому и звук шикапшины тоже такой - скромный, тихий.

Знакомство Зубера с шикапшиной началось в начале 90-х, во времена его учебы в музыкальной школе, где он учился играть на скрипке. Как-то услышав вживую игру на народном инструменте, он заинтересовался им, а чуть позже ему удалось познакомиться с мастером Владимиром Григорьевичем Ойберманом, у которого заказал шикапшину. Ойберман попал в Нальчик еще в 1974 году по приглашению, для воссоздания народных инструментов для этнических ансамблей. После изучения инструментов, которые сохранились в местном музее, он стал делать свои, которые позже разошлись по народным музыкальным коллективам и стали попадать в руки любителей черкесской музыки. Он смог заинтересовать Зубера и вскоре передал ему все, что знал о производстве черкесских музыкальных инструментов.

Зубер не только мастер по изготовлению шикапшин, но и музыкант-исполнитель. Он пишет стихи на черкесском языке, сочиняет музыку и участвует в этнических проектах. Также важным для него остается преподавание: он обучает детей и взрослых  игре на шикапшине.

Перейдем в мастерскую, она небольшая, занимает всего одну комнату размером в 15 кв.м. Здесь на стеллажах хранятся материалы для будущих инструментов, как готовые разделанные доски, так и необработанные чурки, порой случайно найденные по дороге. На самом деле шикапшину или апапшину нельзя делать из попавшего под руку куска дерева. Перед тем, как выбрать подходящий кусок, мастер проверяет нет ли на нем сучковины, трещин и прочих дефектов, чтобы при обработке дерево не треснуло. К тому же подбирается нужная фактура, Зубер следит за тем, чтобы на деталях полосы от годовых колец были симметричными, красиво выглядели на готовом инструменте.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Эта заготовка, которая вскоре станет корпусом шикапшины, изготовлена из груши. Деревянная заготовка для нее до этого сушилась несколько лет, не под солнцем и дождями, а при комнатной температуре, на стеллажах.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На этом фото две шикапшины. Обе сделаны Зубером. Нижняя представляет собой "старую" модель, сейчас она на починке у мастера, и как он сам говорит о ней, она не так хороша, как последние инструменты.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На этом стеллаже хранятся заготовки. Некоторые уже готовы к обработке, время других еще не подошло.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На этом фото можно видеть, две разные модели шикапшины. Корпус правого инструмента в будущем будет цельный (вместе с грифом), а ко второму инструменту гриф будет приклеен.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Нужной литературы по которой можно узнать все азы создания инструментов не так много, хорошо, что с советских времен остались книги, из которых можно почерпнуть знания.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Однако, как говорит Зубер, не каждый, кто когда-то выстрогал табуретку сможет сделать звучащий правильно инструмент. Для этого недостаточно быть столяром, нужно любить это дело, знать, что должно получиться в конце и иметь музыкальный слух.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

В этой книге конечно не описано как создаются адыгские музыкальные инструменты, многие моменты мастеру приходится додумывать самому. Как говорит Зубер сколько б инструментов он не создал, невозможно привыкнуть к первому звуку нового инструмента.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На создание одной шикапшины может уйти несколько месяцев. Несмотря на внешнюю простоту, это совсем не простой инструмент: натяжение 1 струны - 15-16 кг,  дека толщиной около 2 мм, местами 3 мм. Шикапшина - тонкий инструмент, который может адаптироваться 3 месяца, пока строится звук. За все время мастером было создано до 100 инструментов, и ни один из них не залежался, все нашли своих хозяев.

Существует много технологий сборки, к каждому инструменту, свой подход, включая сорта дерева и их комбинации. Есть цельные и собираемые из многих деталей. Нельзя сказать какой вид дерева лучше, потому что все инструменты звучат по разному.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Если на переднюю деку взять к примеру вишню, то бока лучше взять из груши, на верхнюю деку взять ель, а если корпус из ореха, то лучше гриф делать также из ореха, и так далее. На звук влияют особенности подготовки древесины: сколько времени она сушилась, сушилась ли вообще и в каких условиях сохла. Можно взять ценную породу, 300-400 евро за одну доску и не получить никаких гарантий по качеству будущего инструмента, если не знать как сушили древесину. Буквально все эти детали влияют на звук, включая даже краску.

Свой элемент неожиданности есть в любом инструменте. Все получаются тембрально разными, несмотря на то, что делаются они практически идентичными друг другу.

В мастерской Зубера есть все нужные для производства шикапшины инструменты.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Количество заготовок говорит о том, что работы еще много.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Это кусок черного дерева, который славится своей прочностью. Из него делаются колки - держатели для струн.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На этом фото можно видеть части будущего инструмента: два бруска которые станут грифом, доска для деки и почти обработанный корпус.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Корпус зажимается струбцинами и из него выдалбливается все лишнее.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Здесь  уже практически готовые детали.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Можно сказать, что до рождения шикапшины осталось совсем немного.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Но сегодня мы не увидим завершающих штрихов создания инструмента, это делается без посторонних.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

На последнем этапе производства "черкесской скрипки", как еще называют шикапшину, инструмент покрывается льняным маслом, а после высыхания лаком.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Так выглядит готовый корпус.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Здесь можно видеть как апапшины так и шикапшины с разными видами корпусов

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

А этот инструмент - пшынадыкъуакъуа был воссоздан по фотографиям из архивов. Сейчас никто точно не знает, как должен звучать этот инструмент, потому что уже нет тех, кто слышал в последний раз звуки этого инструмента. В качестве струн пробуются как конский волос, бараньи жилы, так и металлические струны предназначенные изначально для гитары. В принципе, для игры на ней могут подойти все виды струн, но как говорит Зубер, здесь нет "лучшего варианта", каждый музыкант выбирает то, что ему ближе.

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Спасибо что дочитали!

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина.

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках, в ютюбе и инстаграме, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс видео о том, как это сделано, устроено и работает.

Жми на иконку и подписывайся!

Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. - http://kak_eto_sdelano.livejournal.com/
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. - https://www.facebook.com/kaketosdelano/
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. https://www.youtube.com/kaketosdelano
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. - https://vk.com/kaketosdelano
одноклассник.jpg - https://ok.ru/kaketosdelano
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. tw.png - https://twitter.com/kaketosdelano
Как создают адыгские национальные инструменты. Шикапшина. inst.png - https://www.instagram.com/kaketosdelano/

Официальный сайт - http://ikaketosdelano.ru/

Мой блог - http://aslan.livejournal.com
Инстаграм - https://www.instagram.com/aslanfoto/
Facebook - https://www.facebook.com/aslanfoto/
Вконтакте - https://vk.com/aslanfoto

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Тут пишут Не бывает "правильных" возмущений, "справедливых" митингов и "хороших" ...
Ну что, надо закончить сегодняшний день, предшествующий интервью века, на какой то хорошей и позитивной ноте, а то вы все ругаетесь друг с другом и на меня тоже. Сергей Шойгу : "Сдавайтесь, выхода нет, вам не победить". Александр Сырский :"Русские не сдаются!!!" Хорошего вечера с ...
...говорит то, что весь объём релода в стране закрывается, наверное, не более чем тридцатью дилерами, с их микроскопическим импортом. И не надо говорить, что, типа, разреши у нас релод - и все взапуски кинутся им заниматься. Я не думаю, что рынок вырастет даже на двадцать процентов. ...
Мыс Финнесет находится за пределами российского поселка Баренцбург и известно среди жителей как «норвежка». Называется он так потому, что его территория является норвежским владением. Своё название – Финнесет, мыс получил благодаря тому, что он был хорошо приспособлен для высадки на ...
- жизненном пространстве. Тут может возникнуть чисто научная полемика о том, что писать следует не "на", а "в", но я, с вашего позволения, от нее уклонюсь. У меня так друга недавно расстреляли в Днепре: он по рассеянности сказал "на Украине" в публичном месте - и пропал. Другой же мой ...