Как скейтбординг появился в Советском Союзе
foto_history — 09.09.2018Зачатки скейтборда как явления обозначились в СССР в конце 1970-х годов. Доски попадали сюда в небольшом количестве, как правило, в качестве подарков и сувениров из командировок и заграничных поездок.
Некоторые энтузиасты пытались делать скейты самостоятельно — в молодёжных журналах «Юный техник», «Умелые руки», «Моделист конструктор» периодически публиковались подробные чертежи для изготовления дек, подвесок и колес для скейта (хотя тогда в прессе он проходил под диковинным названием «асфальтовый сёрфер» или «роликовый самокат»).
Позже выпуск «роликовых досок» освоили крупные предприятия и оборонные заводы, переориентировавшиеся на продукцию массового производства.
Промышленное производство началось с Прибалтики, где на одном из заводов был налажен выпуск скейтов RULA. Сейчас невозможно сказать, что послужило толчком, но сразу несколько фабрик и оборонных предприятий начали массовое производство скейтов. Скейты производили в Риге ("Ripo"), Таллине ("Rula"), Ленинграде («Лидер» и "Вираж" со стеклопластиковой декой), Киеве ("Вираж" с резиновыми "подметками"), Краматорске ("Восток"), Пензе («Старт»), Рыбинске («Скат», "АПОМ (РПОМ)"), Казахстане («Зафак»), Белоруссии («ЖМЗ») и другие.
Примерно тогда же скейтбординг получает статус вида спорта в СССР, в городах открываются клубы и секции, начинают работу региональные федерации скейтбординга. Эпицентрами развития нового спорта являлись крупные мегаполисы — Москва, Ленинград, Рига, Харьков и прежде всего Саратов, ставший, по сути, столицей скейтбординга в СССР.
Именно здесь проходили самые крупные и организованные соревнования в Союзе, с большим количеством спонсоров и участников, и выпускался первый советский специализированный журнал «Скейт-новости».
Скейтборд в цирке и кино
В то же время скейтбординг начал проявляться и в массовой культуре — советском цирке и кино. Ещё в 1976 году циркач Анатолий Калинин, увидев в иностранном журнале необычный снаряд, решает попробовать использовать его в своих представлениях.
Руководство долго сопротивлялось идее запустить новую цирковую программу — в итоге на административные разбирательства и разработку номера ушло девять лет. Калинин сам пытался собирать доски, искал материалы и крепления, в конце концов вышел на завод в Прибалтике, который выпускал скейтборды. В 1985 году он, наконец, презентовал свой номер «Акробаты на скейтбордах» в Тульском цирке.
Так ,например, как описывают цирковое представление в журнале «Советская эстрада и цирк» в номере 1986 года: «Такой аппарат даже для Калинина, проработавшего долгое время эквилибристом на катушках, представлял определённые трудности. Своевольная, выпрыгивающая из-под ног доска подчинилась не сразу. Не сразу она принесла радость и успех, о котором сейчас без сомнения говорят и артисты и специалисты цирка.
Понять, как примерно выглядела программа выступления труппы Калинина, можно из этого архивного видео, датированного 1996 годом. Арсенал трюков впечатляет — прыжки с трамплинов, сальто-мортале через себя, выход безумного клоуна. Что характерно, доски у артистов жёстко закреплены на ногах на манер сноубордических креплений.
Сцена из фильма «Курьер»
сцена со скейтбордистами с 5.30
При этом советские слаломисты выезжали на соревнования в Европу и регулярно брали призовые места — прежде всего, Анатолий Мацукевич из Ленинграда, чемпион СССР и Европы, занимавший высокие места в мировом рейтинге слаломистов.
Одни из самых крупных соревнований по скейтбордингу в СССР прошли в 1991 году, когда в Саратов на Кубок Союза приехало более 130 скейтеров. Спонсорами соревнований выступило российское представительство «Пепси-Колы» и предпрития из других городов-участников.
На набережной Волги было построена рампа для гигантского слалома и мини-рампа, два скейт-дрома и оборудование для организации контеста по стритстайлу.
Кроме того, соревнования серьёзно освещались в прессе — британском скейт-журнале RAD, «Комсомольской правде» и «Советском спорте». Наконец, впервые появляется скейт на национальном телевидении — в передаче «Марафон-15». Вот тот самый искрометный репортаж Сергея Супонева с места событий.
С началом перестройки ситуация стала кардинально меняться. Сыграла свою роль открытость информации — те же американские фильмы о скейтборде показали, что советские доски совсем не отвечают реалиям современного скейтбординга.
Слалом начал отходить на второй план, и на смену ему постепенно приходит стритовое катание. Своё пропагандистское дело сделал приезд в Москву американской группы скейтеров в 1989 году, снимавших репортаж о советском скейтбординге для журнала Thrasher.
Thrasher в Москве около Университета. 1989 г.
Номер Thrasher о поездке в СССР.
И, на «сладкое», трек из известной серии “Спорт и музыка”. Зигмар Лиепиньш — “Пульс 2”. Диск был выпущен в 1985 году. Как сказано в аннотации: “Данная грампластинка продолжает серию изданий, разработанных фирмой “Мелодия” совместно со Спорткомитетом СССР, и может быть рекомендована для проведения тренировочных занятий, соревнований и других форм активного отдыха”.
А латышский слаломист на обложке намекает нам на одну из областей применения данной музыки. Слушаем достаточно популярную в свое время музыкальную композицию.
|
</> |