Как построить правильный культ победы?

топ 100 блогов archytector07.05.2017 Как построить правильный культ победы?

У меня деды воевали и в Красной Армии и в УПА. И если дедов-повстанцев я в живых не застал (тех, кто пережил войну, ждали лагеря и всё такое), то дедов-красноармейцев помню хорошо, как и то, что разговоров про ту самую войну они настойчиво избегали, и никаких дней победы не отмечали. Этот ветеранский феномен был заточен под идеологическое воспитание всяких пионеров, а сегодня в России превратился в культ, который и назвали метко «победобесие».

В этом культе уже не имеет значения дед реальный, который влачит жалкое существование в какой-нибудь костромской деревне. Значение имеет героический образ и его проекция на современное противостояние между двумя цивилизациями. В ней этот героический дед противостоит «объединенной Европе», что делает прозрачными текущие параллели.

Наш национально-сознательный дискурс под руководством того же института национальной памяти настойчиво пытается втиснуть в роль этих «дедов» повстанцев из ОУН и УПА. Получается, честно говоря, так себе. Если в Галичине и на Прикарпатье процесс, таки, пошел, то уже на Буковине, Закарпатье и Волыни стал буксовать. На восток от Збруча этот дискурс остался непонятым. Почему?

Не потому что борьба повстанцев против оккупантов была менее героической, а в силу территориальной распространенности ОУН и УПА. Этот «дедовский» культ (как и всякий другой языческий) будет успешным только в том случае, когда он основывается на реальных предках, когда местное население непосредственно связано с этими самыми ветеранами-дедами. В случае с Красной Армией это реализуется легко – мобилизация туда была действительно массовой. В случае с повстанцами это работает не везде. Все-таки бандеровские подпольщики и партизаны действовали в условиях оккупации и противостояния с другими подпольно-партизанскими структурами.

Сеть сегодня превратилась в актуальное поле виртуального боя, где война получила продолжение. Идет битва между этими самыми «воевавшими дедами». Украинских дедов там возглавляет Бандера, российских – Сталин. Имеются и переходные формы. Например, украинцы в РККП, которые поняли, что бандеровцы хорошие, а с другой стороны – украинские нквдисты и прочие «стрыбки». Что характерно, реальные деды к этому всему не имеют никакого отношения.

Главные правила: наши деды – герои, ваши – стреляли в спину (чекистские каратели) или просто глупенькие жертвы режима (бессмысленные самоубийцы по схронам). Наши деды если и допускали жестокости, то это была суровая необходимость, ведь ваши первые начали. Ну и коронное, если бы не «деды», то и тебя бы не было, ибо твоих предков сгноили бы фашисты (вывезли бы в Сибирь по приказу Берии и Жукова).

Я несколько равнодушен к ежегодной военной истерике в России, но наши попытки втиснуть повстанцев в этот пропагандистский дискурс меня беспокоят. У восточного врага все более-менее понятно: там большинство (по крайней мере на словах) все устраивает: вот деды, которые сделали подвиг, вот мы, которые пожинают заслуженную дедами счастливую жизнь. Гуманизм и либерализм – это все выдумки проклятых пиндосов, которые мечтают развалить нашу Россиюшку.
Тем временем Украина как бы пытается присоединиться к кругу тех стран, в которых не принято возвеличивать идеалы интегрального национализма, идеологии ОУН и УПА. Но это такое…

По-настоящему изменить общество в принципе невозможно без критического подхода к самому себе и к собственной истории. А какая самокритика возможна, когда имеешь перед собой кристально чистых дедов (типа, «Червоного» из Кокотюхи), которые в любом случае оказываются правыми.
Сожгли деды польское село на Волыни? Виноваты польские власти, которые 13 лет тому применили жесткие полицейские меры против «саботажной акции» ОУН в Галичине. Расстреляли семью верующих за то, что они отказались принимать участие в казни пленного офицера-нквдиста? Нужно чтобы был порядок. И вообще все эти истории льют воду на кремлевскую мельницу. Как говорил один мой оппонент: «Не сломалось, не чини».

Мне приходилось в живую общаться не только с ветеранами Красной Армии и УПА. Лично был хорошо знаком с тремя ветеранами Вермархта, одним ветераном румынской армии Антонеску, несколькими участниками вспомогательной полиции и «дивизійників» из 14 Division Grenadiere der Waffen-SS «Galizien». Один мой знакомый успел повоевать и в Вермархте и у югославских партизанов Тито. По отдельности все они произвели впечатление хороших людей. И единственный вывод, который я сделал, российской пропаганде «победобесия» не стоит вообще ничего противоставлять, оставив его по другую сторону цивилизационной границы.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне не хочется ничего писать, но написать стоит - для себя и своей памяти. Приехала в Минск на выходные мама, к брату, но сегодня заехала и ко мне - посмотреть, как я обжилась в своей норе, а потом вместе погулять. Маме всё понравилось у меня. Я рассказала ей секретик- новый стол я не ...
...
СМИ опубликовали видео с интересным феноменом — розовой радугой. Видео было снято в Китае, однако дата и место съемки неизвестны. Данный феномен не имеет специального названия у специалистов. Розовой радуга становится, когда возникает в закатных лучах. В результате сама радуга и ...
Банк России заморозил активы недружественных стран на 300 миллиардов долларов. Как ответил Центральный Банк России на заморозку его активов западными странами. Почему Россия решила отказаться от выплаты корпоративных долгов недружественные странам. Почему Россия готова к техническому ...
— Позвольте представиться, ...