Как переобуваются танкетки, или была CV-33 - стала CV-38.
strangernn — 09.07.2014
CV-38 (
кликабельно)
Очень хочется посмотреть в честные глаза того
итальянца, который у них там подвесками заведовал. То ли он
абиссинский шпион был, то ли чей еще, но большей фантазии в
способах подвешивания опорных катков танковой техники я не
встречал. Ну, один был случай у шведов, но и только. Вот и массовой
и популярной танкетке L-3/CV-33 не повезло. Ее семь опорных катков
были подвешены к корпусу по весьма и весьма сложной схеме. Нет, в
принципе на малых скоростях оно и неплохо, гусеница качественно
облизывала грунт, делая движение довольно мягким, - но вот стоило
прибавить газу, как вся радость кончалась.
прототип на шести катках (
кликабельно)
По-разному работающие на неровностях колесики
с разными ходами превращали быстрое движение по местности в опасное
родео. Нужно было увеличивать ход подвески и приводить все элементы
к одному знаменателю по упругости. И первым - и в общем-то
правильным - было приведение к единообразию. Вместо хитросочиненных
шести катков в двух узлах и еще одного отдельного - сначала
поставили три унифицированные тележки с торсионным упругим
элементом посередине. Да, это не привычный нам стержень, работающий
на чистое кручение, это ближе, наверное, к скручиваемой спиральной
пружине. Конечно, такой барабан с упругим элементом уязвим, - но он
не отнимает внутреннего объема танка и легко ремонтируется.
музейный экземпляр, а еще бегает! (
кликабельно)
Однако, шесть колесиков показалось много, да и
сделать их достаточно большими для хорошего хода возможным не
представлялось. Поэтому, к серии машина подошла уже всего с
четырьмя основными опорными катками на двух узлах подвески. Этого
немного не хватило по длине и пришлось вернуть маленький
дополнительный каток. Как это сказалось на поведении машины при
прохождении препятствий сказать не могу (должна бы при сходе с
преграды подбрасывать зад, нет?), но результат, похоже вышел
терпимым.
серийная машина в 3/4 (
кликабельно)
Получившаяся машина стала называться CV-38 и
понравилась. Однако, несмотря на то, что новая машинка вышла
гораздо удачнее предшественницы - итальянцы не разбежались ставить
их в массовую серию. В первую очередь потому, что - а куда девать
уже имеющиеся? Поэтому, наиболее массовым появлением CV-38 мы
обязаны кампании по капитальному ремонту CV-33, которую итальянцы
провернули в 1941-43 годах. Именно в это время было оснащено новыми
ходовыми свыше двухсот старых танкеток. Которые, впрочем, себя в
боях уже показали не очень - вооружение-то им не меняли...
бразильский вариант с 13.2мм Мадсеном (
кликабельно)
То, что сделали итальянцы очень заинтересовала
бразильских военных. Правда, два странных пулемета винтовочного
калибра их не прельстили, - и в качестве основного вооружения
покупаемых машин они захотели увидеть крупнокалиберный Madsen, аж в
целых 13.2 миллиметра калибром. И они его получили, их CV-38 стали
одними из самых мощно вооруженных танкеток вообще. Больший калибр
на танкетки (не превращая их в САУ), кажется, только поляки
ставили, 20-мм..?
+
CV-38 на немецкой службе свастика заляпана
черным...