Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом

топ 100 блогов varlamov.ru16.03.2018 Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом

Я с грустью смотрю на всех кандидатов, которые оказались в бюллетене на выборах. На мой взгляд, кампания совершенно неинтересная, отталкивающая, и из каждого эфира веет безнадёгой. Максим Кац в этот раз занимается кампанией Явлинского. Он подробно описал, что и как делала его команда. Посмотрим, поможет ли. Ваши ставки, господа? Далее текст Каца:



Неожиданно для себя провели самую олдскульную кампанию самыми дедовскими агитационными методами. Но при этом охватили такое количество избирателей и забабахали такой масштабище, что теперь уж точно нельзя сказать "Явлинский не ведёт кампанию" или "Явлинский не борется, а участвует для галочки". Но обо всём по порядку.

До этого наша команда строила все кампании более-менее по одной схеме: есть группа сторонников, которая хочет реализовать что-то в политике. Избраться депутатами сама, избрать себе представителя, донести свои мысли до сограждан посредством избирательной кампании, подтолкнуть своего политического лидера вперёд.

А мы использовали технологии и лучших на рынке специалистов для создания систем, которые позволяли всем этим людям провести эффективное коллективное действие. Скинуться деньгами и помочь, прийти в определённое место и поагитировать и т.п.

Это мы умеем хорошо. Вот только вчера взяли аж 4 главных премии европейской ассоциации политконсультантов за мундепкампанию (лучший фандрайзинг, лучший сайт, лучший диджитал маркетинг, лучшая муниципальная кампания в целом).

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


Но на кампании Явлинского всего этого сделать было нельзя.

Явлинский – честный политик, который много лет держит в боеспособном состоянии адекватную партию, всегда помогает нам в случае необходимости, говорит правильные вещи, не продаётся, не прогибается. Но его просто ненавидят медийные люди наших взглядов. Когда я просто высказывал мысль, что пойду ему помогать, на меня сразу накидывались так, будто я решил помочь избраться в президенты Игорю Сечину. Даже хуже!

Нас, конечно, такая реакция не поколебала в намерении помочь кампании. Мы двигаемся туда, куда считаем правильным. Иногда это по течению, иногда против, на течение мы особо не обращаем внимания. Однако как вести кампанию-то в таком случае?

Я предлагал план кампании для этой аудитории, но предложение моё отвергли. Аргументы были логичными, и крыть их мне было нечем:


  1. Эта аудитория (шумная и интернетная) – маленькая, от 50 до 100 тысяч человек;
  2. У неё на этих выборах очень много предложений (бойкот, Собчак, Грудинин, портить бюллетень), и, как ты ни старайся, всё равно она разделится между ними примерно поровну;
  3. Многие лидеры мнений просто из-за личных антипатий никогда не поддержат;
  4. А даже если и поддержат, людей всё равно не хватит: в 2016-м все поддержали, а в Думу не прошли.
Активная медийная аудитория хороша для победы в Хамовниках, это мы реализовали летом. Но для президентских выборов надо не увязнуть в бесконечных дискуссиях о том, почему не возникло коалиции с Гайдаром в 2004-м и почему Явлинский лучше бойкота. А то 10 000 человек убедим и будет 1%.

Логика в этом всём была, поэтому мы согласились помогать кампании даже при том, что она идёт не по нашей стратегии. С нами такое впервые, такого уровня доверия раньше не было ни к одному кандидату.

Но на контент мы всё же повлияли: мы подали идею, чтобы вторую газету написал от первой до последней буквы сам Явлинский лично. Дело шло непросто из-за графика, Явлинский писал газету в самолётах и довёл дело до конца. Газета вышла совершенно волшебная и убойной агитационной силы, но об этом позже.

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


Дальше стоял второй вопрос: как из этого всего сделать электорально значимую историю. Партия маленькая, денег мало, фандрайзинга по описанным выше причинам не будет. Какой-то бюджет есть, но в него явно не умещается всё, что хочется сделать: пикеты, интернет, телевизор, агитация от двери к двери...

Тут стоит сделать небольшое отступление. Стараниями некоторых политиков у нас многие думают, что агитационная кампания – это встреча с 500 сторонниками и красивые фоточки этого действа в твиттере.

На самом деле агитационная кампания – это когда ты убедил человека в чём-то, да ещё не одного, а множество. На муниципальных выборах достаточно было убедить 300 000 москвичей в том, что эти выборы важны, и надо проголосовать по предлагаемому списку. Но на президентских выборах нужно убедить миллионы человек, миллионы!

Как это сделать? Точно не твиттером и не встречами в регионах. Даже очень большими встречами в регионах не убедишь достаточно людей. Если ты не достал агитацией до 30 миллионов человек, то пиши пропало – это значит, что ты даже не сделал попытку опрокинуть выборы. А мы попытку сделать хотели, путь даже с такими скудными ресурсами и с противодействием сторонников.

Потому принято было решение отрезать все дорогие способы агитации, а дешёвым способом (газетой) 3 раза попасть в 9 миллионов почтовых ящиков на территории, где живёт около 33 миллионов человек. Это только то, за что отвечали мы. Ещё было около 3 миллионов газет, которые по одному разу попали в ящики в других городах.

Почему газеты

Тут как в анекдоте: во-первых, больше ни на что не было денег :) Но главное – газеты работают. Даже вне выборов 20% тех, к кому ты попадаешь газетой, проникается содержанием (исследование Навального). Во время выборов цифры ещё выше, потому что люди хотят получать информацию от кандидатов, хотят узнать, что кандидатам есть сказать.

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом
Зелёные и Москва – наша ответственность. Синие разносили региональные отделения. Ещё было около 4 миллионов других материалов – писем, буклетов, плакатов.

Такого масштаба кампании никто никогда на нашем фланге не делал. К примеру, за весь год кампания Навального напечатала в 2 раза меньше агитматериалов, чем мы за 2 недели. Сколько распространили – не знаю, там было много изъятий.

Очень тяжело было выжидать. Из той самой активной интернет-аудитории постоянно доносились крики: "Где же ваша кампания?!" И очень тянуло начать за полтора месяца, но нельзя было: надо выпуливать агитацию концентрированно.

В обычных моих кампаниях я люблю, наоборот, весь запас денег пустить в дело в начале, потом предъявить кампанию и план дальнейших действий и дальше работать на фандрайзинг, когда уже видно, что делается и что планируется. Но тут так нельзя было: фандрайзинг-то заблокирован либеральной общественностью и бойкотирующими. Поэтому терпели до последнего момента.

За 3,5 недели до выборов мы с командой вышли на работу в особняк. За 2 дня мы набрали и отправили представителей в 17 городов. Это был очень стрёмный процесс, мы старались брать ветеранов избирательных кампаний, но на все города их не хватило, и в некоторые города поехали кандидаты в депутаты. Выглядели эти отправки как-то так:

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


Короче, за несколько дней мой "Телеграм" стал выглядеть так:

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


Чем хороша именно такая структура распространения агитации – её можно быстро поднять, даже имея ограниченное количество идейных людей, готовых работать фулл-тайм.

Мы строго запретили нанимать фирмы, специализирующиеся на разносе агитации, потому что они все поголовно жульничают. Они привыкли, что на выборах всем пофиг, какой реально будет охват, поэтому тупо выкидывают 3/4 агитации, и всё. Нанимали только новые бригады из людей, не имеющих опыта такой работы. Бригадирами ставили водителей-сторонников, приходящих через мой блог или через партийные ресурсы.

Конечно, не всё шло идеально гладко, но в большинстве городов набрались прекрасные бригады, которые качественно работали. Вот, например, Омск:

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


В регионах люди работают очень качественно и ответственно. Процент попаданий в ящики доходит до 90%, уговаривают открывать домофоны, проходят всех консьержей. В регионах очень тяжело с работой, и люди очень её ценят, работают на совесть.

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом

Люди разных возрастов работали, вот Нижний Новгород:

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом

Намного сложнее дела в Москве и Петербурге. Тут, во-первых, меньше ценят такую работу и больше пытаются обмануть. Во-вторых, сложнее попасть в подъезды: есть закрытые жилые комплексы и злые консьержи. В некоторых районах Москвы попадание падало до 40%. Помогали жители, которые сами приходили в "Яблоко", брали газеты и раскладывали в своих домах. Кстати, ещё можно: Пятницкая, 31, ждём вас.

Ежедневные утренние загрузки похожи на инструктаж небольшой армии. Новосибирск:

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом


В Москве на пике вообще работало 120 бригад, на складе был эффект митинга, на подъездах к складу были пробки. В Петербурге работало до 42 бригад, вот как выглядит их утренняя загрузка:



В Питере пришёл помогать мой сторонник, опытный руководитель бизнеса, поэтому там дело шло очень организованно, несмотря на масштабы и объёмы. Во многих городах сторонники пришли помогать, кое-где наши ветераны организовывали все эти армии полностью самостоятельно.

Было страшно немного: получится ли у человека, который хоть и имеет опыт выборов, но всё же не управлял раньше штабами сам, руководить сотней человек. Набрать их, заключить договоры, давать задания, контролировать, платить.

Получилось вообще у всех. И не только развернуть всё, но и продержать систему в соответствии с нашими принципами работы (когда делать работу плохо просто неприемлемо).



Что в результате? Не знаю, посмотрим. Есть очень обнадёживающие сигналы – например, такие, как из Екатеринбурга:


Нижний Новгород



Я не знаю, что получится. С одной стороны, для полноценной кампании на второй тур не хватило пикетов, поквартирного обхода, охвата ещё 20-30 городов поменьше, агитации в интернете и закупки роликов на ТВ.

С другой стороны, даже в Москве агитация от "Яблока" приходит в ящики крайне редко, а когда приходит – люди голосуют. А в Красноярске или Челябинске она многим не приходила вообще никогда. Мы сделали 3 волны – две большие газеты и красивую открытку.

Чего мы точно добились? 23 миллиона раз была доставлена газета, которая говорит о том, что Путин ведёт страну в пропасть, что война и вражда со всем миром нам не нужна, что нужно развивать свою страну и заниматься ей. Что нужно быть добрыми и счастливыми, а не злыми и бедными.

Одна из главных задач политики – доносить свои взгляды до избирателя. Мы донесли, только ради этого стоило участвовать. Кандидат прекрасно вёл кампанию по телевизору. Насколько это было вообще возможно, произносил там сильные, добрые и правильные речи:


Нас было мало, короче, но мы в тельняшках :). Мы сделали всё что могли. Все, кто нас поливали, демотивировали, кричали, что не нужны мы никому – это всё тоже наши сторонники. "Яблоко" и наша команда, конечно, опять им всем поможет, когда им в очередной раз захочется понаблюдать на выборах или пойти в депутаты.

Большинство наблюдателей Навального от кого направлены на участки? От "Яблока". Как всегда. Мы сделали всё что могли в этот раз, как и всегда. Что из этого получится, мы не знаем, но мы попытались.

Приходите голосовать в воскресенье!

Как Максим Кац пытается сделать Явлинского президентом

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Получится выполнить сразу два задания марафона #жилабылаосень : ведь 1 октября отмечаются оба праздника: И Так что у кого-то сегодня двойной повод для хорошего настроения. Не у вас ли, уважаемый ...
Ну что, небольшое сетевое расследование, которое вчера провели мои сотрудники, дало очень интересные результаты. Отзыв оставил конкурент. Самый что ни на есть. И первый отзыв тоже.  Название писать не буду, зачем делать ему рекламу :) ...
  Мне очень не повезло со словом "космос". Вот вы что представляете, когда слышите это слово? Ну что-то же серьёзное, наверняка,  например,  бездонные пространства полные мерцающих звёзд, кинотеатры, музыку или Юрия Гагарина. А я сейчас опишу картину, которая сама по себе ...
Самые лучшие блины пекла моя бабушка, тончайшие, ажурные и безумно вкусные. Сама я блины печь не люблю, терпения не хватает, но есть люблю. Не люблю блины с начинками. Но один вопрос мучает меня, почему у абсолютно каждого человека получаются абсолютно разные блины? Двух одинаковых я ещё ...
Чтобы вишневое варенье при варке не окрасило мою одежду в несмываемый синий цвет, я варю его в голом виде, подвязавшись фартучком. А ты? Вот и сейчас, извините за ...