Как был устроен туалет на паруснике

топ 100 блогов kak_eto_sdelano11.10.2018 В погоне за романтикой, современные люди забывают о простых, но совершенно неотвратимых человеческих потребностях, которые имелись у людей прошлого, как и у нас. Множество людей склонно идеализировать старину, вычеркивая из внимания неприглядные стороны людского быта минувших эпох.

Как был устроен туалет на паруснике


Часто вы могли замечать и любоваться носовыми фигурами парусных кораблей. Многие из них - настоящие произведения столярного искусства. Прекрасный парусник, с белоснежными парусами, гордо идущий по волнам бескрайнего океана! Солнце, чайки и бездонное лазоревое небо во всю ширь горизонта! Дух захватывает от красивого образа и фантазий навеваемых представлениями из детства.

Как был устроен туалет на паруснике

Как был устроен туалет на паруснике

Как был устроен туалет на паруснике

Однако немногие знают, что кроме названия "носовые", использовалось более прозаичное - "гальюнные". И вот почему.

Итак, перво-наперво надо разобраться - куда ходили матросы и пассажиры старинных парусников,отправлять свои естественные надобности? Где располагались отхожие места для команды, пассажиров и офицеров? "Почему именно с этого начинать?" - спросите вы, а я отвечу - "Потому, что об этом никто и никогда не спрашивает, а между тем вопросы у некоторых возникают". И поэтому отвечаем:

Как был устроен туалет на паруснике
Носовая часть парусного судна с деревянной обрешеткой

Гальюны (туалеты) на парусных кораблях XVI - XVIII вв располагались в носовой части (для экипажа и пассажиров), и на корме (для офицеров корабля). Носовая часть парусника, которую мы обычно видим в своих фантазиях и мечтах - это ничто иное, как корабельный гальюн, обильно украшенный резными статуями и деревянными вензелями. Гальюн - свес в носовой части парусного судна. Именно так!

Как был устроен туалет на паруснике
Шведский военный корабль "Vasa", поднятый со дна моря. Обратите внимание на деревянные короба и решетчатый настил. Это - унитазы и решетчатый писсуар для моряков

Как был устроен туалет на паруснике
Модель четко передает назначение носовой части парусника.

Типичный гальюн парусного корабля начала XVIII века представлял собой сиденье с отверстием внизу. Поскольку туалет располагался на открытом участке палубы, это место было очень опасно для человека, так как от морской стихии его отделяли лишь тонкие поручни или натянутые канаты. Поэтому нередко нахлынувшей волной зазевавшегося моряка смывало за борт. А оказаться в воде посреди открытого моря – это верная смерть. Человека будет бросать в разные стороны, накрывать потоком воды, отчего он может просто захлебнуться. Но даже при наиболее удачном стечении обстоятельств, когда оказавшегося за бортом сразу замечали товарищи и били тревогу, случалось, что корабль под парусами уходил настолько далеко, что сверху уже не было возможности добросить утопающему матросу канат и поднять его обратно на борт. Догнать корабль вплавь человек не мог, потому что скорость парусного корабля при достаточном ветре намного превосходила скорость плывущего человека.

Из-за небезопасности матросы не любили гальюны. Не желая лишний раз рисковать жизнью, многие моряки считали для себя более предпочтительным сходить куда-нибудь за пушку или затаиться в темном углу трюма.

Поэтому в российском морском уставе 1720 г. было прописано, чтобы корабельный профос – должностное лицо, заведующее содержанием арестантов и исполнением телесных наказаний, – следил за чистотой на борту и задерживал виновных в разведении антисанитарии. Но даже штрафы и угроза быть выпоротым не могли заставить особенно робких моряков посещать отхожие места на носу корабля.

Как был устроен туалет на паруснике

Как был устроен туалет на паруснике

А вот, как обстояли дела у старших офицеров и капитана корабля.

Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

Как был устроен туалет на паруснике

В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

Источник

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected]) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Еще раз напомню, что посты теперь можно читать на канале в Телеграме

телеграм3

и как обычно в инстаграме.    Жмите на ссылки, подписывайтесь и комментируйте, если вопросы по делу, я всегда отвечаю.
инста3

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!
Как был устроен туалет на паруснике

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Шутить тоже как-то не получается. Впрочем.... начну с того, что слона в Турции то все и не заметили! А ведь я писал, что в Турции (как в Греции) все есть, в том числе и слоны. Например: Аврора вышла из ремонта - в Турции началась революция, Аврора благополучно встала у причальной стенки - ...
Застукала тут своего кота за поеданием арбуза. Вот ведь странный вкус у кошака... Сделала пару кадров, так сказать, для вещ. дока. Художественной ценности они не представляют. Но есть что предъявить. :) А еще Чарлик у меня теперь ...
931-й день войны Французские условия 14 февраля 1917 года Франция передала министру иностранных дел России Покровскому свои условия заключения мира в будущем: «1. Эльзас-Лотарингия должна быть возвращена Франции. 2. Ее границы должны быть проведены таким образом, чтобы включить во ...
Ну не совсем на шахту конечно, а в пивную при ней, в Roxby Downs. Они там - в 500км от Аделаиды! - завязали в узел сервер и не могут восстановить хотя бы до уровня запуска тимвьювера, чтоб с ремоты все отрулить. Приходится ехать. А потом еще говорится что на каждом углу, птушник, за ...
Фотоотчет о жизни заМКАДышей, юные годы, первая любовь, семья, дети, спорт... В ожидании прЫнцов: Проталкиваем через силу, прЫнцы на подходе: Обана, один уже нарисовался: Ай блядь, яга разлилася: Ещё баночку: А мы ещё прЫнцев подождём, яги ...