рейтинг блогов

К вопросу о том, о чем и как думать и писать эмигрантам

топ 100 блогов natali_ya21.01.2018 К вопросу о том, о чем и как думать и писать эмигрантам

Наталья Резник (Денвер, Колорадо, США)


Неоднократно от самых разных людей я слышала, что с моей стороны странно не только высказываться о том, что происходит в России, но и вообще о происходящем в России беспокоиться. В соцсетях на комментарии такого типа я обычно не отвечаю и всерьез в дискуссиях на тему так называемого “эмигрантского” отношения никогда не участвовала, поскольку мне всегда представлялось, что, как сказал Бобышев в довлатовском “Соло на Ундервуде”: “Нет такой проблемы! Что тут обсуждать?!

Может, еще обсудим — красть или не красть в гостях серебряные ложки?!” Я бы и не стала об этом писать, если бы в последнее время высказывания об эмигрантах не появлялись с самых разных сторон, и даже вполне вроде бы разумные и уважаемые мной люди не начали подвергаться патриотическим припадкам разной степени тяжести, суть которых сформулировала, вслед за Пушкиным (обронившим, как известно, в частном письме, что ему досадно, если иностранец разделяет его презрение к России) Агния Барто:

“Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!

А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью”.

Рассуждения на тему отношения эмигрантов к России находятся в спектре от совкового “продал Родину за колбасу - теперь сиди и помалкивай” до снисходительной нежности к живущим за границей существам, околдованным неспособностью порвать с Родиной последнюю связующую нить.

Совсем недавно главный редактор “Знамени” Сергей Чупринин в фейсбуке выложил на эту тему небольшое эссе, где выводит некий общий тип эмигранта, неспособного “отлипнуть от наваждения” и говорить о чем-либо, кроме как “о наших властителях, наших бедах, нашей литературе и нашей манере одеваться. Не все, конечно, с ненавистью или с презрением. Часто с искренней душевной болью, как о семье, оставленной в беде, а то и со светлой ностальгической грустью”.

Трогает то, что Сергей Чупринин не только прощает эмигрантам их вечную слабость, но и оправдывает их: не все ведь с ненавистью или презрением, бывает, так сказать, что и с искренней болью (пафосное и нелепое это обобщение выглядит чуть не ли ультра-либеральным на фоне сегодняшнего патриотического маразма).

Обратите внимание, как властители между делом смешались в одну кучу с бедами и литературой, а эмигрантские эмоции, таким образом, одинаково применимы ко всем вышеперечисленным категориям. Это неизбежное следствие выстроенной в подобных рассуждениях картины мира, о которой речь пойдет ниже.

Недавно мой друг Михаэль Шерб написал в фейсбуке следующий иронический пост на тему отношения к эмигрантам:

“…почитал ленту и понял, что хороший эмигрант это тот, который:

а) не интересуется тем, что происходит в России;
б) вследствие этого, понятия не имеет о том, что происходит в России;
в) и уж конечно не высказывает свое мнение о том, что происходит в России.

Эмигрант, не удовлетворяющий вышеперечисленным условиям:

а) не состоявшийся человек, очевидно, получатель вэлфера или что-то вроде того;
б) имеет, как минимум, легкие психические отклонения от нормы;
в) из вышеперечисленных пунктов понятно, что мнение такого эмигранта мало чего стоит”.

В ответ он получил массу серьезных реплик от:

“судить оттуда о жизни бывшей страны проживания (скажем так), о чем знать уже толком не можешь, раз ею не живешь, - это хоть и не редко встречается, но отнюдь не нормально”;

до:

“ведь ни для кого не секрет, что в комментариях отъехавших из России про Россиию гораздо больше негатива, нежели чем у не отъехавших из неё про остальное планетарное пространство?”

и (как же, без ожидаемого!)

“тут срабатывает общепринятое: надо ведь как-то оправдать свой поступок – эмиграцию, причём, некоторые пишут, что в эмиграции хлебнули лишку много больше, чем в россии, но всё равно стоят на своём - наша страна - это говно”.

(Последний комментарий, кстати, от регулярно публикуемого поэта. Авторская грамматика сохранена, а имени я не называю, дабы не позорить патриотически настроенного литератора.)

Роднящей в данном случае левых и правых, великорусских шовинистов и западников, является попытка объединить эмигрантов в некую отдельную группу, не то национальность такую, не то партию, а себя, вместе с остальными проживающими в России гражданами отнести к другой группе (классу, категории, нужное подчеркнуть). И тут уж, в соответствии с классификацией, все, что происходит в России, становится “наше”, эмигранты сразу становятся “они”, которые говорят чего-то там “о нас” (в данном случае обо всем, что заключено в границы страны, власть ли это в Кремле или тонкий в поле колосок). И, как ни крути, а ненавистное ли, любовное ли, но и то и другое приходится к классу эмигрантов: формировать отношение, объяснять их поведение (не то, не состоялись на новой родине; не то, ищут оправдания отъезду, не то особость НАШЕЙ русской культуры их держит) и / или плевать им всем сразу в лицо, или жалостно всех скопом гладить по голове, или наблюдать и анализировать, как вид окольцованных птиц.

Особость, видимо, русская действительно тут проявляется. Проявляется она в привязке человека к стране. Традиция несвободы, в частности, несвободы передвижения, засела в нас настолько глубоко, что невероятно трудно стряхнуть с себя наваждение (вот уж, в самом деле, наваждение!) и перестать характеризовать человека, пользуясь пропиской.

Когда моя выросшая в Америке дочь уезжала жить в Германию, я спросила, как относятся к переезду в другую страну ее друзья. Мне пришлось долго объяснять, что я имею в виду, поскольку вопрос этот ни для нее, ни для ее друзей просто не стоял, как тот самый вопрос, красть или не красть в гостях серебряные ложки.

Разговоры о якобы неосведомленности эмигрантов - все из тех же заскорузлых советских реалий. Обвиняющих эмигрантов в том, что те застряли в советских временах и судят оттуда, неплохо бы вдохнуть свежего воздуха 21-го века, когда открыты границы географические и информационные. Живу ли я на территории России? Нет, много лет не живу. Знаю, ли я, что происходит в России? По крайней мере, не хуже, чем знаю о том, что происходило в фашистской Германии, например (и, представьте себе, позволяю себе о ней судить).

И что ж это я переживаю по поводу того, что происходит в далекой стране, когда моя жизнь так давно и благополучно обустроена в США? Хотите ответа на этот вопрос? У меня есть российский паспорт, и российское законодательство позволяет мне голосовать на российских выборах в отсутствие каких-либо вопросов по этому поводу даже со стороны российской власти. Не будет никакого ответа, и сам вопрос бестактен и бессмыслен. С приветом из солнечного Колорадо, и не от русской общины, и не от эмигрантского сообщества, а только и исключительно от меня, эмигранта в первом поколении, оставляющего за собой право сохранять собственную личность и взгляды в любой точке земного шара.

источник

В своём журнале я несколько лет устраивала встречи с интересными людьми ЖЖ, была встреча и с НАТАЛЬЕЙ РЕЗНИК

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Мне это слово чуждо. В детстве, когда узнала, что люди не живут вечно, стало обидно, что не смогу прочесть все книги, побывать во всех уголках Земли ( Вселенной ), не смогу научиться всему тому, что интересно, не смогу нарисовать столько картин, сколько хочу, не смогу видеть, как меняются ...
Одним из главных достопримечательностей Крыма является так называемое "Ласточкино гнездо" - дача, построенная в 1910-1912 годах на краю отвесной скалы на одном из отрогов мыса Ай-Тодор близ Ялты. На Южном Берегу Крыма есть и более достойные ...
Я родился в Советском Союзе, но никогда не мечтал стать космонавтом. Я попал служить в РВСН, но в итоге отдал свой долг Родине в военном оркестре. Все мои познания о космосе, по сути, это знаменитое "Поехали" Юрия Гагарина, теория "лунного заговора" в общих чертах и припев песни ...
11 января, 21:56 Привет всем! На фото очень мерзкий для меня человек,по имени Аня и под ником judas_kiss666! По-началу когда я начал с ней общаться,она мне казалась нормальной девушкой,но потом когда я начал читать её блог и её новые записи,меня в прямом ...
(С) ...