К ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПИСЬМА
markshat — 06.12.2013Самым ценным, мне представляется, такое литературное письмо, в котором, когда автор пишет о мире, он пишет о себе, а когда пишет о себе – пишет о мире. Когда написано о других, а читаешь о личном, или читаешь о чем-то личном, а сквозь это видишь мир. Когда нет непреодолимой дистанции между авторским «я» и окружающим. Сейчас это редко встречается, на мой взгляд.
Вот у Пелевина совсем нет его самого, он прячется от читателя не только в жизни, но и в своей прозе, – и от этого мне скучно его читать. А Сорокин, хоть и не прячется, но тоже в высшей степени играет роль, чем действительно существует. Ничуть не больше авторского лирического присутствия у какого-нибудь Быкова или Иличевского. А у Прилепина лирический герой его прозы весь сделанный, как и у его крестного отца – Лимонова.
Но современная критика не восприимчива к этому. Как все ждут, что вот надо перестроить социалку, сменить Путина, и все наладится, это решит все наши частные проблемы, что на самом деле не так и полная лажа, так и в литературе все – и читатели, и критки, и писатели – ищут политическую программу.
Но литературное письмо по своей сути – это то, что несопоставимо шире как вообще любой политики, так и литературной политики, в частности. Публицистическая установка того, что когда-то именовалось «критическим реализмом», испортила литературу. Инфицировла ее политическим.
А модернисткая альтернатива завершила дело, противопоставив унифицирующей политической идеологии стилистический ассортимент. Вместо тоталитарной политики она предложила политику репертуара, политику рынка, политику производства и потребления. И теперь в литературе так же скучно, как в продуктовом магазине.
Вот почему, если у вас нет политической программы, или, мало того, ваша проза или стихи – это о лаже любой политической программы, наши современники вас не услышат или не примут. Ведь они с этим не согласны. Они жажадут действий и тупо верят в политические действия и так же тупо томятся от их беспросветности.
И тем не менее, когда вы им говорите, да все равно вы лажанетесь, какие бы политические действия вы ни предприняли, все равно ваши ожидания окажутся обманутыми, ваши унылые жизни останутся вашими унылыми жизнями, если вы сами не способны испытывать что-либо, кроме уныния, они не хотят этого слушать.
Для них одинаково чуждо «Бог есть любовь» и «Занимайтесь любовью, а не войной». Сегодня любовь – это ненависть к Путину. Или еще шире – ненависть к Другому, в том числе, к Другому в себе. Любовь реализуется через ненависть. И никого из таким образом любящих это не смущает.
|
</> |