Жуткий череп Гольбейна, закодированная исповедь Караваджо и другие тайны
tanjand — 31.03.2018Есть одна милая пасхальная традиция: родители прячут крашенные и шоколадные яйца, а дети устраивают охоту – поиск). Это давний обычай, и даже имеется поговорка, относящаяся к искусству. В современном языке термин «пасхальное яйцо» означает любую скрытую ссылку, содержащуюся в работах мастеров. В преддверии Пасхи, давайте вспомним эту поговорку и посмотрим на несколько любимых секретов, скрытых в шедеврах великих художников истории искусства.
Дьявол Джотто
Одна часть знаменитого цикла основателя эпохи Возрождения Джотто в верхней церкви базилики св Франциска в Ассизи, «Смерть и Вознесение святого Франциска» (построенной в XII в) изображает его, положенного на покой перед доставкой на небеса.
Веками люди рассматривали фреску, любуясь шедевром.
Искусствоведы описывали его, разбирая принципы композиции, цвет …. И никто не замечал один оригинальный и крайне необычный фрагмент.
Однако в 2011 году во время реставрации обнаружили до сих пор незамеченный скрытый образ.
Это лицо дьявола.
Ниже фрагмент с изображением, но попробуйте его увидеть на этой, такой привычной репродукции). Подсказка: он скрыт в облаке между небом и землей: «мощный портрет с крючковатым носом, впалыми глазами и двумя темными рогами», ну, как есть - дьявол.
Если смотреть на фреску номер 20 снизу, дьявол, изображенный среди облаков, практически неразличим, однако при близком рассмотрении его "профиль с крючковатым носом, рожки и ухмылка" четко видны.
Альбрехт Дюрер, Меланхолия I, (1514).
Загадочная и знаковая Меланхолия не с одним пасхальным яйцом, а с целой корзиной. В ХХ веке гравюру вообще стали считать чуть ли не самым значительным ребусом, подаренным человечеству искусством.
Но давайте сосредоточимся, однако, на аспекте буквально самого озадачивающего фрагмента: «волшебный квадрат» в правом верхнем углу.
Значение сетки числа таково: оно дает одинаковое число 34, если вы добавляете любые его столбцы, строки или четыре квадранта.
Это так называемый магический квадрат: сумма чисел в каждой его вертикали, горизонтали и диагонали равняется 34.
В чем смысл фигуры? Такой совершенный математический баланс кажется символом божественного, с одной стороны, но почему он с Меланхолией? Баланс, как связующее звено между меланхолией и гением?
Год создания Меланхолии – 1514. Что подсказывают эти цифры в середине нижнего ряда.
Но истину знал только мастер, но он не захотел ни с кем делиться. Поэтому мы с полным правом можем делать свои умозаключения).
Ханс Гольбейн Младший, Послы (1533).
В центре нижней части работы лежит то, что сначала кажется абстрактным мазком черного и желтовато-серого цвета. Если смотреть под наклонным углом с правой стороны картины, искаженная форма «исправляется», выявляя внушительный череп - возможно, напоминание Гольбейна о том, что смерть ждет, даже когда ты молод, богат и влиятелен.
Закодированная исповедь Караваджо
Последний год жизни Караваджо …. В отличие от многих его современников, которые часто встраивали хвастливые, прославляющие себя автопортреты, которые мы сегодня можем назвать самопиаром, мастер барокко совершил необычный подход в картине Давида с главой Голиафа: он написал себя в отрезанной голове.
Караваджо знал, что за ним охотятся, как за преступником, поэтому с этой картиной, которую он сам послал к кардиналу Сципионе Боргезе, могущественному племяннику Папы Павла V, он отправил просьбу о прощении.
В руке у Давида меч, и на нем гравировка с буквами «H-AS OS». Некоторые историки искусств предположили, что они аббревиатура августинского девиза «Humilitas occidit Superbiam» - смирение убивает гордость.
Представляя себя воплощением злого Голиафа, Караваджо признает убийство мальтийского рыцаря Рануччоо Томассони в уличной драке и раскаивается как христианин. Ну, это ведь тоже только трактовка.
До сих пор тайной остается повод, послуживший к драке и убийству. И неизвестно на самом деле, что означают буквы на мече, и почему Караваджо изобразил себя убитым.. можно только догадываться. Но посмотрите, какой автопортрет: Караваджо выглядит отчаявшимся, со сломанными зубами, с мертвеющими глазами, и лицом, полным синяков.
Рафаэль Пил, Натюрморт с апельсинами (около 1818).
Пилс иногда включал керлинг с фруктами в свои работы, и это служило образной подписью и очевидным каламбуром.
Таким образом, есть яблочная корка на столе в « The Peale Family» Чарльза , амбициозный семейный портрет, который он написал между 1773 и 1809 годами как реклама его мастерства в качестве портретиста.
Когда Рафаэль боролся за привлечение клиентов, он обращался к натюрмортам, которые могли понравиться широкой аудитории. Так что, если вы блуждаете по американскому крылу в любом музее, следите за картинами натюрморта – если в них есть элегантно очищенный апельсин, это всего лишь Рафаэль Пил, второй раз подписывает свое имя. -Сара Касконе.
Тайная вечеря Ван Гога
Кафе «Терраса в ночи» Ван Гога (1888).
Может быть, это кажется натяжкой, но сюжет очень связан с Пасхой. Существует теория, что картина Ван Гога ночного кафе, по сути, является закодированной ссылкой на Тайную вечерю.
Подумайте об этом: под этим очаровательным навесом 12 клиентов, а в середине - центральная фигура. Некоторые могут увидеть одетую в белое как официантку, но исследователь Джаред Бакстер утверждает, что это Иисус.
Деталь кафе, с возможным крестом.
В качестве подтверждающих доказательств он цитирует крестообразную форму в окне и письмо, которое художник написал своему брату Тео, когда он закончил картину. В нем Ван Гог говорит, что он чувствует «огромную необходимость, сказать свое слово - религии».