"Изнасилование девушки Славы – это изнасилование России, всех её современных ценностей"

топ 100 блогов denis_balin25.03.2016 В новом номере газеты "Литературная Россия" опубликована моя критическая статья о романе Дмитрия Филиппова «Я – русский»:

Изнасилование девушки Славы – это изнасилование России, всех её современных ценностей

Почитать полностью можно тут.

Действие дебютного романа петербургского писателя Дмитрия Филиппова «Я – русский» разворачивается в 2012 году и продолжает тему заданную им в том же году рассказом «Стратегия 19», опубликованным в толстом литературном журнале «Знамя». Конечно, это две разные истории, но они живут в одинаковом времени и пространстве. Поэтому было бы не плохо перед прочтением романа «Я – русский» прочитать и ряд более ранних произведений автора.

Это не первая книга Филиппова, он уже успел заявить о себе несколькими повестями, например, в сентябре 2011 года вышел дебютный сборник прозы «Три времени одиночества».Он регулярно публикуется в периодике и даже вошёл в список премии «национальный бестселлер» с романом, о котором речь пойдёт дальше.

Несмотря на события, произошедшие в эти несколько лет и отделяющие нас от сюжета, он не потерял свою актуальность. События на Донбассе, Сирия, санкции и прочее многое изменили в нашей жизни, даже люди стали другими, но борьба между разными лагерями (типа «либералов» и «патриотов») продолжается и во многом усиливается. Хотя делить литературу на какие-то «тусовки» – дело неблагодарное и вредное, но и отрицать такие явления тоже невозможно.

К счастью, всё чаще стали появляться авторы, воспринимающие литературный процесс, как единое поле деятельности, не разделяя на «тусовки» и «секты». К этой новой волне авторов я бы отнёс и Дмитрия Филиппова с романом «Я – русский».

Читателя ждёт откровенный и серьёзный разговор о России, о нашем совсем недавнем прошлом и счастливом времени, когда доллар стоил тридцать рублей (правда, это сейчас, кажется, что времена были не такие уж плохие).

К сожалению, нашу так называемую политическую оппозицию сложно воспринимать на данный момент хоть как-то. Если смотреть с расстояния и не присматриваться, складывается ощущение, что они действительно представляют определённую часть населения с так называемыми прозападными ценностями, но эта иллюзия рушится, когда начинаешь более близко присматриваться к основным персонажам.

Периодически этим «лидерам» удаётся вытащить таких молодых людей, как главный герой романа «Я – русский», на митинги, но это скорее временное сотрудничество, чем реальное сочувствие и участие.
При чтении первых абзацев моей статьи кому-то может показаться, что эта книга о политике – это не так, хотя последняя там отчётливо присутствует. Разговор, который затрагивает Филиппов, куда глубже и шире.
Начать стоит с того, что книга написана от первого лица, автор сразу проводит чёткую границу между собой и своим персонажем, беря на себя скромную роль публикатора рукописи найденной им в интернете.
После прочтения вступления у меня как у читателя сразу возникает вопрос: зачем тогда автор где-то публиковал в интернет текст, если ему «плевать» на чьё-то мнение? «Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Андрей Вознесенский, мне тридцать лет, я воинствующий графоман, и мне плевать, что вы думаете по этому поводу». Получается, что герою всё-таки важен этот рассказ о себе, и он хочет, чтобы его услышал кто-то ещё. Подобное не соответствие желанию и реальным действиям прослеживается на протяжения всего сюжета.

С другой стороны, каждый человек состоит из разных противоречий и метаний, а значит, необязательно должен соответствовать какой-то определённой системе. Отчасти все эти двойные стандарты Андрея связаны с попыткой охватить разные аспекты жизни, от самого бытового до политического и даже духовного.
К сожалению, в романе больше политического, чем духовного, как и больше публицистики, чем художественной прозы. Переворачивая страницы и следя за развитием сюжета, у тебя не только не возникают симпатии ко многим персонажам, но формируется даже некоторая неприязнь к ним.

Переживая всем сердцем за судьбу родной страны, Вознесенский не готов дать этой стране что-то, ведь он ей ничего не должен. Родина у него всё отняла: мать, семью, счастливое детство, будущее. Кажется, что любить Родину ему не за что, только старый дед, живущий в глухой деревне, олицетворяет для него настоящее родство и семейную любовь. Например, почему главный герой, не смотря на все внутренние переживания за родную страну, не едет вместе со своим другом на место катастрофы, где погибают люди и согражданам нужна помощь. Не значит ли это, что все его убеждения существуют только на словах? Очередные двойные стандарты.
Конечно, у него хватает и своих проблем, в 2012 году Вознесенскому тридцать, он работает в студенческом профсоюзе при ВУЗе, периодически уходит в запой и рассуждает о судьбах родины, но эти мысли бескорыстны и направлены на всеобщее благо. Во всяком случае, так ему кажется. Он хотел бы потешить своё тщеславие и стать поэтом, но с такой фамилией трудно на что-то рассчитывать, а взять псевдоним как-то ниже собственного достоинства. Поэтому он живёт жалкой жизнью, под гнётом деспота, находящегося у руля государства, и борется ежедневно с собой и своей совестью. Эта борьба происходит везде, от личных отношений до рабочего места.

Роман «Я – Русский» можно разделить на две основные линии: многостраничный монолог Андрея Вознесенского и само сюжетное действие.

Поэтому весьма показательны взаимоотношения главного героя с родными и близкими, ведь судьба очень тяжело обошлась с ним, кроме деда никого у него не осталось по-настоящему. Все эти сложные отношения с отцом (бывшим подводником), который завёл другую семью, предоставив сына от первого брака самому себе, делают их совершенно чужими людьми. Впоследствии родной отец практически отжимает квартиру у сына, которая должна была остаться ему в наследство, и продаёт её, а все вырученные деньги забирает себе. Непростые отношения, но Андрей, немного погрустив, смиряется со сложившимся положением и стойко принимает удары судьбы. Говоря современным слэнгом, он просто «забивает» и оставляет всё как есть, словно так и должно быть.

Несмотря на все проблемы и испытания судьбы, главный герой ищет спасение в глубоких и дремучих убеждениях, он хочет донести свою правду до мира, спасти страну от неминуемой гибели: «Эпоха ждёт от человека подвига... Это единственное, к чему она нас подталкивает. Старые герои перебиты, новые не народились или перекрасились в офис-менеджеров. Нет людей, способных твёрдо и ясно утверждать правду гуманизма». Самая главная проблема героя и его характера заключается в том, что он «лет до двадцати искренне верил в собственную гениальность».

При всей кажущей курьёзности выбора имени главного персонажа, оно заключает в себе определённую метафору, раскрывающуюся по ходу повествования. Прежде всего, это человек, родившийся в Советском Союзе, в обычной семье, чьё детство было светлым и добрым, с яркими, настоящими красками, и вкусным мороженным, но вдруг происходит катастрофа, перечеркнувшая эту идеалистическую картинку. Как сам говорит главный герой: «Мне посчастливилось родиться русским в ещё великой Империи. Поверьте, это весомый бонус. И это единственное везение за всю мою жизнь».

Счастливое детство «…закончилось буквально в один день. Переворот 1991 года». На глазах ребёнка распадается Союз, отца увольняют с работы, кризис, мать кончает жизнь самоубийством, выбросившись из окна, суровые девяностые, а за ними провальные нулевые, а над всем этим, где-то там наверху во главе государства сидит «Царь», ведущий страну к полному краху.

Андрей Вознесенский – осколок той империи, вынужденный жить на её развалинах, переживающий личную трагедию на фоне трагедии государственного масштаба. Невольно напрашивается сравнение с повестью Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», где возникает схожая сюжетная ситуация: изнасилования кавказцем русской девушки. В обоих случаях трагедия оставляет сильный отпечаток на персонажах, мучает их. Но если у Распутина действие происходит на фоне общей разрухи, распада страны, лихих 90-х, а насильник получает по заслугам, то у Филиппова это уже пройденный этап страны и совершенно другие реалии.

Слава, девушка, в которую влюбляется Андрей Вознесенский, живёт в современной России, которую транслируют большинству граждан по телевизору. Вся стабильность рушится, когда её насилует мигрант. Главного героя отдраивает жажда мести, и он обращается к бандитам за помощью, полиция, видимо, бессильна. Но, собрав где только можно деньги и отдав их за поимку насильника, в итоге Андрей получает липу (аналогия с фильмом «Брат-2»: «мы русские друг друга не обманываем»), совсем не того, кто надругался над его любимой женщиной. Месть не происходит, но и с этим Вознесенский готов смириться, даже такое событие в жизни не ломает его. Да и не особо он хотел мстить, это желание было скорее из разряда «уступайте места пожилым пассажирам», то есть часть этикета, а не реальное чувство мести, он должен отомстить, он ведь мужик.

Изнасилование девушки Славы – это изнасилование России, всех её современных ценностей, всего того, что было построено за 20 лет новой страны. Роман не политический манифест, как может показаться на первый взгляд. Хотя белоленточная тема и всё, что с ней связно, занимает весомую часть рассуждений, но скорее средство для погружения в постсоветскую эпоху, чем политическая провокация. Это публицистический дневник Андрея Вознесенского. Он не претендует на роль современного героя времени, а больше похож на аутсайдера и неудачника. Жизнь несправедлива, а мир жесток, ничего с этим не поделаешь.

Роман «Я – русский» – это попытка рассказать обо всём, высказаться и начать непростой, правдивый разговор о наших реалиях. Это попытка зафиксировать итоги «нулевых» и вывалить всё наболевшее за эти годы на сегодняшнюю действительность. Это попытка произнести вслух то, о чём большинство молчит. Суровая публицистика действительности вплетается в основную сюжетную линию, в которой есть всё: любовь, дружба, горе и счастье. Но счастье и любовь оказываются не крепкими, чувства не выдерживают, и этот мир топчет их в грязи. Только дружба и горе проходят проверку временем, только они неизменны.

Денис БАЛИН (с)

Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/balindenis
- в твиттере: https://twitter.com/Denis_Balin
- в контакте: http://vk.com/denis_balin
- Официальное сообщество в одноклассниках: http://ok.ru/denisbalin

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Париж, отель Бланш на рю Бланш: (пардон за качество, снимала на айфон) Спросила у портье, почему объявления в холле только на русском языке. Он надулся, покраснел и сердито ответил:"Потому!" Какие драмы и бездны скрываются за сухими ...
Журнал Forbes назвал список самых богатых людей планеты 2019. Лидером признан Джефф Безос основатель магазина Amazon. Издание отмечает, что список миллиардеров начинает сокращаться. За два года их общее состояние сократилось, доказав, что даже самые богатые не застрахованы от ...
Измена. Для кого-то – жирная точка, завершающее длинное или не очень семейное предложение. После – сплошные междометия. А для кого-то – так, запятушка, эпизод, отделяющий деепричастный оборот судьбы от многоточия дней… Считаю ревность – чем-то ...
С таким же усердием, с которым раньше мы проклинали народ с чрезмерно шумными глушителями, сейчас, проезжая под аркой в своём доме с неплохой такой акустикой, с удовольствием прогазовываем оба (причём Лёха научился от меня за пару раз) Звук ...
В Райффайзен - псевдодочке малоизвестного в Европе австрийского банка, обслуживаюсь с момента появления его отделений в Москве. Поначалу работали неплохо, особенно на фоне совкового Сбера. В последние года три складывается устойчивое ...