Из обзора ивритской прессы Владимира Лазариса: дело Анат Камм и Ури Блау

топ 100 блогов davidaidelman11.04.2010    Минувший четверг стал в Израиле праздником свободы печати после того, как «Гаарец» удалось оспорить судебный ордер на запрет публикации подробностей дела, о котором целый месяц говорил весь мир, а израильские журналисты не имели права о нем писать под угрозой тюремного заключения. Речь идет о 23-летней Анат Камм, обвиняемой в том, что во время военной службы в качестве помощницы зав.канцелярией командующего Центральным военным округом она похитила более двух тысяч секретных документов, передав их журналисту «Гаарец» Ури Блау, который скрывается в Лондоне из опасения ареста.

  Как пишет Меир Блайх из «Маарив», «обычно цензурные запреты пытаются обходить журналисты, но в данном случае, к огромному удивлению, цензуру обошли не они, а представители системы безопасности, напрямую обратившись в суд, который по их просьбе без лишних разговоров выдал необходимый ордер. Вывод: система безопасности использует суды для того, чтобы скрывать информацию от общественности».

 Профессор юриспруденции Зеэв Сегаль из «Гаарец» процитировал бывшего члена Верховного суда, председателя общественного Совета по делам прессы Далию Дорнер, которая назвала данный инцидент «прискорбным».

«Кроме скорби по поводу глупости Истеблишмента, можно пожалеть о гробовой тишине, воцарившейся в наших СМИ. Она ущемила право общественности знать, породила волну самых диких слухов и выставила на посмешище демократическую систему в Израиле».


  Боаз Окунь из «Йедиот» оказался самым смелым и первым, кто хотя бы намекнул, что речь идет о журналистке, которая еще в декабре прошлого года исчезла с работы (оказавшись под домашним арестом – В.Л.).

«Все больше крепнет уверенность в том, что судебные ордера на запрет публикации по просьбе государства раздаются у нас налево и направо – даже без того, чтобы у СМИ была возможность высказать свое мнение.

Судьи, как и все люди, принимают ошибочное решение, когда видят только одну сторону медали. А дальше происходит само собой разумеющееся: ордер приводит к тому, что дело раздувается до небес, распаляет любопытство пользователей Интернета и вызывает самые невообразимые комментарии журналистов. Результатом становится то, что ордер достигает обратного эффекта: все всё знают, и запрет вызывает всеобщий смех.

В Интернете появилась статья профессора юриспруденции Мордехая Кремницера «Юридические аспекты засекреченного дела», в которой он суммировал его следующим образом: «Положение, при котором весь мир знаком с информацией, скрытой от читающих на иврите, является совершенно неприемлемым, и выставляет на смех тех, кто несет ответственность за создание этого абсурда
».

А отклики в Интернете однозначно показывают, что все и так всё знают. Только от прессы требовалось соблюдать дипломатичное молчание, и ей понадобилось делать акробатические этюды с намеками на иностранные источники. К этой акробатике давно привыкли те, кто умеет не только читать между строк, но и писать тоже.

Так рождается ощущение, что по уровню мракобесия Израиль уже обогнал Иран. Незнакомку, ставшую героиней этого дела, превратили чуть ли не в святую мученицу, которую пытают в застенках, в то время, как на самом деле она сидит у себя дома и связывается по Интернету со всем миром – в Иране такого не было бы. Всего этого не произошло бы, если бы судьи выдавали ордера более разборчиво и лишь на частичный, а не полный запрет публикации.

Поэтому крайне жаль, что нельзя выдать ордер на запрет глупости с той же легкостью, с какой выдают ордер на запрет публикации».

После отмены ордера вещи были названы своими именами, что очевидно из статьи Кальмана Либскинда из «Маарив», заявившего, что «Камм и Блау – два преступника, к которым так и следует относиться».

«Гаарец» встала на защиту своего журналиста и его источника информации, написав в редакционной статье, что «безопасность государства» и «военная тайна» оказываются порой фиговым листком, призванным скрыть от общественностит те или иные провалы. Таковым стало и данное дело. Казалось бы, сам по себе факт передачи секретных документов уже «наносит удар по безопасности государства». На самом же деле речь идет о гораздо более серьезном преступлении: преступлении системы безопасности в целом, и Центрального военного округа в частности, которые уклонились от требований Высшего суда справедливости и санкционировали ликвидацию боевиков, когда можно было их арестовать. Вот это и есть настоящее дело, которое надо расследовать. Дело, чей главный герой не журналист Ури Блау, отлично сделавший свою работу, и не его источники, а те высокопоставленные лица, которые грубо попрали решение Высшего суда справедливости».

Военный обозреватель «Йедиот» Алекс Фишман написал, что «Общая служба безопасности (ОСБ) искала утечку, а нашла наводнение, океан засекреченной информации. Секретарша с проблематичной мотивацией просто открыла плотину. Все военные тайны загуляли – и, видимо, гуляют до сих пор – в чужих полях. Никто не имеет понятия, сколько вражеских глаз их уже видели, и сколько рук еще будут в них копаться. Так что речь идет не о легкомысленной военнослужащей или неосторожном журналисте, а о распущенности в армии. Так они хранят секретные документы?

Если бы Камм захотела, она могла бы продать все эти документы за огромные деньги, и никто не узнал бы об этом по сей день. Если все, что ей приписывают, правда, речь идет о тягчайшем уголовном преступлении, за которое ее следует наказать самым суровым образом. Чтобы другим неповадно было.

На встрече с журналистами главу ОСБ Юваля Дискина спросили, существует ли практика проверки журналистов после публикации статей, вызывающих опасение в утечке информации. Ответ был однозначным: да. Мало того, результатом такой проверки может стать арест источника.

Просвященное государство Израиль, в канун 62-го Дня Независимости, где ОСБ проверяет журналистов, а военная цензура живет и процветает. Слава демократии


Комментатор «Йедиот» Нахум Барнеа написал, что «единственный, кто приписывает Камм и Блау идеолологические мотивы, это Госпрокуратура. Эта чепуха призвана замаскировать глупость прокуратуры, добившейся судебного ордера на запрет публикации, что довело всю эту историю до космического масштаба.

По словам адвоката Анат Камм, «она –не Мата Хари», и, похоже, он прав. Я думаю, – продолжает Барнеа – что, в конце концов, с ней заключат соглашение и ее накажут, но это наказание будет умеренным. Ведь журналистика всего демократического мира, включая Израиль, в значительной части держится на утечке информации. Но, начиная с определенной точки – качественной или количественной – такая кража засекреченных документов перестала быть журналистикой, перестала быть легкомысленным поступком военнослужащей, жаждущей славы, перестала быть идеологическим протестом и превратилась в нечто совершенно иное – в распущенность, которую не может поддерживать и оправдывать ни одна серьезная газета.

Это дело не войдет в анналы шпионажа, потому что тут нет шпионов. Оно не войдет в анналы журналистики, потому что тут нет журналистики. Все выводы касаются исключительно сферы охраны информации.

Поэтому будет хорошо, если все слезут с высоких деревьев, на которые они забрались, и поставят точку в этой истории – если на это не хватит ума, то, может, хватит стыда
».

А сатирическое приложение «Йедиот» сообщило, что феминистские организации поддерживают Анат Камм: «Наконец появилась военнослужащая, которая доказала, что пошла в армию не только для того, чтобы готовить кофе своему командиру».


ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНОГО ОБЗОРА ПРЕССЫ НА ИВРИТЕ ВЛАДИМИРА ЛАЗАРИСА (4.4.10-9.4.10)
 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Калифорния давно мечтает выйти из-под опеки США, и вот, в последних числах января 2017 г. стало точно известно, что Калифорния начала активно предпринимать официальные действия по воплощению задуманного в жизнь. Начальник министерства внутренних дел штата сделал официальное ...
Если другие модераторы снесут - то окай. Просто решил похулиганить и вам предложить, тем более пятница, имеем право. Это моя версия, уж больно смешная фотка. Всем остальным у кого есть желания -продолжить и предоставить свои варианты. Призов ...
В этот праздничный вечер... История от Виктора Шендеровича. Дело было в конце шестидесятых. В Доме актера шел новогодний вечер, за столами сидела эпоха — Утесов, Раневская, Плятт, мхатовские «старики»... Эпоха, впрочем, была представлена довольно всесторонне: за одним из ...
Сказка, как Вы и сами понимаете - ложь. Да в ней иногда бывает намёк и урок. Так вот. Читала я как-то давным-давно у одного моего друга в журнале "Подвиг", конечно, некую повесть о чекисте о разведшколе. Журнал этот был годов конца 80-х - начала 90-х. Обучающиеся там были нечто вроде ...
В Орловский музей изобразительных искусств привезли выставку "Самые загадочные картины мира" (от Босха до Мунка). Посмотрим по порядку... «Обезглавливание Иоанна Крестителя» — ...