Из Ирака
antizioni — 11.05.2011 А дома, между тем, меня дожидалась интересная папка. Товарищ Л. из Багдада выполнил таки давнее обещание и не только добыл в тамошних архивах но и прислал мне эту папку. Правда, ее потом придется переслать дальше, но мне и важно было только прочитать.Это уголовное дело, заведенное 15.01.1951 года, по факту взрыва в синагоге "Масуда Шем Тов", происшедшего накануне.
По этому делу были арестованы, осуждены и казнены сионистские активисты в Ираке Шалом Цалах, Йусуф Бацри и Шафик Адас. Официальная иракская версия - взрыв в синагоге и ряд других террактов были делом рук сионистских активистов, с целью побудить к эмиграции из Ирака наиболее состоятельных евреев. Во время взрыва в синагое погибли четыре человека.
Материалов дела довольно много, далеко не все успел посмотреть. Но то, что успел - очень интересно. Один из главных подследсвенных Йусуф Бацри, человек родившийся и выросший в Багдаде. Он родился в 1929 году, а оставил Ирак в 1949,успев поучиться на юридическом факультете университета. В конце 1950-года, он отправляется в Ирак, согласно материалам дела с разведзаданием "выяснить возможности Ирака в части принятия освободившейся в Палестине рабочей силы, для нужд освоения земель". Сама по себе идея не удивляет. Удивляет, что с такой миссией задействуют разведчика, в то время, как прием в Ираке беженцев из Палестины был идеей иракского МИДа. Но еще больше удивляет другое. Йусуфа Бацри в Багдаде допрашивали через переводчика! Человек родился и вырос в Ираке, пробыл два года в Палестине и вдруг, во время следствия, выясняется, что он не читает на арабском и даже не свободно говорит. Просто удивительно. Видимо переводчик понадобился либо полиции для каких-то своих целей, либо самому Бацри.
Еще одна интересная вещь - на вопрос следователя допустимо ли убийство евреев евреями с точки зрения иудаизма, Бацри отвечает что он атеист, но и еврейская религия поощряет убийство других людей, так же и евреев, если это необходимо для блага еврейского народа. . При этом Бацри, на том этапе следствия, всячески отрицает какую-то свою причастность к террактам.
Один из местных жителей Салим Эзра рассказывал, что Шафик Адас по субботам приходил в синагоги и задавал людям разные вопросы, о том, кто в городе насколько состоятелен, постоянно записывая за людьми разные цифры и непрерывно что-то читая. Был ли у евреев Ирака обычай разрешающий писать по субботам и хотя бы отнеслись бы они терпимо к тому, что кто-то записывает с их слов?
Вобщем, довольно интересное чтение. А дело, на первый взгляд, выглядит как шитое белыми нитками.