Искореняя ересь: Уникальный бронированный штурмовик "Ил-2", часть первая....
borianm — 16.05.2017Для начала, традиционно, цитата: «Ил-2 — знаменитый «летающий танк», наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли." Гроза танков.... Черная смерть....Самолет-солдат....
Ну и не могу процитировать кумира миллионов из моего отрочества: У Сталина был уникальный бронированный штурмовик Ил-2. Речь идет не о броневых плитах, которые добавляют к каркасу самолета, но о чисто броневом корпусе. Это был единственный в истории броневой самолет, настоящий летающий танк. Кроме броневой защиты, уникальной для самолета живучести и великолепных летных характеристик, Ил-2 имел сверхмощное вооружение: автоматические пушки, бомбы, реактивные снаряды РС-82 и РС-132.
В свое время я читал подобные строки и они наполняли мое сердце восторгом. Шло время - рос объем знаний по теме, появлялись все новые и новые факты.... Итак - давайте поговорим что в Ил-2 было нового, что - уникального, были ли у него предшественники и чем все это кончилось....
Проблема защиты самолета и в особенности экипажа от огня с земли возникла одновременно с появлением боевой авиации. Уже по первым "леталкам", в Ливийской и Балканских войнах, стреляло все, что могло стрелять. Ну а рассказы про подложенные под задницу пилота сковородки в ПМВ думаю знают все.... Отдельные бронедетали появляются на эксперементальных машинах уже в 1915-м... Естественно - раз броню получили артиллерия, пулеметы, автомашины - то должна была дойти естественным образом очередь и до самолетов...
Надо сразу обрисовать что из себя представляла ПВО того периода - без этого понимания для каждого конкретного периода рассказ об бронированной ударной авиации бессмысленен - ведь она создавалась для противодействия конкретным видам вооружения и для конкретных задач... В означенный период основными средствами ПВО были орудия калибром 75-90 мм, полевые на импровизированных лафетах или специальной разработки, иногда даже самоходные, но с баллистикой и снарядами все тех же дивизионных полевых пушек, ведущие огонь приимущественно шрапнельными снарядами, и пулеметы винтовочного калибра, стреляющие со штатных, специализированных или импровизированных зенитных станков. МЗА, приимущественно устаревшие Гочкисы и Пом-Помы 37-мм калибра, были не так распространены и в силу совершенно неподходящего боеприпаса из 1880-х относительно малоэффективны... Редкие, эксперементальные и не успевшие на конфликт системы (20-мм пушки, крупнокалиберные пулеметы и т.п. мы пока не рассматриваем). Потому для низколетящего ударного самолета основную опасность представлял именно ружейно-пулеметный огонь с земли - на Западном фронте мы можем видеть у Союзников зенитные пулеметы, установленные не только на броневиках и грузовиках, но даже на гужевом транспорте - телегах....Именно колонны снабжения выбирались в качестве наиболее приоритетных целей для подобных машин...С другой стороны, у самих немцев, появляются продуманные зенитные турели, позволяющие быстро и удобно открывать огонь по низколетящим ударным самолетам, прикрывать свои зенитные батареи и аэростаты, которые считались приоритетными целями.....
И вот, под занавес Великой войны, в 1917-м первыми немцы, создают бронированный
Вместо синхронных пулеметов для стрельбы вперед и кроме задней защитной турели на машину монтировались два пулемета для стрельбы вниз-вперед, но их применение оказалось неудобным...Союзниками был зафиксирован только один случай сбития такой машины, из французского пулемета, ведущего огонь бронебойными пулями....Бронестекол по понятной причине еще не было, но степень защиты машины вы по данным фото оценить можете вполне... И уже тогда разработчики столкнулись с вполне естественной проблемой - живучесть это конечно здорово, но каждый киллограмм брони - это съеденная полезная нагрузка машины... Также можно оценить, что не такой уж он и угловатый...
С другой стороны фронта тоже не дремали. Я не историк авиации, потому ничего не могу сказать о подобных, скажем, французских и итальянских, проектах. Про то, что подобная мысль, что совершенно естественно, приходила в голову и отечественным пилотам, воспоминания об этом приводится в литературе и я в это охотно верю....Русские, кстати, называли подобный самолет "боевик".... Но по построенным машинам первыми стали британцы.
Они столкнулись с тем, что обычные небронированные машины при ударах по немецким позициям несут потери до 30% за вылет. И естественно, что не могли не последовать выводы... Ими стали Sopwith TF.2 ("trench fighter") Salamander и Sopwith Buffalo. Первый был одноместной машиной, несущей 275 кило брони, 8-мм спереди, 11-мм - снизу и 6-мм с боков и двухслойную разнесенную, из 3 и 5-мм бронеплит, броню сзади... Она прикрывала пилота, баки, карбюратор и магнетто. Большая толщина по сравнению с немецким аналогом объяснялась бОльшей распространенностью бронебойных боеприпасов у немцев, что, как видите, сразу было принято во внимание....Вооружение - два синхронных пулемета Виккерс... Двигатель не бронировался...
Можно оценить бронекорпус машины....
Машины на сборке...
Машины пошли в серию, но, к сожалению, на фронт не успели. Чуть позднее было принято решение сделать двухместную версию - Sopwith Buffalo, который нес 340 кг брони, спереди снизу и сзади по 8 мм, с боков - по 5 мм. Там, по понятным причинам, дело не пошло дальше двух тестовых образцов, хотя оценки машины были довольно высокие....
Так же было изменено вооружение, пушка осталась на том же месте, а два пулемета разместили в башенке вместо турелей впереди мотогондол. Оба самолета были оставлены на авиабазе McCook где летали до 1926 года. Обратите внимание, что он - "горбатый"
Была еще попытка сделать тяжелый "противомексиканский" штурмовик JL-2 из мирного трактора Junkers F.13, причем в него предполагалось насовать аж 28 томми-ганов для стрельбы вниз...
Но там, несмотря на то что сам самолет цельнометаллический, из солидного дюралюминя и предполагал очаговое бронирование, все же несколько иное направление...Особой фишкой была возможность пилотов постреливать по целям из томми-ганов на боковых шкворнях... Альтисторикам предлагаю сценарий встречи этого или вышеописанных аппаратов с Конармией Буденного....