рейтинг блогов

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

топ 100 блогов twower07.04.2012 Интервью начальника 237-го ЦПАТ

На праздновании 21-й годовщины со дня основания пилотажной группы "Русские витязи" мною было записано эксклюзивное интервью с начальником 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского Центра показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба гвардии полковником Василием Пономаревым.


- Василий Федорович, бытует обывательская точка зрения, что пилотажные группы умеют только лихо исполнять разнообразные фигуры высшего пилотажа, а воевать не обучены. Так ли это?

- У Центра показа авиационной техники основная задача – показ техники, и боевая составляющая ранее занимала ограниченную долю в процессе подготовки. Сейчас изменились требования к боевой подготовке со стороны командования ВВС, и на сегодняшний день у авиационных групп высшего пилотажа 237-го ЦПАТ пятьдесят процентов от программы пилотажной подготовки занимает непосредственно боевое применение.
В его рамках отрабатываем поражение наземных целей, планируем и вылеты на авиаполигоны для стрельбы по воздушным мишеням. Таким образом, летчики Центра выполняют полную программу боевого применения необходимую пилотам истребительной авиации.

- Какие полигоны используете?

- Полигон Кушалино под Тверью. Наземный. Там есть вся необходимая мишенная обстановка. Крайний раз на нем проводили бомбометание и стрельбу по наземным целям в сумерках. Ожидаем вылета на полигон Ашулук в Астраханскую область, где будем отрабатывать задачи по воздушным целям. Там проведем и фотострельбу с помощью радиолокационного прицела ракетами Р-27Р, Р-27Т для ближнего боя, Р-73, и их боевое применение по воздушным мишеням типа «Дань», ПМ-6.

- Учебные бои внутри пилотажных групп либо «группа на группу» проводите?

- Учебные бои проводятся по плану боевой подготовки, как среди однотипных самолетов, так и с самолетами разных типов, например, пара Су-27 «Витязей» против пары «Стрижей» на МиГ-29. Летчики имитируют маневрирующие цели друг для друга, отрабатывают действия в составе смешанного звена по маневрирующим и неманеврирующим целям. Для таких тренировок также используем в качестве цели самолет АН-30Б, который базируется у нас на Кубинке и задействован в полетах по межгосударственной программе Открытого неба.

- Летчики проходят тренировки по выживанию в экстремальных условиях?

- Конечно. Такие тренировки обязательны и проводятся по плану боевой подготовки два раза в год непосредственно на территории Центра. Летом и зимой. Кроме того осуществляются сборы летного состава в специальных психофизиологических центрах по выживанию на черноморском побережье в Агое и Джубге. В феврале этого года наши пилоты участвовали в одном из таких сборов.

- Летчики Центра привлекаются для несения боевого дежурства в системе противовоздушной обороны?

- В настоящее время личный состав и самолеты Центра показа авиационной техники к несению боевого дежурства не привлекаются. Это не означает, что мы не можем заступить на такое дежурство или не в состоянии сделать этого. Если такая задача будет поставлена, то мы ее выполним.

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

- Каково нынешнее состояние авиапарка 237-го ЦПАТ?

- Состояние авиапарка на сегодняшний день позволяет выполнять необходимые задачи, поставленные командованием ВВС. Конечно, есть некоторые проблемы с поставкой запасных частей, но это не означает, что полеты проводить опасно. Нет. Инженерно-авиационные службы проводят все необходимые регламентные работы на самолетах.
На данный момент мы используем пять самолетов Су-27 в составе пилотажной группы «Русские витязи» и четыре самолета МиГ-29 в пилотажной группе «Стрижи».

- Учебные спарки Су-27УБ уже отлетали свое?

- Нет, они сейчас находятся на плановом ремонте на авиационных заводах. После него вернутся в строй.

- Необходима ли модернизация самолетов Су-27, находящихся в Центре?

- Нужна или нет глубокая модернизация данных машин спорный вопрос. В пределах Российской Федерации можно летать и на тех комплексах, что сейчас имеются. С полетами заграницей сложнее. Когда вылетали в Бахрейн на крайний показ в январе этого года, то во время перелета использовали самолет Ил-76 в качестве лидера группы. Так что модернизация не такая уж значимая проблема.

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

- Поставки новых самолетов ожидаются?

- Что они будут завтра-послезавтра я, конечно же, не скажу. Планы определяются не мной, а возможностями государства и военно-промышленного комплекса. Если будет принято решение о поставке новой техники, то мы своевременно на нее переучимся.

- Предположения, что вам поставят Як-130, имеют под собой почву? Как Вы относитесь к этим самолетам?

- Это обсуждалось много раз и говорить, что данная идея вызывает негативное восприятие у нас нельзя. Як-130 не хуже, чем Су-27 или МиГ-29. Этот самолет позволит формировать группы из большего числа машин в воздухе. Можно будет вернуться к достижениям времен СССР, когда в небе на показах были фигуры из звезд и прочей символики. Также Як-130 позволит использовать разноцветные огни и дымы, что востребовано публикой на показательных выступлениях.

- Сколько сейчас летчиков в пилотажных группах Центра?

- Информация о штатной численности групп не подлежит разглашению. Могу только сказать, что на настоящий день в полном объеме в «Русских витязях» летает четыре летчика. Те самые, что крайний раз в Бахрейне выступали (гв. подполковники Алексеев, Щеглов, Богдан и Ерофеев. – Авт.). В общих боевых порядках группы готовы летать еще два пилота. У «Стрижей» та же ситуация - «четыре плюс два».
Пока увеличивать численность пилотажных групп не планируем. Ранее были набраны молодые летчики, которые сейчас проходят плановую подготовку. Большая часть учебного времени уделяется как раз им.

- Как происходит отбор в пилотажные группы?

- Непосредственно подбором занимаются командиры групп. Либо по частям ездить приходится, либо запрашивать, чтобы к нам на отбор летчики приезжали. Кандидат должен мастерски владеть техникой пилотажа, чтоб присутствовала эдакая удаль, бравада.
Сама процедура отбора достаточно долгая. Иногда люди, попавшие в группу на первом этапе, впоследствии отсеиваются, потому что не могут действовать так, как это необходимо для слаженной работы группы. Ведь от слаженности многое зависит, малейшая ошибка будет угрожать жизни самих пилотов и зрителей на показе.

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

- Каков средний годовой налет в Центре?

- Налетом сильно хвастаться не приходиться, но он, конечно, гораздо выше, чем десять лет назад. Сейчас у основного состава налет составляет порядка 85 часов, есть пилоты, у которых он выше 100. У остальных летчиков Центра около 50 часов годового налета.

- 3 сентября 2011 года вышел приказ министра обороны №1535 «Об утверждении Норм годового налета летному составу Вооруженных Сил Российской Федерации». В частности для пилотов, летающих на Су-27 и МиГ-29, необходимая норма установлена на уровне 100 часов. Ее реально выполнить?

- Конечно, реально. В настоящее время налет в строевых частях превышает 100 часов, поэтому проблем не вижу.

- Я имею в виду 237-й ЦПАТ. Все-таки машин у вас немного и программа подготовки специфичная.

- Для Центра показа авиационной техники определена норма налета 50 часов в год. Наши летчики ее, безусловно, выполнят.

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

- Возвращаясь к боевой подготовке. Те связки и каскады фигур, демонстрируемые на выступлениях пилотажными группами, применимы в реальном воздушном бою?

- Применимы. Например, плотный сомкнутый строй «ромб» - это возможность скрыть состав группы. Чем плотнее самолеты находятся в строю, тем распознать их сложнее. На локаторе они будут выглядеть как одна большая метка, и несколько самолетов враг может принять за средний бомбардировщик. При приближении такой на первый взгляд «одиночной жертвы» противника будет ждать неприятный сюрприз в виде четырех истребителей Су-27 полностью готовых к схватке в воздухе либо атаке наземной цели.
Те маневры, которые выполняются во время показов на предельных режимах, также могут производиться и в воздушном бою.

- Сопутствующий вопрос по предельным режимам. Правда ли, что при полетах на сверхзвуковой скорости красивую окраску с самолетов буквально «сдувает»?

- Да, есть такое. Ранее были проблемы с краской, когда те же «Стрижи» осуществляли полеты на практический потолок на сверхзвуке. Сейчас нашли компромисс, приобрели более дорогую краску, которая имеет лучшие характеристики по устойчивости, и плановые вылеты можно осуществлять без прежних проблем.

Интервью начальника 237-го ЦПАТ

- В плотном строю группы кому тяжелее летать: ведущему или внешнему, внутреннему или хвостовому ведомому?

- Сложнее и тем, и тем. Нельзя говорить, что ведущим проще, им тоже сложно. Ведущий должен рассчитывать при ведении группы аэродинамические возможности всех самолетов, особенно в смешанных боевых порядках. Каждый самолет имеет небольшие отличия по аэродинамике, технике пилотирования, скорости в верхних точках восходящих фигур. Ведомым сложнее держаться в «колее», особенно замыкающим, приходиться больше перемещаться. Всем сложно.

- Задам вопрос, который уже несколько лет беспокоит общественность и средства массовой информации: пилотажные группы останутся на Кубинке или возможна их передислокация?

- (смеется) В настоящий момент разговоры о передислокации ведутся только в СМИ и сети Интернет. Такие слухи возникли во время нашего переформирования и переподчинения Центра 4-му государственному центру подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний, находящемуся в Липецке. Ни о каких перемещениях в ближайшее время речи просто не идет. Мы сейчас находимся на Кубинке, планируем и в дальнейшем здесь оставаться.

- Часть аэродрома Кубинка передана гражданским структурам, не мешает ли это полетам «Витязей» и «Стрижей»?

- Это еще один миф, созданный средствами массовой информации. Гражданские структуры занимают одну десятую часть площади аэродрома, всего 46 гектаров земли, и на текущий момент никакого негативного или позитивного влияния на нас не оказывают. Они вообще еще находятся на стадии развертывания. Сейчас мы делим воздушное пространство только со 121-м авиаремонтным заводом, летчики которого выполняют полеты по программе летных испытаний Су-25СМ.

- В заключение, хотел бы спросить: какие показательные выступления пилотажных групп запланированы на этот год?

- В этом году будет большая и разнообразная программа показов. Но сейчас нет необходимости раскрывать все наши секреты. Ближайший показ состоится на военно-технической выставке «КАДЕКС-2012», которая пройдет в начале мая в Астане (Казахстан). Еще планируется больше десятка показов, в том числе и к столетию Военно-воздушных сил России.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Всегда интересны переплетения линий жизни: сегодня Вы друзья - завтра любовники однокурсники сегодня - завтра муж и жена коллеги по работе - участники ролевых игрищ и так далее Но я не могу понять как случаются романы после того, как ты оплатила услуги мужчины. Я слышала истории о женитьб ...
Воскресенье. Новые стихи. *** Ах, быть бы нам чуть-чуть скромней. Ведь мы же, как и птичье племя, Не навсегда, а лишь на время, На горстку лет, на горстку дней. Ах, провести бы этот срок, Подсвеченный небесным шёлком, Не кое-как, а с чувством, с толком. Какой от нас иначе толк? Лаская ...
Слова больше не дадут «Эхо» «отлучит» от эфира экс-спикера РПЦ, оправдавшего убийства внутренних врагов Радиостанция «Эхо Москвы» больше не будет приглашать в эфир бывшего спикера РПЦ, протоиерея Всеволода Чаплина. Об этом в Twitter заявил главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. ...
Где блин вариант "Эта дорожка на хер не уперлась, хрусты будут пользоваться ей три месяца в году, минус полоса для автомобилей будет весь год! А летом все равно хрусту не поездить, т.к. ее будут использовать для парковки!" ? Ответил на пятый вариант, как на самый близкий. Свой текст можн ...
Хорошая зима. Зима, прочищающая мозги. Это я про Украину, конечно. В России мозги заработают через пару месяцев - тогда надо будет поставить что-нибудь про Лунтика. ...