Интервью журналу "Итоги"

топ 100 блогов diak-kuraev17.04.2012 Сразу скажу, что "Итоги" подали мое интервью как полемику с о. Всеволодом Чаплиным (поставив мой текств качестве как будто ответа на беседу с о. Всеволодом). Однако на самом деле такая компоновка материала не была согласована со мной и я не был предупрежден о том, что из меня сделают оппонента о. протоиерею.



http://www.itogi.ru/russia/2012/16/176764.html

— Отец Андрей, вы согласны с утверждением, что РПЦ сегодня подвергается целенаправленной атаке?

— Тут очень много факторов, начиная с личного. Любой человек или организация, которая будет предлагать людям моральные парадигмы, или, говоря словами одного из персонажей «Гарри Поттера», выбор между легким и правильным, обречены на то, что их постараются проигнорировать. Более того, человек всегда будет пытаться девальвировать источник такого рода предписаний. Это касается и писателей-классиков, и политиков, и ученых, и школьных учителей, да кого угодно. Так было всегда, и в этом смысле церковные проповедники не исключение.

Второе. Нынешние проблемы, как мне кажется, спровоцировал в том числе ряд серьезных просчетов со стороны церковных пиар-служб как во время выборной кампании, так и в последнее время.

Как человек церковный, думаю, что для нас важнее видеть причину происходящего в себе самих, а не где-то за океаном или в соседней галактике. Я очень люблю теорию заговора, но в данном случае, как мне кажется, она не работает.

— Так ли уж значим антиклерикальный настрой в обществе или все ограничивается Садовым кольцом?

— Когда я читаю лекции за пределами Москвы, то, если честно, нигде не получаю вопросов из той повестки дня, которая обсуждается на некоторых московских телеканалах и в Интернете. Но в приватных беседах с известными священниками я слышу, что напряжение имеется, что у людей есть огромное недоумение. Словом, информационные брызги из столицы туда все же долетают.

Считаю, что преуменьшать масштабы происходящего — не в интересах Церкви. Это очень серьезный кризис... Думаю, что он на десятилетия вперед. Происходит своего рода стигматизация сознания. Не в религиозном смысле, а в смысле современной психологии, когда в сознании возникает клишированная, устойчивая форма реакции на что-то. Чего я опасаюсь в данном случае? Когда у многих людей — не сейчас, с годами — обстоятельства жизни сложатся так, что их ангел-хранитель вложит в душу добрый совет: повернись в сторону Церкви, — этот импульс будет блокироваться этим самым клише. Мол, подожди, да они же там такие-сякие, вспомни весну 2012 года...

Я считаю, что Господь кого любит, того и наказует. Поэтому если Церковь сможет найти адекватные реакции, то мы из этого опыта выйдем обогатившимися.

— Едина ли РПЦ в отношении к происходящему?

— Конечно, в Церкви есть очень разные позиции и суждения по этому вопросу, причем на самых разных этажах церковной жизни.

— А собственно, что плохого в том, что РПЦ решила зафиксировать свой социальный и политический статус? Она уже достаточно настрадалась...

— Я же не против, чтобы Церковь могла присутствовать в самых разных сферах человеческой жизни. Церковь должна быть частью гражданского общества, ведь жизнь страны не может сводиться лишь к жизни чиновников и государства.

Церковь — один из институтов гражданского общества, и это нормальный, живой организм. Естественно, ее расспрашивают о разном, и она по-разному реагирует на различные ситуации.

Скажем, наша с вами беседа. Вполне возможно, кто-то из читателей вашего издания скажет: «Ну что такое, попы даже здесь!» Но ведь это произошло не потому, что я позвонил главному редактору и сказал: «Что-то вы давно у меня интервью не брали, срочно берите, не то я Путину или еще кому-нибудь пожалуюсь». Это произошло потому, что у людей есть запрос, есть интерес к Церкви. Надо просто адекватно на это реагировать. Но так уж получается, что мы часто «даем петуха».

И это естественно, потому что из двухтысячелетней истории нашей церковной службы мы только двадцать лет живем в условиях свободы совести, даже не диалога, а мультиполилога разных субкультур. Разные члены этого нового общества, в том числе гражданского, время от времени могут и ошибаться. И в этом смысле нам стоит признать собственную неидеальность, неопытность. Ведь у Церкви есть опыт построения монашеской жизни, молитвенной, духовной, но нет опыта жизни в информационно-прозрачном социуме.

Все это я говорю как социолог. А как религиозный человек скажу так: я верю в промысел Божий. Думаю, Господь специально решил подарить нашей Церкви опыт общественной обструкции. Человек должен пройти через разные опыты — дружбы и неудачной любви, понимания и одиночества.

Есть замечательный рекламный слоган: «Бери от жизни все!» Но только святой человек может взять от жизни все — не только радости, но и горести. Господь дает нам самые разные опыты, и Церковь должна уметь через них проходить. Понятно, что самая простая человеческая реакция в непростых ситуациях — все кругом виноваты, но не я. Но как взрослые люди и как христиане мы должны эту первую реакцию притушить и приструнить, как-то иначе, мудрее посмотреть на ситуацию, которая, несомненно, сложилась не без нашего участия.

— Где граница между «боговым» и «кесаревым» в жизни светского государства?

— Границы на самом деле достаточно ясны. Навскидку отмечу лишь главные рубежи. Первое: государство никого не должно наказывать или награждать за то или иное отношение к религии либо отсутствие такового. Второе: государство не должно вмешиваться в кадровую политику церковных организаций.

Третье. Церковь, соответственно, не должна вмешиваться в электоральное поведение общества. Тут не надо путать политику и электоральную ситуацию, это не одно и то же. И Церковь не должна вмешиваться в вопросы собственно государственного управления. Кого куда назначать, из кого формировать кабинет министров и так далее. А дальше просто надо понять, что одни и те же люди являются гражданами государства и членами Церкви. Поэтому совершенно естественно, что в самых неожиданных областях нашей жизни у людей может возникать потребность соотнести свою общественно-государственную деятельность и активность с какими-то требованиями христианской морали.

— Стоит ли Церкви отвергать «кесаревы» милости?

— Если они сопрягаются с определенными условиями их оказания, то надо. В истории Церкви такое неоднократно было. Скажем, величайшая милость — право на жизнь. Если император говорит: «Вот моя статуя, вот жертвенник, принесите мне жертву, как Богу, и будете жить» — то надо уметь отказаться.

Оставить комментарий

Посты по теме:
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил в интервью телеканалу «Россия 1», что связанные с Русской православной церковью скандалы выгодны тем, кто хочет видеть Россию слабой. «Сегодня на то, что собирает и держит страну ...
Адвокаты известного кардиохирурга требуют от патриарха отдать 13 стульев, два дивана, кресло и три ковра.
Лично меня, события суда гражданина Гундяева с его соседями , привели в чуство, опредлили. Предствьте - прямо на глазах у Иисуса Христа и всего мира - Патриарх РПЦ …
Бывший министр здравоохранения, а ныне священник Юрий Шевченко обратился в Замоскворецкий суд с требованием привлечь к ответственности главу Русской..
Оригинал взят у tiligirov в РПЦ: Деньги на возведение храмов подает Господь . Вот уж И СМЕХ, И ГРЕХ. РПЦ: Деньги на возведение храмов подает Господь Государственные …
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов считает, что ряд скандалов, связанных с Русской православной церковью (РПЦ) в последние недели, выгоден тем, кто хочет видеть Россию слабой.
Оригинал взят у alekssidor в Кто "заказал" РПЦ медиа-киллерам? Почему на Русскую православную церковь идёт такая серьёзная медиа-атака? С чего начались нападения,…
Архив записей в блогах:
У меня нет смартфона. Топор есть, лом есть, цепная пила, даже "болгарка", а смартфона нет. Баловство это и декадентство, смартфоны ваши. Допустим, введут QR-коды. Уточняю: это сегодня они для больных и подозреваемых, а завтра оглянуться не успеете - для всех. Во избежание и ради ...
В 30-х годах прошлого века началась масштабная реконструкция города Сочи и этим процессам особое внимание уделял сам товарищ Сталин. Здания в городе строятся в стиле неоклассицизма, в городе появляются роскошные ансамбли. Санаторий им. Орджоникидзе, к примеру. Загадкой остается, как в ...
— Рома, нужна штука тесто катать — Скалка? — ))) ...
Сразу обо всем - и о читателях, и о писателях. Сейчас в срачепаблике видела от авторши - "было время, когда я работала на имя, сейчас имя работает на меня, и мне больше не надо гнать текст, чтобы меня не забывали, можно писать всего по три книги в год". И в комментариях - "ох, я помню, ...
Началось это не вчера, но обостряется с каждым днем все сильнее... Здравствуйте. Проблема в том, что муж не хочет, чтобы я общалась с друзьями. Анамнез: мне 24, ему 40. Живем вместе 3 года, знакомы почти 4.В течение последнего года я практически ...
  • ZaxarBorisych : в знак протеста против произвола РПЦ покрасил только одно яйцо, левое.

  • dplikeru : #news РПЦ не одобрила выступление Киркорова с амвона храма http://t.co/8FlqVxQQ #калейдоскоп #про

  • allexporterr : РПЦ не одобрила выступление Киркорова с амвона храма http://t.co/9xdASM1z #калейдоскоп #про

  • 146_ru : RT @nanoduster: Патриарх Кирилл из «пострадавшего» может стать обвиняемым по уголовным статьям "незаконное обогащение" и "подлог" http://t.co/jwS6yVr6 #рпц

  • fancytwi : RT @migel_dost1986: "РПЦ - Религиозный Путинский Центр."

  • Jaralelaidiel : РПЦ не одобрила выступление Киркорова с амвона храма http://t.co/NQ6K53Hu

  • veronikabelan : "Священник должен был немножко опустить Киркорова" одна новость охуительнее другой #РПЦ

  • romanick78 : Бугагага! Смотрите про православных дебилоидов! Кто-то очень удачно пописал!!!! http://t.co/EsNQCW1x #религия #вера #РПЦ

  • doktortwi : рпц-гнойная рана России

  • uhexecidy : http://t.co/AgwPc6Gc Экологи разрешили РПЦ вырубить в Ульяновске парк под парковку

  • ZaMKADin : @surgatkina Поддерживаю:) РПЦ позиционирует себя липовой вуалью, что является защитником убогих и обездоленных)

  • bipi05 : #РПЦ продолжает борьбу за "нравственные ценности": на этот раз Андрей Кураев предложил отлучить Филиппа Ки... http://t.co/C4FM2Q62