II. 3. Связь с уставными чтениями

топ 100 блогов chtets_antony — 02.12.2014 Гомилетическое расширение миссионерского богослужения являет тесную онтологическую связь с уставными чтениями[1].
«Что это за “чтение”? – рассуждает проф. протопресв. В. П. Виноградов. – <�…> Это есть теперь уже обычно непрактикующееся чтение в определенные моменты богослужения церковно-учительных произведений, преимущественно Житий святых и II. 3. Связь с уставными чтениями 40святоотеческих творений»[2]. Такую практику предполагают, по Виноградову, множество уставных источников древней Церкви:
·        «Песненное последование» храма св. Софии[3];
·        Уставы Студийского направления:
o   «Ὑποτύπωσις» (ркп. Афонской Ватопедской б-ки XIII-XIV в.  №322 (956))[4],
o   «Διατύποσις» прп. Афанасия Афонского (ркп. Афоно-Иверского монастыря XVI в. №754 (228))[5],
o   Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (ркп. XII в. б-ки Афинского ун-та №788)[6],
o   Устав патр. Алексия (1034-1043 гг.), который «в его различных редакциях, определял в последней трети XI-XIV столетиях богослужебную традицию Русской Церкви и устроение древнерусских монастырей»[7] и мн. др.;
·     Устав Иерусалимского направления, в т. ч. современный богослужебный Устав РПЦ (Типикон)[8].
Исследователи, говоря об актуальности и значимости уставных чтений, замечают, что таковые чтения являлись «заступающими место Священного Писания»[9] и потому «заправляли духовным воспитанием народа»[10](проф. В. П. Виноградов), выполняли функцию христианского просвещения (Н. К. Никольский, проф. Вл. С. Иконников[11]), являются весьма желательными сегодня: «в богослужении этой части очень не хватает <...> По мысли Типикона, все сидят и слушают, это и передышка в службе и научение»[12] (М. С. Красовицкая) и т. п.
Цель уставных чтений вытекает, по проф. В. П. Виноградову, из «потребности в научении людей спасительным истинам»[13],[14]. Другим общим критерием для гомилетического расширения и уставных чтений есть принадлежность уставных чтений, по Виноградову, к гомилетическому опыту Церкви: «По своей идейной сущности уставные чтения являются таким же специально-дидактическим элементом богослужения, как и проповедь вообще»[15]. К тому же, проф. М. Скабаланович материалом для уставного чтения в Древней Церкви называет гомилии[16]. Разница их с привычной проповедью лишь в том, что данные чтения подразумевались в форме озвученных текстов и являли себя слушателям в качестве «проповеди книги»[17]. Однако назвать форму исполнения чтений препятствием для их сопоставления с элементами гомилетического расширения миссионерского богослужения нельзя. Чтение богословских комментариев  не будет отличаться по форме от уставных чтений, если первые будут прочитаны народу «с листа». А сборники экзегетических гомилий для истолкования Священного Писания уже составлены в достаточном количестве и используются за богослужением в пастырской практике[18].
В общем виде каноническое сходство уставных чтений и гомилетических средств катехизации миссионерского богослужения можно выразить так: первые не были соборно отменены, а вторые были соборно утверждены.
II. 3. Связь с уставными чтениями 41
Связь и, одновременно, схожесть гомилетического расширения миссионерского богослужения с практикой чтений можно выразить тезисно:
a)       общая цель научить людей «спасительным истинам»;
b)          «тематические вопросы в порядке церковного года, соответственно идеям каждого дня»[19], и при этом одним из вариантов чтений иерод. Евлогий (Смирнов) выделяет «дневные богослужебные чтения на <�…> совершаемое богослужение, воспоминаемые события»[20].
c)        катехизический смысл богословских комментариев, родственно-близкий  катехизическому смыслу уставных чтений[21];
d)       обоснованность произнесения/прочтения за богослужением;
e)        статус проповеди[22];
f)         различное содержание и авторство текстов (не обязательно святоотеческое)[23];
Сегодня не трудно наблюдать картину исчезновения большинства уставных чтений из богослужебной практики, хотя не утратили свое значение закрепленные в Типиконе пасхальное слово свт. Иоанна Златоуста «по отпуске»[24] утрени[25], житие прп. Марии Египетской на утрени в четверг 5-й седмицы Четыредесятницы[26] и т. п.
Об активном возрождении «проповеди книги» в богослужебной практике архиеп. Амвросия (Ключарева) говорит труд проф. протопресв. В. П. Виноградова «Страж мира христианского»: «(поучения, - А. Д.) читались с церковного амвона кем-то уже из доверенных лиц»[27]. За миссионерским богослужением таким своеобразным возрождением дела катехизации могут стать элементы гомилетического расширения миссионерского богослужения, когда, например, богословские комментарии и соответствующие брошюры могут явиться своеобразными «уставными чтениями» по истолкованию богослужения. В таком случае учреждение, например, моментов для комментариев за Всенощным бдением можно начать с мест чинопоследования, сенситивных к уставным чтениям. В частности, проф. М. Скабаланович указывает, что за Всенощным бдением возможны 7 таких чтений[28] (табл. 2, Прил. 6). Дополнить этот перечень пастырю-миссионеру всегда позволит имеющееся благословение священноначалия.
Например, на кафизмах «миссионерских» вечерни и утрени богословские комментарии могут быть обусловлены прецедентами произнесения уставных чтений в эти моменты. Приписываемый прп. Феодору Студиту и датируемый, соответственно, IX веком,  памятник под названием «Ὑποτύπωσις κατά στάσεως τῆς μονῆς τῶν Στουδίον»[29],[30] сообщает: «от недели Фоминой до Воздвижения полагается одна кафизма на утрене и одна на вечерне <�…>; от Воздвижения до Великого поста, - две с тропарями и с двумя чтениями на каждой»[31],[32]. Уставные чтения на кафизмах (2 или 3) предписаны в «Διατύποσις»: «<�…> δύο μόνον ψά́́́́́λμος, και β. αναγνώσεις ποίουμεν, και τα τρίφοια ἐκτοτε δε τρία και αναγνώσεις τρέισ»[33]. В Алексиевском Уставе (1034-1043) мысль о чтении по кафизмах подтверждается: «Пение каждой кафизмы <�…> соединяется со чтением»[34]. «Окозрительный Устав» так же однозначно высказывается о чтениях в этот момент: «по каf. сэдл. и чтеніе …>»[35]. Указание о чтениях на кафизмах наличествует и в современном Типиконе РПЦ в его 10 главе под соответствующим тому названием[36]: «Подобaетъ вёдати, ћкw во с™yю и3 вели1кую недёлю пaсхи начинaетсz є4же t їwaнна є3ђліе, и3 чтeтсz до пентік0стіа. Толков†ніz же тогw2 є3ђліа златоyстова чтyтсz на ќтренzхъ, въ ты6z дни»[37].
Разъяснению смысла благословения хлебов на вечерне в современном вечернем чинопоследовании могут способствовать прецеденты уставных чтений в соответствующий момент вечерни. О них также говорят Уставные сборники как Студийской, так и Иерусалимской отраслей. Студийский Устав подразумевает здесь чтение в лице месяцеслова  Евергетидского Типикона (ок. сер. XII в.), например, под 8 сентября (21 сентября) или под 24 сентября (7 октября), когда «предлежит чтение Великому празднику» и  исторического похвального слова честному кресту[38]. Иерусалимским Уставом на литии аналогично вводится чтение из житий святых, празднуемых в этот или следующий день[39]. Сохранившееся до наших дней, это указание находится в 3 главе современного Типикона и действует в том случае, если святой, празднуемый в Неделю, имеет бдение: «На бlгословeніи хлёбwвъ тропaрь, Бцdе дв7о, двaжды: И# с™aгw, є3ди1ножды: и3 чтeніе»[40].
Интересную особенность чтений «по отпуске» вечерни говорит памятник XV в., представляющий из себя описание Симеоном Солунским песненного последования вечерни и утрени кафедрально-епископских Церквей («ἠ ἀσματικη λεγομένε ἀκολουθία»[41]): «Если случится праздник или память празднуемого святого, после возгласа главопреклонения («по отпуске», – А. Д.) бывают по уставу чтения (сказаний о праздниках и мучениках и житий святых)»[42].
Подобный перечень указаний для учреждения практики произнесения богословских комментариев в местах для уставных чтений, согласно различным Уставам, можно привести в отношении многих других моментов суточного круга богослужения, а также в отношении времени между частями суточного круга – времени между вечерней и утреней, утреней и повечерием («по отпуске» утрени), между повечерием и полунощницей. Важно учитывать, что таких моментов может быть и больше, ведь известное нам количество «проповеди книги» – это (!) все лишь minimum, определенный для катехизаторской  цели в конкретный исторический момент. В этом, по Виноградову, особенность каждого имеющего чтения Устава, «фиксирующего minimum четьего материала, но составляющего maximum на произволение настоятеля»[43].




[1] Справедливо в отношении богословских комментариев и экзегетической проповеди по Евангелию.
[2] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 10-11.
[3] Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι. – М., 1904. С. 488.
[4] См.: Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 21.
[5] См.: там же, с. 22.
[6] См.: там же, с. 80.
[7] Пентковский, А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. – М., 2001. С. [5], 37.
[8] См.: Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 137-138. См. также с. 46 настоящего проекта.
[9] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 8.
[10] Там же, с. 7.
[11] Цит. по: там же, с. II.
[12] Красовицкая, М. С. Литургика. Курс лекций. – М., 1997. С. 51.
[13] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. II.
[14] Главными древнерусскими сборниками Уставных чтений проф. В. П. Виноградов называет «Толковое Евангелие», «Торжественник», «Златоуст» и «Четьи-Минеи» и др. (см.: там же, с. 6.). По М. С. Красовицкой, в порядке Уставных чтений «положено читать Симеона Логофета, Иоанна Златоуста, блж. Феофилакта, прп. Ефрема Сирина, Лавсаик, Лествицу и многих других свв. Отцов» (см.: Красовицкая, М. С. Литургика. Курс лекций. – М., 1997. С. 51.). Вероятно, эти «сладкие» плоды святоотеческой мысли и жизни могли бы стать прекрасной основой для составления подобного миссионерско-катехизического «Синаксаря» (от греч.συν-άγω собирать (см.: Дворецкий, И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. ΙΙ. – М.,1958. С. 1546) для произнесения как отдельной группы богословских комментариев, так и их цикла на определенные периоды богослужебного года (Недели, Праздники, период Постной и Цветной Триодей и т. п.).
[15] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С.  III.
[16] См.: Скабаланович, М. Н. Толковый Типикон.– М., 2008. С. 106.
[17] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 5.
[18] См.: парагр. III.3.
[19] Евлогий (Смирнов), иерод. Тематика и методика проповеди на основе святоотеческой и лучших образцов русской проповеди. – Загорск, 1967. С. 17.
[20] Там же, с. 17.
[21] См.: Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 4.
[22] Доказательство гомилетического характера богословских комментариев см. в парагр. III.1.5.; о гомилетической сущности уставных чтений говорит само название книги проф. В. П. Виноградова (см.: там же).
[23] «<�…> св. Феодор прямо противопоставляет (иногда, - А. Д.) чтениям из Свв. Отцов свои собственные оглашения, как необходимый дополнительный к ним момент поучения братии» (там же, с. 3).
[24] Выражение И. Мансветова (см.: Мансветов И. Д. Церковный Устав (Типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. – М., 1885. С. 197).
[25] См.: Типикон, сиесть устав. – М., 2002. С. 960.
[26] См.: там же, с. 906.
[27] Виноградов В. П., проф. Страж мира христианского… – Сергиев Посад,, 1912. С. 4.
[28] «Такое  чтение совершается на  воскресном бдении 7 раз,  а  на праздничном  6:  после вечерни, после 1 и 2 кафизм, по полиелее, по 3 и 6 песнях канона и после утрени, последнее только в воскресенье. Имея целью наставление и назидание молящихся, эти чтения служат вместе с тем  для освежения внимания и отдыхом для тела, так как они выслушиваются сидя. Они разнообразного содержания: тогда как первое, на воскресном бдении, берется из Св. Писания, четыре следующие берутся из святоотеческих бесед на Новый   Завет,   шестое   из   житий   святых,   седьмое   нравоучительно-аскетическое – «Оглашения» прп. Феодора Студита» (Скабаланович, М. Н. Толковый Типикон.– М., 2008. С. 608).
[29] Дмитриевский А. А., проф. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. Ι.– Киев, 1901 г. С. 224.
[30] «Начертание устройства Студийского монастыря», сокращенно называется исследователями «Ὑποτύπωσις» («начертание»).
[31] Мансветов И. Д. Церковный Устав (Типик). Его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. – М., 1885. С. 110.
[32] О чтении на кафизмах в период Четыредесятницы по «Ὑποτύπωσις» и Уставу Афанасия Афонского И. Мансветов говорит следующее: «В Великий пост по Афанасиеву начертанию – три (кафизмы, - А. Д.), а по Студийскому – четыре (параграф 14). Между кафизмами полагаются чтения и седальны (καθίσματα)» (там же, с. 71).
[33] Дмитриевский, А. А., проф. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. Т. 1.– Киев, 1901 г. С. 249-250. «<�…> только два псалма, и совершаем 2 чтения. От того момента три паремии и три чтения». Перевод мой - А. Д.
[34] Там же, с. 68.
[35] Даниленко, Б. О. Окозрительный Устав в истории богослужения Русской Церкви. – MÜNCHEN, 1990. С. 108.
[36] «О чтении по кафизмах во все лето».
[37] Типикон, сиесть устав. – М., 2002. С. 57-58.
[38] См.: Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 166.
[39] См.: там же, с. 140.
[40] Типикон, сиесть устав. – М., 2002. С. 32.
[41] «Песненное, глаголемое, последование». Перевод мой - А. Д.
[42] Голубинский, Е. Е. История Русской Церкви. Т. Ι.– М., 1904. С. 488.
[43] Виноградов, В. П. Уставные чтения… – Сергиев Посад, 1914. С. 12.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чего только не бывает в этом мире: как сообщили некоторые польские СМИ , ЛГБТ-активисты кинули клич в соцсетях, чтобы выкупить у фермера близкую им по духу корову, которая считает себя быком. На спасение коровы от неминуемой смерти удалось собрать 6 тыс. злотых (около 1300 евро). ...
Весьма интересная книга приехала ко мне от издательства " Альпина Паблишер ". Как я уже как-то писала, я магистр финансов, но за время декретов чем только не увлекалась и как меня не штормило) Сейчас очень интересно почитать о PR. Книга о том, как меняется PR. Если раньше что-то можно ...
Переведу статью из "Юнге Вельт". Пусть мир знает своих "героев". В поисках нового Аушвица . https://www.jungewelt.de/artikel/440157.geschichtspolitik-suche-nach-dem-zweiten-auschwitz.html В среду вечером Бундестаг большинством голосов принял резолюцию, квалифицирующую ...
В проливе Босфор застряли танкеры с казахской нефть. Западные чиновники недовольны тем, что через Турцию не может пройти сырье, не подпадающее под антироссийские санкции, сообщает the Financial Times. Власти Запада винят турецкие власти в том, что та блокирует проход танкеров с ...
Я всегда говорил, что в США омерзительная и бесчеловечная полиция. А мне всегда отвечали - да как ты можешь так говорить? Вот у нас мерзкие менты, а там - прекрасные профессионалы. И вообще, Америка - страна свобод, а у нас - мордор. И что теперь получается? Теперь в Америке выходят ...