Хибиногорск железнодорожный.

топ 100 блогов ru_railway23.02.2018 Хибиногорск железнодорожный. IMG_2894.JPG



Кировск, один из редких русских городов среди гор, начал строиться в конце 1920-х годов - одновременно с разработкой открытого Ферсманом месторождения апатито-нефелиновых руд.
Уже в 1931 году Кировск стал городом - впрочем, до 1934 года он был Хибиногорском.

На апатитах город рос очень быстро: уже в конце 1930-х годов население Кировска превысило 20 тысяч человек.

2. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2941.JPG

Горнодобывающая промышленность в таком масштабе не могла и не может существовать без железнодорожного транспорта, и с первых лет разработки хибинских месторождений сюда тянули железнодорожные ветки.
Но постоянная железнодорожная линия была проложена только к 1939 году, технологически она была очень продвинута по тем временам: её строили уже электрифицированной.

3. Хибиногорск железнодорожный. IMG_3365.JPG

Линия прошла через Кировск дальше - к руднику имени Кирова, позднее она стала обслуживать и другие апатитовые месторождения за Большим Вудъявром (Расвумчорр, Юкспоррйок).

4. Хибиногорск железнодорожный. IMG_4049.JPG

Железная дорога в горах - это само по себе прекрасно, но когда в таком месте строят такой вокзал..
Великолепная архитектура, что-то между постконструктивизмом и сталинским ампиром, вокзал станции Кировск-Мурманский возводился в 1934-1939 годах.
Зачем в небольшом городке, да ещё и на беспросветно тупиковой линии (если только штольню сквозь Хибины не пробивать) такое здание вокзала, достойное столиц?
Я слышал две версии - для Всемирного конгресса горняков, который должен был пройти в этом городе, и под планируемую Кольскую железную дорогу, новую магистраль, которая должна была помочь освоению отдалённых центральных и восточных районов полуострова.
Что касается первого варианта - неправдоподобно, показуха, хотя и вполне в советском духе; второй вариант всем хорош - кроме того, что железная дорога должна была пройти в нескольких километрах южнее, отходя от существующей ветки от Апатит на станции Титан. Собственно, построенная тридцатью годами позже и закрытая в 2007 году железная дорога Айкувен - Ловозеро на своём начальном участке шла по трассе той Кольской железной дороги.
Главной функцией железнодорожной линии Апатиты - Кировск-Мурманский всегда был вывоз апатитовой руды, но пассажирские перевозки тоже производились, и довольно интенсивные.
Не Московский узел и не Кавминводы, конечно, но в лучшие времена здесь курсировало 7 пар пригородных электропоездов до Апатит ежедневно.
Также периодически до Кандалакши, от станции Кировск-Мурманский первое время даже курсировал прямой прицепной вагон до Ленинграда (!).
Но в 1996 году двжиение электричек до Кировска отменили, а великолепный вокзал быстро оказался заброшен.

И стал - на мой вкус - самым прекрасным заброшенным зданием в России.

5. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2874.JPG

Вокзал бывшей станции Кировск-Мурманский - наверно, самое красивое здание города.

6. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2876.JPG

И самая впечатляющая заброшка, где я был.

7. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2883.JPG

Черты неоклассицизма, черты конструктивизма - первого больше снаружи, второго больше внутри.

8. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2879.JPG

Внутрь можно попасть совершенно свободно: ни забора вокруг, ни заколоченных оконных и дневных проёмов.

9. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2880.JPG

Хотя посетителей довольно много, конечно - особенно в такую погоду, неестественно хорошую для Арктики.

10. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2882.JPG

Это тоже характерно для Заполярья: покинутых зданий тут так много, что никто особенно не озабочен их охраной и защитой от непрошеных гостей.

11. Хибиногорск железнодорожный. IMG_3944.JPG

И зарослей, вездесущих кустов, затрудняющих в летнее время проход к заброшенным зданиям Средней Полосы, тут совсем немного, за что спасибо стоит сказать уже северному климату.
Внутри экс-вокзала даже относительно чисто: со времени пожара, уничтожившего уже брошенное здание, прошло 20 лет, и что не уничтожил огонь - унесли местные жители и туристы.
А чуть в стороне от бывших платформ - по-прежнему двухпутная, электрифицированная, загруженная железнодорожная линия Апатиты - Титан - Юкспоррйок - апатитовые месторождения.

Апатиты находятся совсем близко к Кировску, и города соединяют аж две железные дороги - первая основна, от станции Титан на станцию Апатиты, а вторая идёт напрямую из Кировска на Апатито-нефелиновую обогатительную фабрику №2.

12. Хибиногорск железнодорожный. IMG_3785.JPG

Агломерация Кировск-Апатиты, связанная воедино географическим положением и индустриальной цепочкой, пересечена десятками километров железных дорог, где сейчас пассажирского сообщения нет совсем - за исключением основного хода Санкт-Петербург - Мурманск.

13. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2898.JPG

Не хватает только пассажирского железнодорожного сообщения, а ведь в мировой практике перевозки по железной дороге наиболее востребованы и оптимальны именно в пределах городских агломераций.
Конечно, в Кировске с его прерасными дорогами, высоким уровнем автомобилизации, автобусами и маршрутками электрички сами по себе едва ли станут особенно востребованными - тут нужна взвешенна и скоординированная транспортная политика, в том числе и на надмуниципальном уровне.

14. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2907.JPG

Большую часть времени, когда в Хибинах ещё существовало пригородное железнодорожное сообщение, интенсивность движения электричек Апатиты - Кировск не превышало 4-5 пар в сутки, что немало; но в СССР в подобных районах были прецеденты и более частого движения пригородных поездов.
Хотя интенсивность движения электричек, подозреваю, ограничивалась загрузкой линии составами с рудой.

15. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2901.JPG

Хотя наличие электросекций 1950-х годов в парке подвижного состава в конце советского времени, думаю, свидетельствует о не слишком внимательном отношении местных и региональных властей.
Электрички и вообще пассажирские поезда не заходят на станцию Кировск-Мурманский уже больше двадцати лет, но без железнодорожных грузоперевозок такая индустриальная мощь обойтись не может, и гружёные апатито-нефелиновой рудой составы идут один за другим.

16. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2921.JPG

Туда полные, обратно пустые.

17. Хибиногорск железнодорожный. IMG_2927.JPG

Честно говоря, нигде больше в России не видел такого интенсивного движения на железной дороге.
Железные дороги в Хибинах прекрасны и своими деревянными шпалами.

18. Хибиногорск железнодорожный. IMG_4041.JPG

С детства не могу противостоять аромату креозотовой шпалопропитки.

19. Хибиногорск железнодорожный. IMG_4045.JPG

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если меня строго спросят "кто ободрал обои в квартире?!" Я сделаю так... А эти честные глаза не могут лгать... Как говорится, находчивости котов можно лишь позавидовать.. © kwakin_misha p.s. Ну, и конечно, с радостью приглашаю всех, кто любит читать, ...
"Вагнер" в лице Пригожина и Уткина официально выступил в поддержку Алексея Москалева и его дочери с заявлением - наши дети тоже оказываются в детдомах и мы знаем каково там. И не за то воюем. Причём предложили своих адвокатов подсудимому для урегулирования вопроса". Вот это уже ...
У Канта можно найти множество замечательных соображений, ниже одно из них. Его я прочел в его «Антропологии с прагматической точки зрения»: Многие люди несчастны от того, что не способны отвлечься. Ж ених мог бы сделать хорошую партию, если бы мог не замечать бородавки на лице своей ...
...
Новое исследование показало, что только в Китае кошки ежегодно убивают от 2,7 до 5,5 миллиарда птиц. Исследование опиралось на метод анкетного опроса, в результате которого было получено почти 2200 ответов от владельцев кошек по всей стране о случаях нападения на птиц и других животных ...