рейтинг блогов

Харбин. Поход по китайской промзоне

топ 100 блогов periskop15.05.2013 В общем обозрении китайской жизни мы спустились от сверкающих полукилометровых небоскрёбов Пудуна до скромных трёхэтажных домишек старого Шанхая. Теперь предлагаю спуститься ещё на одну ступень благосостояния, переместиться на 2500 км севернее и пройти пешочком по рабочим предместьям города Харбина. Это поможет понять истинный разброс уровня жизни и вообще, контрасты Поднебесной. Заодно увидите, что своё экономическое чудо Китай создаёт не с серебрянной ложечки, упавшей с неба, и не с суетливых фондовых бирж Гонконга - а куёт его в угольной котельной времён позднего Мао или на площадках пыльных бетонных заводов и зарабатывает свой рост тяжким повседневным трудом, постепенно преобразуя свои пейзажи.
Харбин. Поход по китайской промзоне
Пейзажи харбинской промзоны


Этот поход у нас вышел абсолютно незапланированно - кому охота по доброй воле лазить по пыльным угольным и цементным пейзажам? Получилось же всё так: первым харбинским утром переправились через реку Сунгари канатной дорогой, заценили клюквенную "Русскую деревню", а затем я вытащил свою немецкую карту Харбина 2006 года (которую взял на берлинской туристической ярмарке в 2007-м), дабы оценить путь к парку Северо-Восточных Тигров. По карте выходило совсем плёвое расстояние, и мы решили пройтись пешочком. Чего там идти-то, полчаса что ли? Да хоть сорок минут!

На деле оказалось всё не так: "полчаса" превратились почти в два часа; железку перейти было невозможно, в силу китайского обычая её сплошного ограждения; станции, указанной на немецкой карте, на местности не оказалось; дороги были слегка не такие, как на карте... в общем, братцы, не берите европейские карты о китайских городах!!! Даже немецкие...

Мы топали и топали, постепенно удаляясь от места назначения. Я уже было пал духом, начал тихо материться и хотел поймать такси - правда, непонятно было, как объяснить водиле: ведь распечатать ероглифы парка мы не догадались. С другой стороны, вокруг были колоритные непарадные пейзажи, которые мы с интересом запечатлевали на память, магазины по пути были удивительно дешевы, а продавцы неподдельно приветливы. Ладно...
Итог нашего блуждания с поисками - этот пост.
Посмотрите, откуда прорастает вверх Китай, с какой низкой точки.

А вот карта. Наш путь - красные стрелки от оконечности "Русской деревни" на Солнечном острове р. Сунгари (о ней будет потом отдельный рассказ), через старый ж/д посёлок за мостом, потом на север и затем на запад, по промышленным и строительным пердям. Часть пути даже не влезла в масштаб фрагмента.
Харбин. Поход по китайской промзоне

* * *
Вначале, должен заранее извиниться перед уважаемыми харбинцами, что начинаю повествование об этом городе с такой подборки. Город очень интересный, растущий, многоплановый, красивый - и я собираюсь ещё написать про него не менее 6 постов. Пожалуй, он самый интересный город из виденных мною в Китае - даже если сравнивать с Шанхаем. Просто моё повествование сейчас строится на сравнении разных уровней реального Китая - а поэтому я показываю промзону и предместья - таковыми, какие они есть. В качестве примера выбран Харбин. Но с дальнего поезда №56 за полтора суток пути я сделал очень много снимков, похожих на эти пейзажи. Так что можно считать это типовой подборкой.

Ну что, приготовились морально? Тогда - в путь!

2. Начало пути - мост через сунгарийскую протоку. Вдали виден легендарный "русский" мост 1900 года, за ним - высотные новостройки Харбина на правом берегу Сунгари. Никаких высоток там не было ещё 5-6 лет назад, это всё новострой.
Харбин. Поход по китайской промзоне

3. Про русский мост эпохи КВЖД у меня будет отдельный пост. Он сейчас называется мост Бинчжоу и пролёты выглядят немного не так, как на открытках начала 1900-х - это результат реконструкции и усиления 1962-1964 гг., но все опоры, основание пути и оконечные сооружения - остались как есть. Мы даже из любопытства прошли к нему: там рядом есть пешеходный проход. Однако я, посмотрев на военизированных стрелков с автоматами на сторожевых башенках, чего-то засомневался, задумался и решил не идти для близкой сьёмки моста и его деталей. А пошли мы обратно, на север - по направлению к Парку Тигров.
На той стороне реки - старая часть Харбина (справа), новострой (слева).
Харбин. Поход по китайской промзоне

4. А вот мост через протоку, по которому мы шли от Солнечного острова.
Харбин. Поход по китайской промзоне

5. Проходим по железной дорогой. В Китае всё пути тотально ограждены от пешеходного хождения и проникновения, линии ж/д можно пересекать только по специальным тоннелям или виадукам.
Харбин. Поход по китайской промзоне

6. Вид назад, на новый большой строящийся мост. Наверное, года через два его достроят и русский мост 1900 года навсегда уйдёт в историю. На горизонте за рекой - типовые 36- и 28-этажки, новострои растущего Харбина.
Харбин. Поход по китайской промзоне

7. А мы проходим мимо железнодорожного посёлка. Дома, 4-х и 6-ти этажки - времён или позднего Мао (начало 1970-х), или Хуа Гофэна (конец 1970-х), принадлежат, судя по изображениям на их фасадах, китайской железной дороге. Рядом с домами - непременные капитальные сараи для хранения инвентаря жильцов.
Харбин. Поход по китайской промзоне

8. Всё тут отапливается угольными котельными, поэтому в немалой степени и смог (это касается и других городов). Энергетическая организация китайских северных городов более архаична и менее оптимальна, чем российских с их ТЭЦ и системой централизованного горячего водоснабжения; поэтому китайцы сильно на севера и не лезут, они не очень их любят в силу гораздо меньшей приспособленности к холодам. Им лучше бы юга.
Харбин. Поход по китайской промзоне

9. Продолжение посёлка за угольной котельной.
Харбин. Поход по китайской промзоне

10. Вид назад, на котельную. Дорога имеет беловатый цвет, от самосвалов, которые тут беспрестанно чего-то возят, пыля на дорогу.
Харбин. Поход по китайской промзоне

11. Дальше вдоль ж/д - свалка. Люди в резиновых сапогах и с палками роются тут, выискивая ценное в горах мусора.
Харбин. Поход по китайской промзоне

12. Над протоками Сунгари длинным мостом проходит железная дорога на северо-запад, к Российскому Забайкалью. Она сейчас называется Бинчжоуская магистраль, Харбин - Цицикар - Маньчжурия - Забайкальск, а раньше это был западный участок КВЖД. Неэлектрифицированная (электровозы ходят до Харбина).
Харбин. Поход по китайской промзоне

13. Протоки ещё пока во льду, и на суше стоят катера. Как начнётся навигация, их спустят на воду.
Харбин. Поход по китайской промзоне

14. Странное недостроенное здание на том берегу протоки.
Харбин. Поход по китайской промзоне

15. В посте про трёхэтажный Шанхай меня спрашивали, а где там трёхколёсные мотороллеры. Ну что же, вот они, родимые :-)
Харбин. Поход по китайской промзоне

16. Ещё одна интересная примета Маньчжурии - вот такие трёхколесные грузовички. Почему-то их в этих краях особенно много.
Харбин. Поход по китайской промзоне

17. Постепенно начинается промзона с постройками.
Харбин. Поход по китайской промзоне

18. Остановка автобуса. Я было подумал, что давно заброшенная - но нет! 35-й автобус прошёл мимо нас минут через пять :)
Харбин. Поход по китайской промзоне

19. По обеим сторонам дороги начались проходные заводов, с плакатами и красными флажками.
Харбин. Поход по китайской промзоне

20. Давно выцветшие красные иероглифы, на бетонных заборах.
Харбин. Поход по китайской промзоне

20а. Ещё одна проходная, тоже с гордо реющими флажками.
Харбин. Поход по китайской промзоне

21. Иероглифы выкладывают даже на заборах из силикатного кирпича.
Харбин. Поход по китайской промзоне

22. Какое-то заводоуправление (?) на пути.
Харбин. Поход по китайской промзоне

23. Въезд то ли на автобазу, то ли на промучасток. Дальше была дата, 1959 - значит, постройки эти с 4-гранными трубами времён "большого скачка" 1958-1960 гг.
Харбин. Поход по китайской промзоне

24. И снова угольные кучи у очередной котельной. Вездесущий уголь - глобальная примета Китая. Не сверкающе-небоскрёбного на узкой полосе у берегов Южно-Китайского моря (который особенно часто мелькает в репортажах), а обычного, глубинного. Где живут сотни миллионов.
Харбин. Поход по китайской промзоне

25. Наконец, вышли на более-менее магистральную улицу, с длинной цепочкой магазинов стройматериалов и каких-то стройбаз. Магазины не пафосные, очень простые.
Харбин. Поход по китайской промзоне

26. Вот ещё колоритный маньчжурский трёхколёсничек.
Харбин. Поход по китайской промзоне

27. Можно пройти боковыми тропинками на стройучастки и торговые точки.
Харбин. Поход по китайской промзоне

28. Тоже куда-то проход. Может, кто переведёт иероглифы.
Харбин. Поход по китайской промзоне

29. ...а на горизонте уже вырисовывается новый высотный микрорайон. Тут ещё никто не живёт, всё только лихорадочно строится.
Харбин. Поход по китайской промзоне

30. Ещё, трёхколёсный мотороллер.
Харбин. Поход по китайской промзоне

31. С другой стороны дороги техника расчищает большие площади под фундаменты новых высотных домов. И тут тоже будет жильё, лет наверное через пять.
Харбин. Поход по китайской промзоне

32. На пустыре затесался какой-то очень аккуратный огороженный особняк.
Харбин. Поход по китайской промзоне

33. Подошли вплотную к стройке 32-этажных высоток. Пылища, ветрища... мы постарались пройти эти места как можно скорее.
Харбин. Поход по китайской промзоне

34. Строится Новый Харбин. Справедливости ради, он прорастает везде, на обеих берегах Сунгари. Сейчас население городской части достигло 5 миллионов. Как Питер...
Харбин. Поход по китайской промзоне

Далее мы перешли под железкой и - усталые и запылённые - достигли, наконец, Парка Северо-Восточных Тигров.
О нём и будет мой следующий рассказ.

Рельсовая Поднебесная, полное содержание
Читать все записи по тегу

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Где Гагарин, мол, пил баварское и вспоминал ракету ФАУ-2, "на которой он летал". Об этом сказано в "клевета-хистори" - и, разумеется, это в ТОПе. Фото такое: В правом верхнем углу - портрет с челкой и усиками, сильно напоминающий "фюрера". Выглядит странно, похоже - прифотошопен. Но ...
Вчера моя жена сходила пообедать в Япошу на Авиамоторной. Не буду долго мурыжить тему обслуживания (что там не поздоровались с ней, что меню пришлось ждать почти полчаса – напоминать официанту об этом, что заказ долго несли). Суть в другом: по ...
Я всё больше пишу о привязанности между детьми и родителями, но понимание привязанности, как нашей базовой потребности «от колыбели до могилы» верно для любых взаимоотношений, тем более для брака. Чего люди ожидают от «взрослых» отношений? Да ...
Теперь уж картинка правильная, а то вчера кое-кто задумался, что же именно я буду готовить из авокадо с шоколадом и луком :) В принципе, вчера тоже была правильная картинка: в ней ...
Заглянула в новости, посмотрела френдленту, проверила, чего мне там надо делать по части держания обороны супротив энтропии. Последнее, ежели кто не понял - про работу. Там наши левретки новую развлекуху изобрели, писать про нее не буду, пока. А то ...