ГУЛАГ. Музей в Москве
ex_esprute — 26.12.2010Любой человек, проходящий по Петровке в Москве, свернув в арку одного из домов, может тут же оказаться за колючей проволокой и среди вышек часовых. Нет-нет, он не бандит и не проникал туда, куда доступ простому смертному закрыт. Он очутился в музее истории ГУЛАГа, одной из самых мрачных страниц нашей истории.
Попасть под колесо репрессий, но не быть раздавленным, узнать, где находится АЛЖИР, посмотреть в глаза следователя в лагерном бараке и на колымский карцер приглашаю я Вас сегодня
Накрапывает осенний дождь, ветер качает лагерные фонари.. Но мы не
на Колыме и не в 30х годах. Центр Москвы. Петровка. Музей истории
ГУЛАГа приглашает любого желающего прикоснуться к самым чёрным
страницам государства рабочих и крестьян
У входа вас встретят 12 портретов. Маршал Тухачевский, учёный
Вавилов, революционер Киров, богослов Флоренский.. Что объединяет
этих совершенно разных людей? Одно. Они жертвы Красного Колеса,
закатавшего их в могилы, как неугодных новой власти и врагов
народа
Подход к музею. Колючка и заграждения
Атмосфера вокруг во дворе как будто подчеркивает весь трагизм
репрессий
Решетка и колючая проволока - первое, что видит посетитель в
музее
То ли я так попал, то ли основными посетителями музея являются
иностранцы. Пройдём наверх по лестнице к экспозициям. Картины вдоль
лестницы соответствующие
Рисунки отражают весь трагизм ситуации
"Поезд на Север"
Не хватает лишь ветра и снега
А вот и вход. Белая лаконичная, без чего-то лишнего дверь
Не везде рады видеть посетителя. Колючая проволока используется по
назначению
Сюда же - приглашают войти. Войдём
Музейный коридор. В самом конце гостя встречает "виновник событий"
- товарищ Сталин. Честное слово, как икона в красном углу
Подойдя поближе, замечаем, что лик товарища Сталина украшен
сплошными черепами. Такова философия уфимского художника
А.Штабеля
Гордость музея - подробная карта лагерей и лагерных поселений
Советского Союза
Вглядываемся в карту. В Средней Азии в СССР оказывается был свой
АЛЖИР. Это не мечта о государстве в Северной Африке, а Ахмолинский
Лагерь Жён Изменников Родины, где в частности содержалась жена
государственного деятеля, соратника Сталина - "врага народа"
Бухарина - Анна Ларина
Карта лагерей в европейской части СССР. Больше всего мне
запомнилось название "Безымянлаг". Что это - название по не далеко
расположенному посёлку или "слуги народа" даже не смогли придумать,
как назвать одной из фабрик смерти?
"Молодой человек, а вы оплатили съёмку?" - слышу я голос за
спиной.
"Сейчас разрешение предъявлю", - отвечаю я.
"Не нужно, мы верим людям".
Осталось впечатление, что последняя фраза звучит с каким-то
особенном смыслом в ТАКОМ музее
Стенды познакомят вас со знаменитыми "стройками века" - каналом
Москва-Волга..
..расскажут об истории самого северного СЛОНа в мире -
Соловецкого..
"Природу научим - свободу получим"
.перенесут посетителей на Беломорканал..
..на стройке которого улыбается товарищ Сталин. А что ему не
улыбаться то? Страна превращается из аграрной отсталой в передовую
индустриальную
Автопортрет одного из заключённых и пила со строительства
Беломорканала
Схема системы ГУЛАГа
Поскольку музей финансируется правительством столицы (и как мне
сказала он такой единственный в России), здесь не обошлось без
самого знаменитого скульптора Москвы. Интересно, его "творения"
уберут и отсюда?
Единственное, что смотрится "по теме" - название произведения. Хотя
между автором и названием просится тире
В музее много картин, отражающих жизненные мгновения "врагов
народа"
Автор картины - Р.Г.Горелов - художник, сам прошедший все ужасы
заключения, назвал своё произведение "Двое". Чётко подмечено
А таким автор запечатлел себя после выхода из лагеря
Отдельный стенд посвящён чисткам в Красной Армии. 3 маршала
Советского Союза - Тухачевский, Егоров и Блюхер стали заключёнными.
По рассказам очевидцев, когда в маршала Василия Блюхера вели с
очередного допроса, его глаз был полностью вытащен на глазницы и
свисал на нервных окончаниях, болтаясь при ходьбе
Климент Ворошилов, так же один из первых маршалов, под опалу вождя
не попал, поэтому стоит на страже Родины и принимает очередной
парад
Самая интересная часть музея - воспроизведённый студентами
"Суриковки" почти в натуральную величину по ГУЛАГовским чертежам
лагерный барак
Нары напоминают купе поезда, поэтому в народе звались
"вагончиками". Не секрет, что тюрьмы были переполнены, и порой в
таком вагончике на одной полке "ехало" до 35 человек. Политические
вперемешку с уголовниками. Единственное разделение, которое очень
чётко и строго выполнялось - по половому признаку
Из-за нехватки места сотрудника НКВД, в подчинении которого
находился барак, разместили напротив нар. На самом деле он
находился в отдельном доме. Сцена изображает прибытие нового
заключённого. Особо хочется отметить, чем кормили транспортируемых
"врагов народа" в места заключения Нормой была одна селедка и три
кружки воды в день
Сотрудники музея именуют этого несчастного, помещённого в карцер,
Гаврюшей. На месте Гаврюши мог оказаться каждый за почти любую
провинность. Карцер грозил тем, кто выполнил дневную норму работ
меньше, чем на 26% или при утренней проверке перепутал хотя бы один
пункт своей статьи
Здесь представлен самый "льготный" карцер. Нормой было стоять в
таком "домике" босиком на 40-градусном морозе 15 дней, без
возможности присесть. Мало, кто выживал
Поистине стахановская работа. Позже имя передовика Стаханова убрали
из лагерей. Не хорошо герою советского производства висеть
среди "отбросов общества"
Доходило в лагерях и до льгот. Например большой милостью считалось
за какие-то достижения по работе получить минус 4 дня к своему
сроку
По музею на этом всё. Выйдем во двор
Посмотрим еще раз на оформление музейного двора
Сейчас это уже далекая история, а двор смотрится декорациями к
фильму. Время, как говорится, лечит
Однако, без прошлого нет будущего. Задача живущих ныне, чтобы
последующие поколения знали об ужасах ГУЛАГа лишь по фильмам и
архивам и не повторили ошибки дедов и прадедов, так мечтавшим о
светлом будущем.
Светлом?
Хорошо. Да будет Цвет!
На этом всё.
Спасибо за внимание.
|
</> |
http://vavilon-plen.at.ua/publ/3_vavilonskij_plen/glavnaja/istorija_sssr_7_chast/23-1-0-157