ГРУЗИЯ. УЖД "Боржоми - Бакуриани"

топ 100 блогов tomkad26.08.2015 Из впечатлений большинства туристов, побывавших в Грузии, вы вряд ли почерпнёте что-то новое для себя, потому что все говорят по сути одно и тоже: "Замечательные люди", "Замечательная природа - море и горы", "Замечательная кухня" и т.д. И всё это, конечно же, правда! Но вот если вы обратитесь за советом ко мне, ну типа "где побывать в первую очередь и  что посмотреть", то я не задумываясь предложу два зачётнейшных места: столицу канатных пепелацев всея Союза - мегаиндустриальный город Чиатура и уникальную узкоколейную железную дорогу "Боржоми - Бакуриани", построенную в горах на рубеже 19-20 века по личному указу государя-императора Николая. О Чиатуре я постараюсь написать скоро-скоро, а вот впечатлениями и  фоточками незабываемой поездки по узкоколейке да ещё и в кабине электровоза, спешу поделиться прямо сейчас.

Узкоколейная железная дорога "Боржоми - Бакуриани" находится в центральной Грузии. Первоначально она задумывалась для осуществления подвоза отдыхающих из Боржоми к минеральным источникам посёлка Бакуриани, расположенного выше в горах. Строительство дороги, в котором даже успел принять участие знаменитый инженер Гюстав Эйфель, проходило в период с 1898 по 1901 годы, после чего по ней пошли первые туристические составчики. В советское время на дороге появилось ответвление, по которому начались осуществляться грузовые перевозки - возили андезит (порода такая) из крупной шахты.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В 1966 году то ли из-за своего сложнейшего горного профиля, то ли из-за расположения в важной рекреационной зоне, УЖД "Боржоми - Бакуриани" стала первой и, если я не ошибаюсь, единственной электрифицированной узкоколейкой общего пользования во всём СССР. Специально для нужд этой дороги в Чехословакии был создан специальный узкоколейный электровоз ЧС11, который и по сей день можно увидеть только в Боржоми. Мне посчастливилось не просто увидеть этого редкого крокодильчика, но и даже прокатиться в его кабине! Вобщем, поехали кататься!


По состоянию на лето 2015-го года  по УЖД ходит две пары поездов в сутки отправлением из Боржоми в 7.15 и 10.55. Путь до Бакуриани составит  2,5 часа. В принципе целесообразно прокатиться на поезде всего в одну сторону, а назад уже можно вернуться на маршрутке (такой путь займёт всего-то полчаса).

Важно знать, что "кукушка" (так традиционно называют маленькие составы на всём постсовке) отправляется НЕ с красивого большого вокзала "Боржоми-Парк" имперской постройки, расположенного в центре курорта, А со станции "Чёрная речка" (ещё называют "Боржоми-Грузовая"), которая находится в 2-2,5 километрах восточнее.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Добраться до неё можно на маршрутке (40 тетри) или такси (3-4 лари), но если вы едете электричкой из Тбилиси, то не парьтесь - выйдете как раз на "Чёрной речке".

Электричка, расписание которой  специально подогнано под отправление бакурианского поезда, прибывает на место в  10.30. На пересадку даётся 25 минут, хотя вполне хватит и двух с половиной. Ну это если в магаз за пивом не бежать, конечно.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

На этом же перроне вас уже будет дожидаться игрушечных размеров, но довольно грозного вида составчик

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Большинство путешественников, обкатавших боржомскую "кукушку", пишут, что в составе всегда два вагона и они практически всегда пустые. Но сегодня мы мало того, что увидели три вагончика, так ещё и по свободным местам особо выбирать не пришлось - их было немного.   Разгар сезона, видимо))

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Вагоны бывают двух классов комфорта: эконом и бизнес))  И те, и те в пребывают в довольно хорошем состоянии: чисты и ухожены в отличие от тех вагенов. на которых доводилось кататься на Украинских УЖД.

Проезд в эконом-вагончике обойдётся всего 1 лари (0,45 доллара). Внутри хоть и жёсткие деревянные сиденья, но однако есть и существенные плюсы: почти полностью открывающиеся окна и открытые тамбура, с которых очень приятно втыкать на дорогу во время поездки. Я бы обязательно сел в этот вагон, если бы он к нашему прибытию (за полчаса до отправления) не был уже забит под завязку местными жителями, которые скорее всего выбрали этот эконом только из-за цены.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Поездка в более козырном вагоне будет стоить аж в два раза дороже, то есть 2 лари, то есть примерно 90 центов. Бизнесс-класс обычно оккупируют нечастые туристы, которых сегодня на удивление оказалось вовсе не мало. Сидушки в этом вагоне всего чуть-чуть комфортнее, но вот окна с откидными форточками, что не совсем удобно, а пара окон вообще их вовсе не имеют. В тамбуре тоже особо не потусуешься, но можно попросить кондуктора, чтобы тот открыл заднюю дверь и это уже будет большим делом)

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Ну а во главе этого поезда вот уже 50 лет неизменно находится узкоколейный электровоз ЧС11, привлекающий к себе взоры, пожалуй, каждого пассажира. Обладая необычной хищной внешностью (похож на зелёного аллигатора) и миниатюрными размерами, "чех" является настоящим гвоздём программы: с ним фоткаются, в его кабину залазят едва ли не толпами, а машинисты этого чуда постоянно рассказывают интересующимся про саму машину, про особенности её устройства, про предстоящую поездку в горы...

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ЧС-11 - узкоколейный электровоз колеи 911 мм с питанием 1,5 кВ от сети постоянного тока, предназначенный для эксплуатации на железных дорогах с горным профилем пути. Произведён в Чехословакии на "Народном предприятии Дубница" в 1966 году на базе промышленного электровоза Е17.  Всего было построено 12 таких машин и все они эксплуатировались на железной дороге "Боржоми - Бакуриани"! Со слов машиниста, в настоящее время в строю осталось всего 6  чехов. Чуть позже сегодня в депо мы насчитаем популяцию из 10 крокодильчиков.

!Фотографии кликабельны!

"Фас" Заводская табличка. Дубница. 1966 год "Профиль"
ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Попасть внутрь кабины не составит вам никакого труда. Можно даже и не спрашивать ни у кого, а заходить и смотреть, что интересно.  Табуретки бригады машинистов не спроста стоят на панели до начала поездки - они являются помехой для открывающихся внутрь кабины дверей.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани
Рабочее место машиниста Вольтметры и амперметры электродвигателей Бульбо-передачка
ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Не особо люблю мелькать своими щами в кадре, но здесь было бы грех не сфоткаться на память с таким редким агрегатом.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Минут за 10 до отправления мы разговорились с машинистом о том, о сём. Он сильно гнал на Мишку Саакашвили, желал всяческого здоровья и успехов нашему "батьке" и просил нас обязательно передать ему привет. Я пообещал. Потом он немного рассказал про железную дорогу, про свой трудовой путь и ещё про что-то... Когда я задал вопрос по поводу моста Эйфеля, то он сказал: "Вай, дорогие мои! Я вам обязательно скажу и покажу, когда мы будем проезжать!"

Я ещё тогда подумал: :"Как это, интересно, он собирается нам этот мост показывать?"
............................................................................................................................................................

В 10.55 наш состав, наконец, отправляется в путь!  Рядом с железнодорожным депо на постаменте красуется узкоколейный паровоз-памятник неблагозвучной серии Ьп-48 1914 года (!) постройки.   Такие агрегаты, рождённые Коломенским заводом,  работали на дороге до её электрификации.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Мы же пересекаем автодорогу Боржоми-Бакуриани, проезжаем парочку кривых и уже совсем скоро въезжаем в противолавинную галерею где и становимся.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Кто-то, более глазастый из нашего вагона, сообщает, что машинисты взяли на борт какого-то мужичка с топором. Сидящие в вагоне (по большей части вольные путешественники) сразу вспомнили про "автостоп второго рода"))

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Уже в самом начале пути дорога удивляет своими замысловатыми виражами. Кстати, при движении из Боржоми в Бакуриани в вагоне всегда рекомендуется садиться по левой стороне, потому что первые 14 километров пути поезд объезжает высокую гору, расположенную справа от дороги и препятствующую хоть какому-то нормальному обзору.  Далее уже сторона на которой вы сидите не будет играть никакой роли: поезд, набирая высоту, будет ехать прямо, а потом столько же в обратном направлении, а потом ещё столько же прямо и так много раз, так что увидите всё, что можно увидеть

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани
Из первого вагона в наш приходит какой-то паренёк с блокнотом и начинает спрашивать у всех пассажиров откуда они приехали. "Поездовщик" - подумал я и вобщем-то не ошибся)) В вагоне нас оказалось где-то  человек 16: группа туристов из Украины (8), группа "поездовщиков" из той же Украины (4), мы с женой  и ещё пара местных мужичков. Всего по результатам переписи "поездовщика" в поезде ехало 42 иностранных гражданина и "хрен знает сколько грузин" (цифы помню приблизительно, так что если поездовщик отзовётся - поправит меня)

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Пришёл кондуктор, обилетил пассажиров, открыл заднюю дверь в вагоне, чтобы мы могли смотреть на дорогу, и удалился

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Первая регламентированная остановка - станция Садгери

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Далее состав продолжает петлять по кривым дорожкам среди густого леса

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Путешественинки в нашем вагоне по-тихоньку привыкают к  ходу поездки и присаживаются на свои кресла, откладывая фотоаппараты в сторонку... Самое время обратиться к некоторым цифрам, картам и фактам

При протяжённости дороги 38 километров, перепад высот между конечными её станциями составляет 900 метров, а это, согласитесь, для железной дороги очень круто! В смысле "круто", а не "классно"!

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Набор высоты идёт постоянно, отчего дорога выписывает удивительнейшие кренделя на местности. Вот как, например, выглядит на карте отдельно взятый участок боржомской узкоколейки. Стоит ли теперь удивляться, что путь в 38 километров поезд преодолевает за 2,5 часа?

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В вагонах поезда висит информация с изображением известного
французского инженера Гюстава Эйфеля, башни имени его и
железнодорожного моста. Вот этот мост, сооруженный над рекой Цагвери
боржомской УЖД, Николай Второй заказал во Франции и
конструировал его Эйфель.
 Грузины шутят, что мост построили из
обрезков, оставшихся от Эйфеевой башни))
Мост Эйфеля на карте.
Перегон Цагвери-Цеми
ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Тем временем мы прибываем на станцию Цагвери. Наш локомотив "глохнет", а на перроне стоит немало людей, которые не спешат садиться в наш состав. Тут я смекаю, что намечается скрещение со встречным поездом, спускающимся из Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Можно устроить небольшую фотосессию на станции

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани   ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Всё это время откуда-то из леса постоянно доносится шум идущего железнодорожного составчика. Он то приближается и кажется вот-вот выкатится на станцию, то удаляется куда-то в глубину чащи, то вновь приближается... Ну мы то уже знаем какими серпантинами он движется)

И вот, наконец, крокодильчик вылазит из-за кустов и неспеша прибывает к перрону

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Наш поезд ведом ЧС11 под номером 10, а на этом встречаем номер 09

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани


ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Встречный поезд загружается пассажирами и отправляется дальше, а меня зовёт к себе машинист нашего поезда:
- Эй, дарагой! Сейчас мост Эйфеля будет! Давай в кабину залазь! И жену свою тоже позови!

Вот как! Даже проситься не пришлось - приглашение в кабину, да ещё на две персоны, пришло само))

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Мы запрыгнули внутрь "чеха", оставив свои вещи на хранение украинским поездовщикам в вагоне и начали подниматься к мосту

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В кабине приятно тикал скоростемер, а мы перекидывались редкими фразами с машинистом и помощником.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Я каким-то образом вспомнил Сергея Болашенко, отчего помоха сразу оживился и радостно закричал: "Вай! Я знаю этого человека! Я помню его, да! Он был у нас! Вот такой (показал большой палец) мужик!"

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Наш составчик

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Через несколько поворотов мы выезжаем на на мост Эйфеля

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Честно говоря, ни вид с моста, ни вид самого моста (даже из кабины) нас никак особо не удивил и не впечатлил.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Мост как мост, разве что из остатков с Эйфелевой башни собран ;)))

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Станция Цеми. Прибываем

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

На станции Цеми мы благодарим бригаду машинистов за то, что те прокатили нас в кабине и возвращаемся назад в вагон.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани


ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

На станции машинисты взяли в кабину ещё одного "автостопщика второго рода"

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Он так и поехал, стоя на подножке и высунувшись из электровоза, а где-то через километр сошёл

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Драйв! Несёмся со скоростью 25 километров в час!

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В вагоне разговорились с одним украинцем про ответвление на Бакурианский Андезит да так. что я чуть было не пропустил ещё одну достопримечательность дороги - остановочный пункт Тба.
Павильон остановочного пункта ТБА (по-грузински "озеро") не спутаешь ни с каким другим! В Грузии немало заброшек такого стиля, которые, впрочем, и нельзя-то в полном смысле заброшками назвать - павильон же до сих пор стоит и выполняет свои функции)) И никому до него нет никакого дела

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Выше в горах, леса начинают подступать вплотную к дороге и ветки деревьев, свисая над контактной сетью, порой уже угрожают целостности пантографа. Такие участки "кукушка" проходит максимально медленно и под пристальным присмотром помощника, который  высовывается из кабины.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Иногда хвойные леса отступают

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В соседнем вагоне бизнесс-класса едут практически одни мамы со своими детьми - это явно в какой-нибудь санаторий Либани или Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

В эконом-классе  продолжают ехать местные жители

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Как и на Украине, здесь на УЖД вполне себе  действует услуга "подвоз до порога" - надо только заранее предупредить машиниста в каком месте нужно остановиться. Вот эта семья живёт всего в паре сотен метров от станции, но зачем, зачем им сходить по станции если машинист их подбросит прямо до их собственного жилища?

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

На станции Сакочави наблюдаем подстанцию и следы былого немаленького путевого развития. Именно отсюда в сторону шла промышленная ветка на шахту "Бакурианский Андезит"

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

После станции параллельно основной трассе дороги идёт ещё один путь: заросший молодым ельняком, но не разобранный!

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Затем путь уходит в сторону и теряется в лесу. Вот это и есть заброшенная ветка на "Андезит"

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Ещё перед Бакуриани запомнился каменный арочный мост.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Последние кривые

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

И мы наконец прибываем в Бакуриани! Конечная станция нашего путешествия находится на высоте 1700 метров! Подъём в 900 метров преодолён

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Народ высыпал на пути. Кто-то сразу покинул станцию, а мы решили немного посмотреть на манёвры

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Здание станции Бакуриани разрисовано всякими детскими рисунками. Краем уха слышал, что Жена Саакашвили в своё время каким-то образом хотела привлечь внимание к дороге и по её инициативе некоторые составчики (в том числе и электровозы) были раскрашены яркими детскими рисунками. Живопись на здании станции думаю появилась тогда же.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Пути станции Бакуриани Горловина станции
ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани
Состав поезда на станции Бакуриани Общий вид станции
ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Манёвры зелёного крокодилыча

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

От станции до площади, откуда уходят маршрутки на Боржоми, надо пройти всего 400 метров. Обратный путь на машине занимает всего каких-то несчастных минут 30-40.
По пути, кстати, попросили водителя остановиться , чтобы посмотреть на мост Эйфеля со стороны. Если честно, то тоже как-то не впечатлило. Мост как мост.

ГРУЗИЯ. УЖД Боржоми - Бакуриани

Может на нём просто кукушки не хватает? А?



Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
gluxov опубликовал фотографии дома, в котором я выросла. Странные чувства. Дом вроде выглядит так же, но только те части, которые нельзя заменить на что-то странное. Подъезды закрыты какими-то странными дверьми, всюду странные витрины, а то, что ...
Вокруг взаимодействия Кургинян-ДНР поднялась такая блогопена, что не в сказке сказать ни клавиатурой описать. Если бы не одно, но а именно достоверные источники! Так вот пользуясь этими достоверными источниками, хорошо информированные блогеры сообщили нам,что: Может дело не в Кремле, ...
Оказывается, этот вопрос волнует просто огромное количество людей. Вчерашний пост собрал больше 1000 комментариев, из которых добрая половина посвящена обсуждению НА или В. Честно говоря, я не понимаю такой агрессивной реакции по поводу применения фразы "на Украину". Не понимаю, почему ...
Русский Мотоциклист Адмирал Константин Сивков предрекает: http://www.vpk-news.ru/articles/25863              В сегодняшнее время вероятность применения ЯО в морском бою (сражении) весьма незначительна. Главным средством ...
Ах ты ж ЖЖ сделал блогерам полную ЖЖопу ! С nofollow ! Короче я надеюсь что это глюк, или какая то спланированная акция, но факт остается фактом. По ходу с сегодняшнего дня, а точнее с полночи, в ЖЖ заработала фича, которая автоматически к всем ...