Gravity/Гравитация.(2013). Реж. Альфонсо Куарон.
ru_scifi — 07.10.2013Посмотрел недавно фильм Гравитация.
Красивая идея не нашла должного воплощения.
Фильм демонстрирует всю наивность американского и вообще западного мировоззрения. Пожалуй, это фильм о трусости современного западного человека, о невозможности принятия им любого катаклизма, любой экстремальной и угрожающей жизни ситуации как воли судьбы.
Современный человек, в особенности его американский психотип, склонен отмахиваться, отрицать присутствие смерти, отрицать наличия этого инобытия в нашей жизни. Мы все склонны закапываться в рутину повседневности, в некий абстрактный гуманизм, в заботу о быте и мы сделаем все, чтобы не посмотреть правде в глаза.
Обычно мы прозреваем в ситуации пограничных состояний, в ситуации разрыва привычных схем нашего восприятия. Это происходит в катастрофах, в войнах, в болезнях. Только таким образом мы способны вырваться из мирка нашего довольства и увидеть, что помимо нас любимых есть ещё и совершенно иной мир, который отнюдь не сводим к удовлетворению нашего тщеславия, но порой и вовсе противостоит самой нашей органике.
Столкнуться со стихией смерти вовсе не значит умереть, но измениться, приняв её как судьбу. Это возможно не только в космическом пространстве. Это происходит каждую секунду во всех «горячих точках» планеты, в хосписах и т. п. В этом смысле исполненные пафоса приключения героини фильма выглядят просто насмешкой над теми, кто реально испытывает удары судьбы.
Космос в произведении искусства — это метафора Абсолюта, Смерти, Инобытия. Т. е. той сферы, которая радикально противостоит всякому человеческому эгоизму. Мы только часть этой общей большой картины, созданной Богом. И этому монументальному полотну Творца совершенно нет дела до наших земных радостей, о которых болтает без умолку персонаж Клуни.
Я шел в кинотеатр, чтобы увидеть фильм про очищение от всего «человеческого слишком человеческого», но вместо победы ницшеанского сверхчеловека я увидел триумф американского супермена, прыгающего как блоха с одной космической станции на другую. Намек на усталость от цивилизации озвучивает персонаж Буллок в самом начале картины, но сценаристы похоронили возможность раскрытия этой линии под слоем примитивного гуманистического пафоса. Это, кончено, было сделано умышленно. Это ещё один реверанс в сторону тех, у кого мир заканчивается любимым баром в любимом штате, любимой газетой, собакой, газоном и т. п. — для тех, кто делает кассу подобным блокбастерам.
От космоса отмахнулись, выбрав даже не планету Земля как таковую, но тот тесный обывательски мирок, который создала современная западная цивилизация.
Нет, в фильме не стоит ждать откровений в духе Тарковского-Лема, но можно увидеть только ту суету, которая ежесекундно оскверняет уникальность нашей Планеты.
Как писал ранее тот же Лем: «Мы совсем не хотим завоевывать космос, мы просто хотим расширить Землю до его пределов. Нам не нужны другие миры. Нам нужно наше отражение. Мы не знаем, что делать с другими мирами. С нас довольно и одного, мы и так в нем задыхаемся».