рейтинг блогов

Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

топ 100 блогов periskop20.11.2017 В эту субботу сходили с группой любителей транспортной истории в новый музей ж/д транспорта России у Балтийского вокзала, который открылся буквально 3 недели назад.
Общее впечатление - грандиозно! Не, реально грандиозно, и это без преувеличения. Архитектурное и планировочное решение - выше всяких похвал; масштаб экспозиции тоже громадный - более 100 единиц подвижного состава, из которых больше половины - уникальные. Плюс мелкие артефакты, историческая экспозиции и много интерактивных фишек (но о них дальше). Я бы даже так сформулировал: в России до сих пор не было технического музея такого масштаба и наполнения, с грамотной навигацией и нашпигованного современными технологиями. Поэтому неудивительно, что сейчас туда такие огромные очереди и столь большой интерес граждан.

По части обнаружившихся мелких косяков можно было выкатить список претензий строк этак на 20, но посмотрев всё экспозиционное пространство и побеседовав с работниками, я понял - на столь огромный музей только для того, что бы его хотя бы просто освоить новым персоналом, надо с полгода. А скорей всего - год. Кроме того, поскольку до Нового года музей бесплатен и по факту работает в режиме интенсивного бета-тестирования, то радостные посетители часть технических и электронных фишек музея банально поломали, отчего их пока отключили. Нужно разрабатывать "защиту от дурака" и опытным путём определять самые популярные места для более внимательного наблюдения за оборудованием. Поэтому отнёсся к этому факту с пониманием. Но потенциал, заложенный проектом, очень велик и его можно осваивать для наилучшей познавательности год, а то и два.

Ниже - мой рассказ о музее с основными первичными впечатлениями, плюс ряд наблюдений. Я не пытался посмотреть всё, меня больше интересовал сам принцип, планировка и подход к посетителям, состояние техники, а также правдивость подписей к натурным образцам. Конечно, позже пойду туда ещё, и обязательно: отсмотрено далеко не всё.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала


Сразу скажу, что я в этот поход забыл фотокамеру (пришлось вставать слишком рано и с раннего утра был как зомби), поэтому снимал на мобильную сноповязалку. Но в посте моих фото будет всего 5, остальные почти 40 сделаны Николаем Добровым и Ксенией Агеенко, они любезно поделились ими со мной - за что большое спасибо.

1. Находится музей с правой стороны Балтийского вокзала, на месте бывшего товарного двора и исторического депо. Слева примыкают пути пригородных электричек на Калище, Рамбов и Петергоф.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

2. Проект музея действительно революционный для России и в него удалось очень удачно вписать не только историческое здание депо, но и оба поворотных круга, а также приёмо-отправочные пути грузового двора. Старое здание на фото справа, а левее построена громадная музейная "подкова", в которой размещена примерно половина техники - наиболее ценные и старые экземпляры. Вторая половина размещена на открытой площадке с хорошими подходами, не тесно. Есть даже определенный резерв на пополнение экспонатов. У "подковы" построен трансбордер (помните, я в Усть-Луге показывал?), который позволил нарастить количество путей для размещения экспонатов без строительства новых податочных путей. Очень хорошо, что на проекте не экономили и сделали его фундаментально: ведь такой музей - это не просто рядовой музей, это фабрика национальной идентичности и познания истории своей страны с железнодорожной "колокольни".
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

3. Первый корпус (историческое депо) - сравнительно небольшой, примерно 1/5 часть от главной "подковы". И размещена здесь тоже история транспорта и первых железных дорог. Начиная от самого раннего периода ж/д. Царскосельская, Варшаво-Венская, Петербурго-Московская, стефенсоновские паровозы и т.п.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

4. Есть довольно много наглядно действующих макетов. Вот этот, например, показывает различие в трении между деревом и сталью: с уклона едут два вагона с одинаковым грузом. Один уезжает далеко, второго трение останавливает на середине.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

5. Макет принципа действия паровой машины в наземном транспорте.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

6. Трубы с различными железнодорожными звуками. Можно послушать и стук колёс, и гудок, и шипение пара и т.п.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

7. Макеты ж/д тоже были исполнены с весьма тщательной детализацией. Один - Царскосельская дорога (Петербург - Павловск). На снимке показана детализация Павловского музыкального воксала.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

8. И Транссиб - на макете исполнена станция Владивосток раннего периода (1890-е).
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

9. Есть вставки, показывающие интерьеры разных классов вагонов последней трети XIX века. Это I класс...
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

10. ...и скромный III класс, для крестьян и небогатых мещан. На фото - инсталляция писателя-фантаста и крестьянина. Можно туда залезть, посидеть-подумать.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

11. Есть витрины-планшеты - как вот этот "стол министра путей сообщения". Документы можно читать, перемещать пальцем, раскладывать, вытаскивать...
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

12. Но здесь же надо сразу сказать и о проблеме вандализма, или скорей даже - невысокой устойчивости технологических новинок от сверхмощного наплыва посетителей. Ряд стендов и "фишек" вышли из строя - как вот этот "круг времени железных дорог", который можно крутить пальцами и смотреть, как росла сеть ж/д Российской Империи и СССР. Экскурсовод сказал, что его вывели из строя дней за 10: некоторые альтернативно устроенные храждане даже садились на него задом и пытались ставить своих детей ногами, "сняться на фоне". Теперь надо думать, как сделать познавательные стенды более защищёнными.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

13. А вот так он выгладел в начале работы музея.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

14. Далее по застеклённому переходу идём в гигантскую "подкову" - основной корпус музея. В него вписали поворотный круг (действующий), от которого веерами расходятся пути. Так что, по идее, любой экспонат можно переместить для дореставрации в депо - там часть единиц ПС пока с нереставрированной внутренностью, что обещают постепенно делать. На самом кругу стоит "Серго Орджоникидзе".
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

15. Вид на него, но уже с веера путей, где стоят другие локомотивы.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

16. Основная часть перешла сюда с площадки на Варшавском вокзале, но есть и новое - и не так уж мало. Например, вот этот салон-вагон КВЖД (справа), переделанный японцами на 1435 мм и служивший некоторое время личным вагоном Пу И - императора Маньчжоу-Го в 1930-е.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

17. Первый электровоз постоянного тока Сс (1932 г.)
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

18. Обратил внимание я и на многочисленные таблички "на экспонаты не залезать!". Вообще, по идее это не очень-то верно - на паровозы и тепловозы залезать интересно. Но сейчас не решена проблема вандализма, штат пока очень мал и кроме того, есть сопутствующая проблема травматизма - кто-то упал, кто-то налетел на какой-то шкворень/притолоку и т.п. Очень много детей, которые будут лезть и в самые укромные точки. Как будут решать эту проблему, я пока не знаю - но вообще круг экспонатов, на которые можно залезать, расширять обязательно надо. Пока можно со всех сторон ходить, трогать и смотреть снизу.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

19. Очень важный момент: полная историческая достоверность. Никакого мерзкого майданизма головного мозга, никаких следов "украинства" - как, например, поступили в Киеве с уникальнейшим и единственным в мире паровозом ИС, начав стирать с него звезды и сковыривать аутентичные надписи и таблички. Ну то есть, всё выглядит именно так, как ходило в свой период по железным дорогам, исторически достоверно. Если Сталин - то Сталин и герб СССР, если Николай II и двуглавые гербы, то именно они. Все надписи исторических ж/д тоже в наличии.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

20. Всё стоит в аутентичном виде.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

21. Наш экскурсовод (к большому сожалению, не записал его имя). Теоретическая подготовка неплохая, и когда я слушал пояснения, то отметил про себя только некоторые мелкие ошибки. Отсебятины вообще не было, что приятно.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

22. Все экспонаты сгруппированы по историческим периодам, не перемешаны. Этого на Варшавке тоже не было.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

23. Отметил и стремление к созданию "отраслевого" стиля. Вот, например, указатели в виде поставленных "на попа" рельс. А скамейки сделаны виде шпал :)
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

24. Везде периодически попадаются "белые" инсталляции (см. также к примеру кадр 10). Почему белые и зачем они? Как мне сказали, они будут задействованы в какой-то "планшетной" фишке и при наведении выдавать некие эффекты или исторические справки. Это пока не реализовано, но стоит в планах освоения.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

25. Военный и "ленд-лизовский" отдел музея. Кстати, на таком же американском Еа я в 2000 г. кидал в топку уголёк, на перегоне Хабаровск - Волочаевка :)
Стоит тут и трофейный Тэ (германский тип 52 - "военный паровоз"), только чуть дальше.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

26. Самый главный хит "подковы" - это, конечно, разрезанный подлинный паровоз Эр и его тендер. Пришлось частично пожертвовать начинкой для того, чтобы все его "кишки" и "внутренности" были видны для понимания устройства его действия. Наверное, для такого огромного и значимого музея это оправдано. Смотрится очень наглядно, я пока ещё нигде не видел подобного (хотя, говорят, такое же сейчас сделали и на депо Подмосковная). Под паровозом устроена канава, можно внимательно рассмотреть его и снизу.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

27. Разрезанный паровоз спереди.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

Второй хит внутреннего пространства - тренажёр тепловоза ТЭП70 (вроде). Пользуется гигантской популярностью. Но опять же, из-за этой самой популярности, его отлаживают чаще и по какому-то не очень понятному расписанию включают-отключают.

28. Можно подняться и на второй уровень и смотреть всё сверху.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

29. Отсюда всё воспринимается по-иному. Также виден и масштаб "подковы".
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

30. Веер путей у поворотного круга.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

31. Стиль подписей к технике. Очень симпатишно смотрится и снизу. Кстати, тут выставили первый вагон "Красной Стрелы" раннего образца. Сам вагон, конечно, предреволюционный (1912-14 гг.), а поезд пустили в 1931-м.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

32. Ксения, автор половины фотографий этого поста.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

33. Открытая площадка тоже довольно большая, ходить можно много. Очень важно, что между путями - большое пространство, можно спокойно смотреть технику со всех сторон.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

34. Между "подковой" и открытой площадкой - трансбордер (безлокомотивное устройство перемещения). Поэтому появилась возможность построить ряд тупиковых коротких путей для просторного размещения техники.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

35. Внутри "подковы" стоит ещё один СО.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

36. Сохранили и поворотный круг старого депо.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

37. Подвижного состава на открытой площадке стоит порядка 30-40 единиц и есть резерв для размещения. Привлекает всеобщее внимание "Сокол" - предшественник "Сапсанов" от ЦКБ Рубин, неудачливое детище ельцинской эпохи от строителей подводных лодок. А вот ЭР-200 я пока не увидел. Возможно, он ещё на реставрации, или я мимо прошёл.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

38. Много стоит и редкой экзотики.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

39. Артиллерийский транспортёр с Красной Горки вместили между "подковой" и путями Балтийского вкз.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

40. Но самый хит открытой площадки - это конечно, ракетный поезд (БЖРК). Здесь, в отличие от Варшавки, он стоит вольготно и незаслонённо. Можно подлезать и рассматривать все его детали, или отходить в сторону и снимать его в комплексе.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

41. Из выявленных узких мест - это точки питания. Пока я увидел только одну - на такой гигантский комплекс одной точки явно мало. Может, есть и ещё (или планируется?), но я не видел.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

42. Кафешка сделана в виде вагона. Неплохо - но можно было за мизерные деньги допилить до большей аутентичности. Например, на стену слева напечатать баннер в виде рифленой поверхности вагона и окон с пейзажами. Я даже готов предоставить музею снимки с Транссиба высокого разрешения бесплатно, из моих прошлых поездок - если они всё же решат усовершенствовать интерьер. Кроме того, не задействован очевидный резерв русского железнодорожного колорита - чай выдаётся в фаянсовых чашках, а здесь обязательно надо выдавать чай в ж/д подстаканниках! И чтобы посетитель мог набрать кипяток из титана. Кофе можно и в чашечках.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

43. Очереди. Они сейчас огромные в выходные, но уже небольшие в будни. Готовьтесь к тому, что если вы придёте в субботу или воскр. утром к открытию, стоять придётся час-полтора. И это - в низкий сезон, ноябрь! Когда смотрят музей по факту только питерцы. Люди терпеливо стоят. А что будет в высокий сезон? Да, введут плату (говорят, рублей 200 будет), но всё равно думаю наплыв будет немаленький.
Грандиозный музей ж/д техники у Балтийского вокзала

В целом, повторюсь - впечатление просто грандиозное, если не брать косяки освоения.
Я ожидал меньшего. Проект очень масштабный и имеет большие перспективы для модернизации.
Закладывайте на посещение не менее трёх часов. И очень много всего для детей - свои указатели, свои экскурсии. С детьми (где-то от 5 лет и старше) можно и на полдня приходить. Берите с собой воду.

PS. Некоторые из постов по теме с похода:
https://fundin-of-moria.livejournal.com/684675.html
https://flackelf.livejournal.com/924517.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наш замечательный ужин: рыбная котлетка и к ней немного винегрета и гречневой каши. Читаю Пинчона и хохочу, как дурак. Например про то, как отец, сын (Малыш Игорь) и сенбернар на субмарине "Жюстин" каждую неделю через Дарданеллы проникают в Мраморное море и торпедируют турецкие ...
Я что-то так устал от ЖЖ. А вы не устали? Постоянно сталкиваюсь с неадекватностью людей, которые к тому же пытаются рассказать мне что я в чем-то пиарюсь. Если люди принимают откровенность за пиар, может это у них проблемы? А не у человека, который принципиально не собирается ничего ...
В ряду знаменитых семей Рокфеллеры занимают особое место, фамилия стала ассоциироваться с богатством . Однако мало кто знает, что именно лежало в основе финансовой империи. Глава компании Rockefeller & Co. Дэвид Рокфеллер-младший рассказал про систему ценностей и традиций, которая ...
Города, в которых находится больше всего бездомных людей. Не в пользу Москвы конечно же. Самые стрессовые города мира. Из рейтинга исключены небольшие города. ...
Виртуальные путешествия по музеям и историческим местам при помощи приложения Google Arts and Culture доступны уже с 2011 года. Использование платформы позволяет удалённо посетить до 1200 музеев и исторических достопримечательностей по всему миру, не выходя из дома. Специалисты Google ...