Госзакупки по-российски
ilyavaliev — 11.01.2017Западные эксперты пророчат российской экономике рост в этом году. В материалах международного рейтингового агентства Moody's говорится, что несмотря на санкции экономика РФ продемонстрирует рост на уровне 1%. В базовом сценарии Минэкономразвития ожидается рост на 0,6%. Менее амбициозно, однако, пожалуй более реалистично.
Что ж, оптимистичный взгляд в будущее это безусловно благо в столь депрессивное время, однако рост российской экономики довольно затруднительно представить без решения проблем, связанных с госзакупками. Напомню, что государство для малого и среднего бизнеса является весьма перспективным заказчиком, однако заполучить такого заказчика могут, как говориться, "не только лишь все, мало кто может это сделать", и на то есть свои причины.
Летом прошлого года Минэк заявлял, что закупки у представителей малого и среднего предпринимательства выполняются по большей части формально. Госкомпании, создают аффилированные с ними структуры, которые, разумеется, малым бизнесом не являются и близко. Например, «Газпром», который заключил с одной компанией договор на, мягко говоря, не типичную для малого бизнеса сумму в 50 млрд. рублей. У бизнес-сообщества по поводу этой сделки до сих пор масса вопросов. И «Газпром» подозреваю не единственная корпорация, которая шалит подобным образом.
Впрочем, тренд на «дочек» и «внучек» у госкомпаний сходит на нет. Сейчас в моде тактика завышенных требований, когда заказчики фактически принуждают предпринимателей проходить специальную аккредитацию, чтобы попасть в созданный ими же перечень надежных поставщиков, и дополнительную процедуру сертификации, которая у каждой компании своя.
Сложившуюся систему госзакупок критикуют с разных сторон. За прошлый год в ФАС и Счетную палату жалобы поступали вдвое чаще. Главными претензиями к закупкам госкомпаний остаются их неконкурентность (менее двух участников в среднем) и неэкономичность (по данным Счетной палаты, экономия составляет лишь 1,8% от начальной цены закупок).
Правительство, конечно же осведомлено о таком положении дел. Игорь Шувалов, возглавляющий экономический блок, планирует привести госзакупки в должную форму в течение полутора лет. Сделать это предполагается посредством перевода закупок государственных компаний в электронную форму. Исключение чиновников из процесса делопроизводства в какой либо сфере и замена их электронным протоколом, кстати, любимый метод Шувалова, и, черт возьми, он работает. Взглянуть хотя бы на Федеральную налоговую службу, где Мишустин навел порядок именно шуваловским способом, и теперь это ведомство можно назвать одним из самых прозрачных в России.
Разумеется, с мнением Шувалова относительно перемен в системе госзакупок многие не согласны. Никому не охота терять миллиарды теневых рублей. Видимо этим были обусловлены информационные атаки на вице-премьера. И абсолютно точно этим обусловлено то, что законопроект буксует уже около двух лет благодаря действиям лоббистов. Есть, однако, основание полагать, что электронная система госзакупок все же внедрена будет, вице-премьер не бросает проекты на полпути.
Если малый бизнес получит нормальный адекватный доступ к госзаказам, то, уверен, эта отрасль российской экономики будет приносить в казну гораздо больше денег, чем мы привыкли думать. В таком случае Moody's сможет прогнозировать не один процент роста, а больше. И такие прогнозы даже будут сбываться.
|
</> |