рейтинг блогов

Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

топ 100 блогов periskop16.01.2018Транспорт Во вторую часть обзора города Иваново собрал транспорт, рекламные реалии и характер застройки. О транспорте - поподробнее, остальное - весьма субьективные заметки, не претендующие на полноту. Скорей, просто зарисовки - то, что врезалось в память. Плохого тут будет заметно больше, чем в первой части, ибо город страдает типовыми болезнями российских облцентров: архаизацией общественного транспорта, засильем рекламного шума, хаотической парковкой и вседозволенностью автомобилистов. Ну и аляповатого туркостроя, уродующего облик города, конечно же, тоже хватает. Есть и нелепые странности в планировке центра, о которых пойдёт речь ниже.

Но для затравки - символ ивановского транспорта, "Богданчик" (морганатический сын "Исудзу" от украинской дивчины автопрома), с которого очень умилялся Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка flackelf. Я к "Богдану" не был привычен, на Украине не жил, а только понаезжал временами как гость - поэтому никаких особых эмоций он у меня не вызывал. Ну ездит да ездит.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка


2. В советские времена Иваново обладало стратегической триадой среднего облцентра - автобус (большой), троллейбус и трамвай. За 20 лет после этого много воды утекло, и из триады остался только троллейбус (с 1962). Стоит он сейчас 17 рублей, маршрутов - много. Наверное, с десяток действующих и вполне наполненных пассажирами. Говорят, он в "нулевые" был на грани закрытия, но уцелел. Более того, здесь есть даже и междугородний троллейбус Кохма - Иваново, №6. Им я тоже проехался от ТЦ "Рио", но не снял по причине темноты.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

3. Трамвай здесь существовал гораздо дольше - с 1934 по 2008-й. Открыли его на волне взлёта довоенного центра мощной ИПО и сеть к 1940-м стала умеренно обширной, 6 маршрутов. В 2006-2008 гг. все маршруты поочерёдно и быстро закрылись, и сейчас трамвая в 400-тысячном Иваново нет. Почему его уничтожили - Бог весть. Но - факт. Очень жаль, на самом деле его тут не хватает. Кстати, в районе вокзала остались останки путей и столбов, там тоже было трамвайное кольцо.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

фото отсюда: http://transphoto.ru/vehicle/7503/ (по ссылке больше примеров)

Больших автобусов в городе тоже сейчас нет. Читал в Сети про их исчезновение, но там весьма смутно говорится об упадке - то ли в 2013 вымерли, то ли в 2010-м, то ли ещё раньше. Но факт, что сейчас вместо чёткой и понятной маршрутной сети - хаос и горох из многочисленных мелких маршруток. Возят какие-то самые разные конторки. Разобраться в сети сложно, она архаизировалась и фрагментировалась.

4. Много вот таких пепелацей (не знаю марки), эти ходят в основном на пригород. (Уточнили в комментах - это ГАЗель-NEXT в версии "микроавтобус". Новая. Видимо, пришла на замену старым Газелькам.)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

5. Немало и классических ПАЗиков. Может быть, треть или четверть парка.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

6. И много юрких "Богданов", домайданного наследия соседки-Украины. Ими Флакельф и умилялся постоянно - говорил, напоминают мне Киев. А мне они были фиолетовы и особых ассоциаций не вызывали.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

7. Маршрутные таблички попадались даже художественно исполненные, не только скучные печатные :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

8. Маршруток тут реально много, они толкутся на основных дорогах целыми стаями и зачастую друг другу мешают.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

9. Или вот так толкутся на остановке. Может прийти сразу 4 разных и решение надо принимать мгновенно, либо заранее знать "свой" номер. Никаких пояснений, списков маршрутов (не говоря уже о схемах) на остановках нет. Всё только по наитию. Я пользовался "Яндекс-Транспортом" для выяснения нужных номеров, но пару раз и он ошибся.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

10. На Соковском мосту попалась остановка особого назначения, монументально исполненная и с художественной урной. В подавляющем же случае они простенькие, без изысков.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

11. Вот такие. Там же видна и толкотня маршруток, объезжающих друг друга. Насколько я понял, на этом бизнесе тут сидит сразу несколько ООО. Обратите сразу внимание на рекламотварей, варварски загадивших красивую мозаику на торце - о рекламе будем говорить ниже, но и этот пример очень характерен.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

12. Кстати, о городских обычаях. Здесь до сих пор в ходу фишка конца 90-х - начала нулевых, когда у оживлённых точек весь день стоит приблатнённая машина, "покупающая телефоны, золото, драгоценности". Правда, в машине сидит не кавказский жучок, а мужик славянского вида. Не везде, но такое там есть, замечал раза четыре в разных местах. И чисто психологически, порой казалось, что я на машине времени отправился лет на 15 назад - не только из-за таких вот "жуков", но и от архаического парка маршруток, и от массированного рекламного мусора. Всё-таки мы у себя от него уже начали отвыкать.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

13. Маршрутки тут стоят уже 19 руб., а не 17, как троллейбусы.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

14. Внутри ПАЗиков есть даже терминалы считывания каких-то проездных, что ли. Я платил наличкой, поэтому не знаю каких.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

15. Народный креатив в маршрутках. Особенно хорош нижний слоган :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

Как вы увидели, транспорт тут прочно застрял на отметке начала-середины нулевых и сильно архаизировался. Неизвестно, возродится ли когда-нибудь тут трамвай, но хотя бы троллейбус устоял - и то хорошо. От транспорта теперь переходим к рекламе и визуальному мусору. Рассмотрим от хорошего к худшему.

16. Совсем нет рекламы здесь на главном здании областной администрации. Что понятно :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

17. Нет её и на главных областных учреждениях, к счастию. На фото - особнячок "Иванэнерго".
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

18. Очищены от реклам вузовский городок, а также главные присутственные места типа судов и прокуратур.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

19. На этом идиллия архитектуры заканчивается, и вне суровых госучреждений постепенно начинается бардак. В старой уездной части главной ул. Ленина с этим ещё относительно сносно - там, где купеческие особняки и малоэтажность.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

20. Но стоит отойти от пл. Революции в сторону на 50-100 метров - рекламный мусор сразу навязчиво лезет в глаза (на заднем плане виднеется обладминистрация). Никакой системы и регулирования нет, просто вывесочный хаос.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

21. На ТЦ Каскад не только зарекламили всё, но ещё и засайдинговали, для верности. Также на удобном месте тротуара стоит некая приблатнённая машинка. Или просто наглая. А чё - пешеходишки, чай, не баре - обойдут :) Кстати, чистить тротуары от гололёда в Иваново или подсыпать скользкое тоже нигде не принято. Кроме разве что пятачка у обладминистрации и променада на ул. Ленина. Поэтому пешеходы идут как по минному полю - осторожно и балансируя.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

22. Рекламка стоит и у тамошнего Ленина на одноименном главном проспекте, его парадной части.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

23. Здесь немного поскромнее, поумерили аппетиты. И даже почти не испортили фасад красивого сталинского дома: ну, только застеклили два балкона 3-го этажа и вмандячили несколько кондишенов выше на самые видные места. И разнокалиберно раскрасили цоколь. Но это мелочи по здешним меркам - дом визуально почти не испорчен.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

24. На Шереметьевском просп. на пересечении реки поставили монументальный 15-метровый столбище. Чего мелочиться!
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

25. Ну а тут уже можно залепить всё, до чего руки дотянутся :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

26. На этом фото просто понравилось название турфирмы.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

27. Ещё типовой изврат - украшение обычных пятиэтажек мега-креативными подъездами. Это болезнь очень многих городов, этакие древесные грибы-паразиты на стволах деревьев. В Череповце ими уродуют даже сталианс (!). Выглядит ужасно, но зато ведь своя родная торговая точка выделяется от конкурентов! :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

28. Чем шикарней оформишь свою точку, тем круче выручка!
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

29. Так что изощряются кто во что горазд. Изба-калиточка-палисадник, например.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

30. К подъездо-оформлению можно и оберег поставить. Кстати, работает - я просунул туда литсо, потом вечером выложил пост. И его отлично, даже ударно комментили! Читатели выставили хорошие оценки :)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

Есть там и планировочная загадка. В самом центре Иваново имеется т.н. "бульвар Кокуй". С одной стороны он ограничен началом парадной ул. Ленина - той её части, которая старая с купеческими особняками. С другой - продолжением ул. 10 Августа. С узкой стороны расположена центральная площадь Революции с обладминистрацией. А у реки пространство замыкает колоссальный театр с площадью Пушкина. Так вот. Внутри этого центрового прямоугольника - никакого благоустройства. А есть а) огромная автостоянка с говнодельными ТЦ, и б) заброшенный дореволюционный сад-оранжерея. Когда я там ходил, недоумевал - почему это столь удобное пространство в самом сердце города никто не превратит в благоустроенный парк или общественное пространство? Тем более что оно сравнительно небольшое.

31. Вот давайте посмотрим. Идём по тихой части ул. 10 августа к театру от пл. Революции. Мощные неухоженные ограждения - это граница сада.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

Вот что про него говорит Викимапия:
Дореволюционный сад с оранжереями был создан для практических занятий учеников школы садоводства и огородничества. Постепенно сад начал приходить в упадок и в 1912-1913 гг. началась его восстановление по проекту И. И. Керпе: сооружена подпорная стена, лестница, обустроен сад, где летом сажали цветы, зимой заливали каток. Сейчас на месте сада уже давно находится огороженный пустырь.

32. Эта часть улицы очень колоритна, с сохранившимися старыми домами, в т.ч. и деревянными.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

33. Замыкает улицу мега-театр (точней, его тыл - он вписан в рельеф). Там дальше - пл. Пушкина и речка.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

34. Казалось бы, идеальное место для прогулочного общественного пространства, да? Но - нет. С той стороны вдоль склона бывшего оврага понастроили безвкусного туркостроя (за ним - начало ул. Ленина, см. кадр №19). Ниже - пустырь с автостоянкой. А огороженная часть - это бывший сад-оранжерея.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

35. Если перевести взгляд левее, то и там стоят сперва говнодельские ТЦ, а затем и пл. Революции с кубом обладминистрации на заднем плане. Все, что на переднем плане - заброшенный сад.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

36. Более того, если посмотреть от забора улицы вниз, то там - помойка. Натуральная. Причём теоретически вид на помойку вполне доступен и со средних и верхних этажей обладминистрации :) Ну ладно, сейчас мусор снежком припорошило, а когда растает? И всё это - самый-самый центр. Удивительно... Я поначалу был в шоке, потом немного попривык.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

37. Впрочем, есть и хорошие примеры. На той же ул. 10 августа, но только в её транзитной части, ближе к району где мы жили (ул. Бубнова) - чудный модерновый особняк с сохранившимся литьём. Идешь мимо - и душа радуется. Разве что кованые ворота испортили рекламой.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

38. Ещё местная фишка - дворы с цветными шинами. Их почему-то много в спальниках. И там, где мы жили, тоже было это обрамление. Да, и шинные лебеди, конечно же были - только я их не снял.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

39. В плане застройки также хорошо прослеживается "слободское" прошлое Иваново-Вознесенска: много мест, где многоэтажки чередуются с промежуточной частной застройкой. Вот тут, например - видите, два квартала прослоены широкой полосой частных домов? (ул. Зверева)
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

40. Надо сказать, что несмотря на депрессивность региона, новая застройка постепенно наступает на бывшие промзоны и частные дома. Причём она тут более человечна, чем в мегаполисах. Вот неплохой проект, например.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

41. А это уже элитный дом на Конспиративном пер. Так что деньги тут всё же есть, раз такие квартиры продаются и такие ЖК строятся.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

42. Закончу свои зарисовки привокзальной "Лентой", которая нас выручала пару раз в плане закупок. Тем, кто приезжает или уезжает - очень удобно. Особенно при отьезде затариться в поезд.
Город Иваново, ч.2: транспорт, реклама, застройка

* * *
На этом с Иваново пока всё. По материалу можно было бы сделать посты про текстиль-центр "Рио", про поход на старую фабрику, про завокзальный район Первых Маёвок и мемориал "Красная Талка", но из поездки есть ещё города Вичуга, Шуя и Кинешма. Надо рассказать и про них. Поэтому следующий пост - про ковровского "подкидыша" и ст. Шуя.

Продолжение следует

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Судя по поступающему валу сообщений с Донбасса и Украины, дело идёт к крупной провокации. Причём каждый ждёт первого шага от оппонента, чтобы оправдать свои действия. При этом интенсивность пограничных боёв взлетела до уровня Битвы за Дебальцево или Битвы за Иловайск. Оптимальный срок ...
Добрый день, хочу поделиться с вами своей печальной историей со счастливым концом. Я обычный человек, родился в маленьком городке, учился в обычной общеобразовательной школе. Детство протекало как у самого обыкновенного ребенка, в старших классах мы компанией часто ездили на пикники, ...
... плюхнуться в моем доме куда-то, не глядя! Это очень опасно! Сначала нужно присмотреться, не занято ли уже это место кем-то еще... Всегда лучше сначала убедиться, что там не прячется какой-нибудь монстр... Для этого нужно потыкать в бугорок под пледом: И вполне вероятно, что оттуда ...
Российские титушки входят в силу. Пескову указано на то, что делать замечания лидеру Ночных волков Хирургу ему не по чину. Ты кто такой - резонно задал Голосу Саурона вопрос сотник уральского подразделения мотобайкеров. Ну вот кто ты по сравнению с Хирургом? Какие твои заслуги перед ...
Одна из участниц скандальной группы записала поздравление Владимиру Путину. Видео выложено на Youtube c канала " Блонди PussyRiot". Тру или Фейк? Проводим расследование. Есть, как минимум, три версии. По самым смелым предположениям это могла быть Блонди (версия номер раз!). Она т ...