рейтинг блогов

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

топ 100 блогов ru_railway20.11.2017 Оригинал взят у Главный железнодорожный музей России (часть 1) fundin_of_moria в Главный железнодорожный музей России (часть 1)?

В субботу ездил в Санкт-Петербург на организованную пресс-службой РЖД и Сергеем Сигачёвым (так же известным как Главный железнодорожный музей России (часть 1) periskop) экскурсию в новый Центральный музей РЖД с целью посмотреть, что это такое и потом попытаться максимально достоверно рассказать об этом, тем более, что многие этот музей ждали, да и, чего греха таить, нужно было для себя понять, насколько верны отзывы самых-самых первых посетителей, где было было больше эмоций, чем взвешенной оценки.
Немного пафоса: процитируем официальный сайт: "Главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Торжественное открытие, приуроченное к 180-летию железных дорог России, состоялось 30 октября 2017 года." Звучит захватывающе, не так ли?

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

От арки бывшего Гатчинского двора на привокзальной площади до музейного входного павильона по прикидкам - метров 150 (яндекс говорит, что 160), и, как выясняется, очередь растягивается на это расстояние и даже дальше, чуть ли не до выхода из ст.м. "Балтийская" (а это уже, ни много ни мало, четверть километра!) Теряюсь в догадках, любовь ли это к истории железных дорог или же неистребимая банальная тяга к "халяве"?
Мы же проходим по пустынной парковке, чем-то напомнившей мне троллейбусную конечную около ст.м.Киевская, и оказываемся внутри здания, которое, как следует из надписи на табличке, является "Зданием для помещения паровозов и мастерских при Петеребургской станции Петергофской ж.д.", т.е. самым что ни на есть историческим паровозным депо.


Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Через несколько часов тут будет очередь

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Сотрудники РЖД, обеспечивающие наш визит

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Паровоз типа "Ь", этот тип интересен тем, что в него в 1912 году объединили множество различных подклассов паровозов сходной мощности но разной конструкции и осевой формулы

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Паровоз типа "Я"(?)

Первое впечатление: масштабно и такого в России я, пожалуй, ещё не видел. По сравнению со старым Питерским музеем железной дороги на Варшавском вокзале - качественный прорыв. За Москву, конечно, стало обидно: наш музей на Рижском вокзале не идёт ни в какое сравнение: во-первых, наиболее ценные экспонаты находятся в закрытом помещении: например, уникальный тепловоз ТЭП80 с номером 0002 (т.е. второй построенный экземпляр), разогнавшийся до 271 км/ч во время испытаний под Лихославлем /см. видео с испытаний, в обиход известное как "побалтывает машину"/; во-вторых - то, что не смогли поместить под крышу по тем или иным причинам, размещено на открытой площадке с комфортным доступом и обзором для посетителей - например, тот же БЖРК "Молодец", который на Варшавском вокзале воспринимался незнающими людьми какой-то "торчащей посреди вагонов трубой от котельной". Пожалуй, что серию фото "было/стало" размещу в одной из следующих частей рассказа, где буду рассказывать об уличной части экспозиции.
Начали осмотр с почти классических музейных залов: изобретение колеса, изобретение рельсов, переход от деревянных рельсов к чугунным, что было прекрасно проиллюстрировано натурным экспериментом на макете: был проведён заезд двух вагонеток, едущих по рельсам из разных материалов. Увы, не успел зафиксировать этот момент в динамике, возможно, это удалось кому-нибудь из соучастников.

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Деревянная вагонетка для перевозки руды

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Макет паровоза Черепановых, 1:1. Обратите внимание на дым, спроецированный на стену!

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Вокзал в Павловске и макет Петербургско-Царскосельско-Павловской линии

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Тот самый натурный эксперимент с деревянными и чугунными рельсами

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Паровая машина и первый паровоз "Coalbrookdale"

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Паровые машины и первые паровозы, в частности можно узнать "Механического путешественника" и "Ракету"

Тут стоит сделать ремарку: музей только открылся, доступен для посетелей меньше месяца! Некоторые модели находятся в процессе пусконалодочных работ, поэтому являются статичными, хотя по задумке создателей - должны быть действующими макетами, чтобы демонстрировать посетителям динамику процессов. Выражаясь куда более привычным мне IT-языком, проект находится в стадии публичного бета-тестирования.

Кое-что всё же показали, например модель шагающего паровоза (см.статью "Механический путешественник") - создавший его инженер Уильям Брунтон полагал, что своими расположенными позади будки ногами он будет отталкиваться от земли или шпал между рельсами для движения вперёд. Разумеется, эта ветка развития рельсового транспорта - тупиковая... но если на мгновение представить, что она бы по каким-то причинам стала основной, то реальностью могла бы стать "железнодорожная многоножка" как альтернатива моторвагонному подвижному составу.

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Макет Царскосельской железной дороги, самой первой в России

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Интересно, фигурки будут красить или оставят деревянными как есть? Оба варианты имеют свои плюсы и минусы

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Станция Царское Село

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Паровоз "Проворный", ходивший по Петербургско-царскосельской линии

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Вальс "Павловский вокзал" и посуда тех времён

Ещё одна прикольная штука - возможность послушать железнодорожные звуки ушедшей эпохи, что выполнено в виде прикольных медных слуховых трубок.

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

Вообще, не покидает ощущение, что современные музеи это здорово, нет в них какого-то классического/академического занудства. Макетная часть здесь совсем небольшая, меньше даже, чем в музее РЖД на Рижском вокзале в Москве, что огорчит самых маленьких посетителей. С другой стороны, в Санкт-Петербурге это легко компенсировать посещением Гранд-Макета Россия). Кстати, дым от паровоза Черепановых, проецируемый на стену как бы из его трубы - тоже очень мощная задумка!
В этом же зале размещено шикарное наглядное пособие для детей и любопытных взрослых: макет паровоза Щ (1-4-0) в разрезе, выполненный примерно в соотношении 1:3 с двигающимся внутри цилиндра паровой машины поршнем и передачей движения на ось. Очень круто!

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

Тут же уголок моды и XIX века, сопровождаемый рассказом гида о том, почему вокзал стали называть вокзалом. Это известная история, не буду пересказывать.

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Макет Великого Сибирского Пути (?)

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Макет паровоза Щ и волшебные трубы с железнодорожными звуками паровозной эпохи

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Ещё один любопытный экспонат: интерактивный стол министра путей сообщения. Эдакий планшет размером со стол. Диковинка сразу становится объектом всеобщего внимания

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Не удержался, тоже зафиксировал, что там происходит

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
Витрины с картинами и чертежами

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Главный железнодорожный музей России (часть 1)
...

Из любопытного ещё стоит отметить, пожалуй, расположенные рядом интерьеры вагонов 3 и 1 класса - главный вывод: современные плацкартные вагоны и СВ (т.е. сопоставимые по классам) куда ближе друг к другу по базовому комфорту, чем их предшественники более ста лет назад.

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

Главный железнодорожный музей России (часть 1)

Мы же переходим в следующий зал, где размещаются натурные экспонаты. Продолжение следует.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
пять минут дева Марианна стонала "как жалко", две - восхищалась тем, какая я смелая мама, десять - разглаживала тишачью гриву "утюжком", а потом взяла машинку и ...
«Взрослея, мы проводили много времени, гуляя по этим местам. На Пенни Лейн находилась автобусная станция, где я пересаживался с одного автобуса на другой, чтобы добраться до дома Джона или кого-нибудь из моих друзей. Это была большая конечная ...
В выходные нужно себя баловать сладостями. Иногда идти никуда не хочется, ну, или не получается, потому что дома много дел (у нас как раз этот вариант), а поэтому нужно приготовить что-то самим =) Если заморачиваться не хочется, а тратить драгоценное время жалко, всегда спасает что-то про ...
Приходят братки и говорят -"То, и что, и сколько ты кому-то платил раньше, все фигня.Теперь будешь платить нам в несколько раз больше.Потому что мы так решили". Вот это и есть суть Путинской мусорной реформы.Но в деревнях они конкретно облажались.Конкретно по деревне, в которой у ...
думку думкаю, назло всем понедельникам) ) тем паче - это мой последний рабочий понедельник - ухожу в свободное плавание ...