ГАЗ М-20. «Победа»

топ 100 блогов engineering_ru26.04.2018
ГАЗ М-20. «Победа»

К магазину у автостанции  не спеша подъехал необычный автомобиль, остановившись с характерным  мягким поскрипыванием «волговских» тормозов. Пока владелец что-то  покупал в магазине, ожидавшие своих маршруток люди с интересом  разглядывали этот необычный автомобиль.  Особенно под впечатлением были  дети. Еще бы, сейчас не каждый день можно увидеть «Победу». 

ГАЗ М-20. «Победа»

В конце 80-х, во времена  моего детства  «Победа» всё еще часто встречалась на дорогах, не так  часто, как «двадцать первые», но раз в неделю её точно можно было  встретить. Затем их становилось всё меньше и меньше, а сейчас, на вопрос  детей – а что это за машина, уже не все их молодые родители могут дать  верный ответ. Забылась «Победа», помнят о ней люди старшего поколения,  или мы, народ в теме, увлеченный олдтаймерами. 

Для своего времени ГАЗ  М-20 был техническим прорывом и победой советского легкового автопрома  одновременно. Выпуск машины начался в 1946 году, готовые ходовые образцы  на смотр партийному руководству СССР были представлены в 1945 году,  фактически сразу после победы страны советов в Великой Отечественной  войне, а основная разработка велась с 1943 года, хотя изначально процесс  создания нового советского «автомобиля для всех» уходил в довоенные  времена, в конец 30-х годов. Главным конструктором, работавшим над  машиной был Андрей Александрович Липгарт, легендарный советский  автоконструктор, доктор технических наук. Ведущим конструктором проекта  был Александр Кириллов. У таких конструкторов плохой машина получиться  просто не могла.  

ГАЗ М-20. «Победа»
ГАЗ М-20. «Победа»
Согласно одной  из окружающих машину легенд, изначально её планировалось назвать  «Родина». Но когда Сталин осматривал предсерийные образцы, и  поинтересовался названием будущей машины, услышав «Родина», спросил – а  почём «Родину» продавать планируете ? «Намёк» создатели машины, как  говорится, поняли.  
ГАЗ М-20. «Победа»
Деревянный макет образца 1944 года, обратите внимание, что задние двери у него открываются против хода.

Деревянный макет образца 1944 года, обратите внимание, что задние двери у него открываются против хода.  

А победа заключалась в  том, что современная по мировым меркам легковая машина начала  выпускаться в СССР всего лишь через год после окончания катастрофической  войны, после которой страна была полностью разорена финансово, а многие  города, многие производства едва начали подниматься из руин. Сейчас  сложно даже представить весь масштаб работ, проделанный множеством  людей, создавших этот автомобиль.  Задача Партии была выполнена.  

ГАЗ М-20. «Победа»

Несущий кузов  «понтонного» типа, без выступающих крыльев тогда только-только входил в  автомобильную моду даже на Западе, аэродинамические показатели кузова  «Победы» даже на сегодняшний день остаются на высоте, и далеко не все  машины даже 80-х годов могут такими похвастаться, передняя подвеска была  независимой, на рычагах, упругим элементом была пружина, задний мост  был подвешен на рессорах. В салоне автомобиля был отопитель, прибор хоть  и необходимый, но у предшественников «Победы» отсутствовавший, и были  элементы настоящей по тем временам роскоши- штатно устанавливался  радиоприемник и часы. Это даже по европейским меркам считался шик,  доступный лишь в автомобилях премиум-класса. Впервые на советском  автомобиле появились штатные указатели поворота, хотя правила тех лет, а  так же низкий трафик вполне допускали отсутствие указателей поворота в  конструкции машины. Включались они двухсторонним тумблером, а на  приборной панели имелись контрольные лампочки указателя поворота.  

ГАЗ М-20. «Победа»

Под капотом   «аллигаторного» типа находился четырёхцилиндровый нижнеклапанный  бензиновый мотор объемом 2.1 литр и мощностью 52 л.с., до 1952 года – 50  л.с.  Коробка передач была механической трёхступенчатой с  синхронизаторами на второй и третьей скоростях, но синхронизаторы были  простенькие, одноконусные, и поэтому при переходе на пониженную передачу  двойной выжим с перегазовкой был совсем не лишним, ресурс коробки  передач он здорово берег. Расход топлива был невелик для своих лет,  11-13 литров на 100 км, а вот разгон до 100 км/ч занимал целую вечность –  45 секунд, и это был разгон почти до максимальной скорости автомобиля,  составлявшей 105 км/ч.   

ГАЗ М-20. «Победа»

Гидравлические  одноконтурные барабанные тормоза тоже были новшеством на советской  легковушке, предыдущие модели ГАЗа были с тросиковым механическим  приводом тормозов. Ваккумного усилителя тормозов на машине не было, и  давить на педаль приходилось со значительным усилием, а вот руль,  несмотря на отсутствие гидроусилителя, вращался на удивление легко.  Рулевое колесо – огромное по теперешним меркам, но места в салоне  хватало.  

А вот обзорность была  слабым местом машины. Крохотное салонное зеркало заднего вида, через  крохотное заднее стекло мало о чем информировало водителя, боковых  зеркал в штатной комлектации не было, но и трафик тогда был небольшой,  сейчас в большом городе с плотным трафиком уже, конечно, не поездишь.  

ГАЗ М-20. «Победа»
В своё время  бытовал миф  о луженых кузовах  «Побед» первых выпусков. Это был миф, ни  луженых, ни оцинкованных кузовов у «Победы» не было, но бывали случаи,  когда дефекты штамповки на заводе выравнивались при помощи припоя, и  когда при ремонте кузовов мастера обнаруживали места, обработанные  припоем, то и породили этот миф. Но в то же время надо отметить хорошую  коррозионную устойчивость кузовов «Побед».  
ГАЗ М-20. «Победа»

Многие конструктивные решения впоследствии перекочевали на «Волгу» ГАЗ-21.   

За время производства  «Победа» несколько раз модернизировалась. Первая серия выпускалась с  1946 по 48 год и имела немало нареканий, которые были исправлены уже во  второй серии, выпускавшейся с 1949 по 1954 год. Третья серия претерпела  своеобразный рестайлинг – появилась новая облицовка радиатора , три  хромированных бруса вместо пяти тонких, именуемых в народе «тельняшкой»,  изменилась модель радиоприемника, он стал более экономичным.  

Со второй серии начался  выпуск модификации для такси, а так же с 1949 по 1953 года выпускалась  версия со складным мягким верхом, таких машин было выпущено всего около  14 тыс. штук, большая часть ушла на экспорт, и сейчас они – редчайшие  коллекционные экземпляры.   

ГАЗ М-20. «Победа»

Машина экспортировалась в  страны Западной Европы, в Австрию, Бельгию, а так же в Румынию,  Венгрию, Финляндию, Болгарию, и пользовалась там большим спросом, как  недорогой,  комфортный и надежный семейный автомобиль.  

ГАЗ М-20. «Победа»

Большинство же советских  граждан могло лишь мечтать об этой машине, хоть она и была в свободной  продаже, ведь стоила она астрономических по тем временам денег – 16 тыс.  рублей. Более доступным был архаичный «Москвич»-401, на который средняя  советская семья могла насобирать необходимую для покупки сумму года за  два. Но даже при столь высокой цене спрос на машину внутри СССР был  устойчивый и часто даже возникали очереди. Но в то же время, в 50-е  любой житель крупных городов СССР мог себе позволить проехаться на этой  машине в качестве пассажира такси.  

ГАЗ М-20. «Победа»

До наших дней дошло  немало машин в разном состоянии, и в разной степени «уколхоженности».  Машина пользуется популярностью как у реставраторов, коллекционеров, так  и у кастомайзеров, становясь основной для различных вариантов глубокого  тюнинга. Бывает и так, что некоторые владельцы до сих пор используют  машину в качестве основной для своих поездок, собирая попутно  восхищенные взгляды окружающих.  

В качестве  иллюстраций использованы работы иллюстратора Петра Перешивайлова,  художника Алексея Бычкова, а так же фото из архивов и открытых  источников.  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
История про очень "хваткого" мнимо ничтожного нарцисса, который ловко присосался к удивительно самостоятельной, работоспособной и "живучей" девочке, а затем и к ее маме. Всесторонняя эксплуатация нарастала, пока нарцисс "неожиданно" не остался у разбитого корыта... Для тех, у кого ...
Русский Марш в Москве: В Москве сбор участников Русского Марша начнется в 13-00. Движение колонн начинается в 14-00. Сбор пройдет у станции метро Люблино. Сбор на проезжей части у дома 66 по улице Перерва (перекресток улиц Белореченская и Перерва), ...
В последнее время на улицах китайских мегаполисов все чаще можно встретить молодых людей, которые не просто в курсе всех последних тенденций в мире моды, но и активно воплощают их в своей повседневной жизни. 1) В конце девяностых отличить ...
От кого Джанбекова Надежда Кому Геннадий Зюганов Когда 1 июля 2011 в 18:01 Геннадий Андреевич! Если бы Вы могли себе представить, как Ваше первое письмо окрылило меня! После пятилетней «войны» с чиновниками от медицины и правосудия РФ у меня ...
История с Шарием, который призывая покупать мусорную криптовалюту двадцатилетнего пацана-нонейма в итоге лоханулся сам и кинул подписчиков на деньги, получила продолжение. Ссылок не даю, но на своем ютуб-канале он выложил аж два ролика оправданий про то, как оказывается искренне "развивал ...