Филология и фантазия учеников
olhanninen — 25.05.2012 В начала 90-х у себя на квартире я частным образом преподавала детям английский. Во время дефолта выжить достойным образом удалось благодаря подруге, которая сама была не в состоянии оплачивать частные уроки своего сына, но сорганизовала родителей его одноклассников, и ко мне стали ходить группы: в складчину им осилить плату было гораздо легче. Прослышав, как забавно обучаться у частной учительницы дома всем дружным коллективом, пришли и другие ребята из параллельных классов - тоже группами.О реакции соседей по лестнице позвольте умолчать, хотя мы вместе очень старались не шуметь и не сорить.
Английский мой, мягко говоря, оставляет желать лучшего, преподаватель из меня тоже очень сомнительного качества, и вообще школьной практики у меня никогда не было - ведь я же философ по специальности, и работала в вузе со студентами. Однако своего педагогического авантюризма ни капельки не стыжусь: во-первых, почти во всех областях я умею научить тому, что знаю сама, и, во-вторых, учила детей прежде всего не бояться говорить и, если не знаешь слова, то попытаться спокойно объяснить, что тебе требуется, а каждый, кто изучал в СССР иностранный язык, знает, как нам это было сложно.
И поэтому дети относились ко мне более, чем хорошо, а уроки им нравились: вечно я что-нибудь придумывала. Например, в качестве классной доски использовала компьютер, о как! Мы вечно разыгрывали какие-нибудь сценки, к примеру, как дети поехали с родителями в туристическую поездку и переводят для своих безъязыких папы и мамы в отеле, ресторане, музее, даже "ужасное" придумывали: как они потерялись в Лондоне или Нью-Йорке, что их окружает, как ориентироваться и как объяснить прохожим и полисмену, как зовут их самих и их родителей, откуда они, а на принтере печатала всякие забавные отсканированные тексты с картинками из разных учебников. Не смейтесь: дети ведь были из небогатых семей, которые очень старались дать своим малышам хорошее образование и познакомить с современной техникой.
Хвастаюсь: последнюю поздравительную открытку с 8 марта от бывших учеников, кстати, я получила в 2004 году, уже 3 года живя в Финляндии.
В результате этого всего достаточно веселого предприятия некоторые из моих учеников так полюбили английский, что стали филологами. Так что проблема учителей не совсем в плоскости их собственных знаний, вероятно, а в чем-то ином.
И был среди этих будущих филологов один мальчик, который поразил меня двумя свойствами: во-первых, у него откуда-то взялось потрясающее произношение. Вот откуда, если у меня, его учительницы совершенно дикий русский акцент как был, так и остался?
Вместе со всеми он слушал учебные кассеты и первые появившиеся уже тогда диски, но повторял и запоминал лучше всех, включая меня. Причем запоминал навсегда, вот что удивительно. И никаких дополнительных занятий для этого с ним не требовалось.
Во-вторых, у этого мальчика была богатейшая фантазия. Однажды я задала детям написать сочинение на тему "Моя комната". Но у него не было своей комнаты, как у многих детей, которые и написали просто про комнату как таковую. Более того, этот мальчик жил в одной комнате коммунальной квартиры впятером с родителями, сестрой и братом.
А он написал сочинение о том, что живет во дворце с бассейном, его папа - король, мама - королева, а брат и сестра - принц и принцесса. А сам он - наследник престола сказочной страны. Без единой ошибки. Конечно, это был "школьный" английский, эдакий бейсик. Но все же!
Когда он начал читать, вся группа захихикала, потому что все знали, как этот мальчик и его родители живут на самом деле. Потом притихли, а закончил чтение он в полной тишине.
Девятилетний мальчик стоял красный, как рак, оттопыренные уши его ярко алели, а мы все смотрели на него в изумлении: свои несколько страниц про свою жизнь принца во дворце он читал и читал минут десять без перерыва.
Потом поднял глаза, в них стояли слезы, но сияла такая гордость, что и не передать!
И я зааплодировала, а затем один за другим захлопали все дети.
Удивительно, что вспомнила я про этого мальчика, нынче уже молодого преуспевающего филолога, конечно, именно сегодня - в беседе на фейсбуке. И тут собеседница мне говорит, что сегодня - День Филолога. Ну, не чудо ли?! Клянусь, не знала!
Филологи, поздравляю вас от всей души!
|
</> |