ФИЛЬМ НИКИТЫ МИХАЛКОВА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР". СУБЪЕКТИВНО

топ 100 блогов 19.11.2014 Все фильмы Михалкова начинаются с большого шума прессы, рекламы, анонсов и заканчиваются разочарованиями. А ведь его ранние фильмы никак не пиарили во всю вселенную, но и «Раба любви» и «Неоконченная пьеса» и «Из жизни Обломова» и даже «Родня» – заняли место истинных шедевров советского кинематографа. Последняя, несомненная удача – это «Утомлённые солнцем», получившие в 1994 году Оскара. Да как не дать статуэтку за фильм про «сталинские репрессии», которые разрушили и уничтожили прекрасный дом и дружную семью добрейшего комдива Котова. Русские, убивающие друг друга - это для них кайф. 
  
И мы тогда верили в сказки про «миллионы репрессированных», занимались мазохизмом, ища всё новые ужасающие факты в разных публикациях, а уж западная общественность просто наслаждалась тем, как мы сами себя сечём, не хуже унтерофицерской вдовы... Так или иначе, при моём полном теперешнем несогласии с концепцией «ужасов 37-го» я всё же всегда признавал, что «Утомлённые солнцем-1» – истинный, однозначный шедевр. 
  
Последующие 10 лет Михалков снимал чёрт знает какие загонные, тоскливые фильмы, в которых был плач о погубленной России, в которой барин Михалков милостиво повелевал бы благодарными холопами. «Сибирский цирюльник» – просто клюква несусветная с водой, икрой, медведями, балалайками и все, даже тюремщики, говорят по-английски.  А уж «Утомлённые солнцем-2» полнейшее и всепоглощающее недоумение. Критики головы сломали, пытаясь объяснить: зачем это? 
  
Но мастерство не пропьёшь. Никита Сергеевич, хотя ему уже, очевидно нечего сказать зрителю, с точки зрения владения профессией по-прежнему в некоторых режиссёрских ипостасях совершенно не превзойдён. 
  
Во-первых, это работа с артистами. Именно в его фильмах известные и заслуженные актёры, неоднократно вполне блиставшие во других картинах, начинали играть на несколько порядков выше. Откуда что бралось у них и куда исчезало, когда они потом снимались не у Никиты Сергеевича? 
  
Все мы слышали про систему Станиславского. Грубо говоря – это метод совместной работы режиссёра и актёров, позволяющий последним играть органично, правдиво, выразительно. Ученик Станиславского, актёр Михаил Чехов (племянник писателя), эмигрировал в США и там создал свою систему, в развитие системы Станиславского. Предназначалась эта методика для актёров особой одарённости, играющих в высшей лиге. Т.е., если есть в актёре божий дар, то раскрывается он при этой системе несоизмеримо шире. Никита Сергеевич с юности был привержен учению Михаила Чехова и много ей занимался. Именно поэтому в его фильмах игра практически всех актёров так завораживает. 
  
Ещё у Михалкова по фильмам рассыпаны удивительно задуманные и проработанные кадры, ракурсы, интерьеры, экстерьеры... Кинематографический язык режиссёра не из простых, но всё же понятен большинству. Нет той снобистской зауми, что, мол, только Гордону и дано понять. 
  
И ещё не могу не оценить пронзительнейшие михалковские  финалы. Это всегда долгое движение от камеры под соответствующую музыку (Эдуарда Артемьева например). Бежал мальчик в «Обломове» в луга; ехала на трамвае Вера Холодная со словами: «Господа, вы звери» в «Рабе любви»; катила в «Утомлённых солнцем» машина со зверски избитым Котовым сквозь засеянное поле, а над полем взлетал дирижабль с портретом Вождя… 
  
В общем, в кинотеатр я идти не собирался, ибо, что меня всегда утомляло  в фильмах этого режиссёра, так это длинноты, непременно хотелось «промотать»… 
  
С удивлением обнаружил, что «Солнечный удар» спокойно можно посмотреть на Ютубе прямо сейчас. И, мне кажется, обошлось без пиратства, потому что реклама возникала за эти 2,5 часа раз тридцать.  Словом, я сел у экрана. 
  
Ну, лично меня фильм не оглушил, не взволновал, не заставил лезть себе в душу и размышлять о несовершенстве природы человека. И судьбы русского, благородного офицерства не тронули моего сердца. Всё потому, что я лично знаю ответы на два вечных русских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», а вечный третий русский вопрос «Где деньги, Зин» режиссёр в «Солнечном ударе» не поднимал. 
  
За основу взяты злая-презлая книга Бунина «Окаянные дни», и небольшая любовная новелла «Солнечный удар». 
  
В  «Окаянных днях» писатель описывает и осмысляет события в Москве и Одессе в годы Гражданской войны, свидетелем которых он был. Переживал тяжело и всё пытался понять: как же так? Гневное, бешеное неприятие большевиков, Ленина, Троцкого… «Кто подлее, гаже?» – восклицал он. 
  
Типичная интеллигентская точка зрения: пришли злые большевики и разрушили Великую Россию по злобе своей. 
  
Михалков переносит действие из Одессы в Крым, в то время, когда армия Врангеля частично уплыла, а частично разбежалась. И тут на полуостров прибыла Троцким уполномоченная пламенная революционерка, каторжанка Роза Землячка (Розалия Залкинд). То, что она творила с белогвардейскими солдатами и офицерами не укладывается в голове нормального человека. Зверства были запредельные.  Советская история тщательно замалчивала этот эпизод гражданской войны. Да что там советская историография. Многие архивы Французской революции 1789-1895 до сих пор не раскрыты и никто не собирается. 
  
Просачивалось тогда немного. Ну, например, было среди наших поэтических коллекций в тетрадках одно стхотворение: 
  
Стоят рождественские ёлочки, 
Скрывая снежную тюрьму. 
И голубые комсомолочки, 
Визжа, купаются в Крыму. 
  
Они ныряют над могилами, 
С одной – стихи, с другой – жених. 
И Леонид под Фермопилами, 
Конечно, умер и за них. 
  
О чём это? Как это «ныряют над могилами»?  А просто бывших и сдавшихся добровольно белогвардейцев опьянённая кровью Землячка вешала, расстреливала (в часы досуга сама любила посидеть за пулемётом), но более всего любила топить. Привязывали пленным камни к ногам, сбрасывали в море и долго потом в воде были видны стоящие на дне мертвецы. И этот ужас без конца продолжался много месяцев... Но конвейер смерти работал с точки зрения Розалии таки медленно. Нужны были новые технологии производства трупов. Добровольно сдавшимся заявляли, что их эвакуируют из Крыма в Очаков, откуда они могут ехать по домам. Грузили доверчивых солдатиков тысячами в баржи, отбуксировывали не очень далеко от берега и открывали заслонки. 
  
В фильме Михалкова, однако, большую часть времени занимают не мотивы «Окаянных дней»,  но новелла «Солнечный удар»  о мимолётном романе Поручика и Незнакомки на пароходе. Год 1907. Мир сияет залитый солнцем. Всё это, сидя в ожидании погрузки на баржу,  и вспоминает главный герой, теперь уж Капитан. 
  
Объяснений почти не было. Плыли по Волге на пароходе, увидели друг друга и Поручик крикнул: «Сойдём!» Всё. Молча сошли на первой же пристани и далее – такой же безмолвный акт любви в гостинице. Надо сказать, что постельную сцену снять художественно почти невозможно. Но Михалкову это удалось. Тонко, интеллигентно. Детали, детали. Капающий рукомойник, звенящий крестик на шее Незнакомки и глаза, глаза… Утром девушка исчезла, и потом четверть фильма Поручик её искал. Ему помогал славный мальчуган Егорий, который служил при церкви. Пацан был добрый, услужливый, но немного донимал Поручика расспросами о теории Дарвина. Вопрос происхождения человека от обезьяны почему-то его очень волновал... В конце концов, Поручик забыл у Егория свои часы,  тот честно пытался их вернуть и долго-долго-долго бежал по берегу за пароходом. Ну, очень долго бежал и кричал. Утомил страшно этой фирменной михалковской длиннотой. А сколько их ещё было в фильме. 
  
Ну, а ожидающие эвакуации юнкера, капитаны, есаулы и полковники всё время находились в общении, во взаимодействии своих характеров и было там много интересной психологии. Всего не пересказать. Появилась пару раз и Розалия Залкинд в сопровождении своего очень обаятельного и даже доброго молодого помощника Георгия Сергеевича. Он на беляков не орал, был очень вежлив с каждым, внимательно выслушивал просьбы. Да и Землячка, хоть и сказала пару пламенных речей, но тоже, вела себя почти интеллигентно. 
  
А потом – погрузка. Радостные юнкера и есаулы грузятся на баржу, обмениваются адресами. Готовы восемь часов терпеть неудобства в трюме баржи, лишь бы скорее домой... У зрителя - ожидание грядущего ужаса, а они улыбаются. С шутками, прибаутками размещаются в тесноте трюма. Двери захлопываются. Но тут же находится объяснение - это чтоб вода не заливала. А зачем же ещё? 

И тут Михалков выдал очень интересную сцену. Один Подпоручик, всё время держался за свой чемодан, где хранилась уникальная коллекция курева со всех стран, доставшаяся от отца. Добрейший Георгий Сергеевич отнёсся с пониманием и драгоценности эти не конфисковал. Так вот Подпоручик некоторое время посидел молча в трюме баржи, выражение лица его было, как и у других, спокойное. А потом вдруг раскрыл чемодан и стал всех угощать дорогими папиросами и сигарами. Офицеры возрадовались. Подпоручик ли всё понял или наитие подсказало ему раскрыть чемодан – непонятно, прекрасно и художественно. Здесь Михалков молодец. Во всяком случае, на лице Подпоручика страшной догадки написано не было. Думать нам. 
  
Разговор у иллюминатора Капитана и Подпоручика о том, кто виноват и что делать -  лично мне, согласно вышесказанному, был неинтересен. Я ждал знаменитого михалковского Финала. 
  
И Он пришёл. Баржа уже отчалила от пирса, на которой остался стоять в одиночестве Георгий Сергеевич. И тут к Капитану подошёл молодой юнкер (безумно раздражал, если честно, своей восторженностью) и сказал, что помощник Землячки просил кое-что передать. Маленький свёрточек. 
  
В заглавную страницу книги Дарвина «Происхождение видов» были завёрнуты те самые часы. Безумно обрадованный Капитан стал восторженно кричать в иллюминатор: «Егорий, так это же ты!» Повзрослевший Егорий душевно махал ему с пирса. 
  
Слава богу, никакого Титаника в фильме не было. Не было кадров, где вода заливает трюм с кричащими от беспредельного ужаса людьми. Баржа тихо, торжественно и красиво ушла под воду. А самый последний кадр с актёром меня очень впечатлил. Крупный план Георгия Сергеевича. Тот медленно подносит ко лбу сложенные щепоткой пальцы… но не осеняет себя крестным знамением, а поправляет фуражку. 
  
Словом, да! Рука мастера. Есть игра, есть очень художественные сцены, есть завораживающие картинки, костюмы, декорации, эпоха передана скурпулёзно... но длинноты, длинноты, сквозь которых до впечатляющих кадров ещё нужно добраться. 
  
В общем, пересматривать вряд ли стану, откровения от Михалкова закончились, но он побаловал нас, простых эстетов, уроками высшего режиссёрского мастерства. Раз посмотреть этот фильм всякий киногурман обязан. 
  
P\S. После кровавой вакханалии в Крыму Роза Землячка работала в ЦК ВКП(б), умерла своей смертью и торжественно похоронена в Кремлёвской стене в 1947 году. Нет в стране ни одного крупного города, в котором бы не было бы улицы Розы Землячки. У нас - прямо рядом с моим домом. Но, не нужно судить по фильму и думать, что белое офицерство - гуманная противоположность большевистским палачам. До прихода Красной армии в Крым, там не меньшей жестокостью славился генерал Слащев (выведенный у Булгакова в "Беге" под фамилией Хлудов). Там, куда приходила дивизия Слащева - все столбы и деревья увешивались казнёнными без суда и следствия. Пулемёт строчил по связанным людям непрерывно. 
Такова Гражданская война и убереги Всевышний нас от неё!  

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Когда-то, на заре популярности ютуба, какой-то "добрый" человек выложил все, имеющиеся у него на диске клипы Красной Плесени. Для группы и для лейбла это было не очень хорошо, т.к. до этого клипы (анимационные!) продавались на дисках. Т.к. после этого ...
Не смотря на полную поддержку патриотических сил в России, для меня этот вопрос не так однозначен, как кажется. Действительно. В демократических странах, к которым , безусловно, можно отнести Россию, при том в гораздо большей степени, чем многие , причисляемые к так называемым "цивилизован ...
Как известно я много времени провожу в России. А так как люблю вкусно покушать НАТУРАЛЬНЫЕ продукты (сыр, колбаса, рыба), то иногда езжу в Финляндию затариться. Сыр из пальмового масла меня как-то не очень привлекает. Так вот еду это я этой осенью в Финляндию. Русская пограничница ...
Современное телевидение, изобилующее многочисленными ток-шоу, где на всеобщее обсуждение выносятся скандальные подробности личной жизни публичных людей, перипетии семейных скандалов и неурядиц, «полоскание грязного белья», проходящие порой с боями и криками, все чаще становятся ...
В среду мы заехали посмотреть, что осталось от завода "Авангард" на окраине Гатчины, в Малых Колпанах. Напомню, что 19 октября там произошел мощный взрыв. Завод производил пиротехнику, и взрывчатка, хранившаяся там, рванула. Погибли пять человек. В домах на окраине Гатчины повылетали ...