На
пассажирских авиалиниях СССР появился Ту-154 (для замены Ту-104,
Ан-10 и Ил-18), совершивший в этот день полёт по маршруту Внуково -
Минеральные Воды - Внуково. Начало эксплуатации этого
самолёта-эпохи.
9 февраля, 1976 год. Катастрофа при взлёте Ту-104А
Аэрофлота в Иркутске.
Самолёт выполнял рейс по маршруту Иркутск — Новосибирск —
Свердловск — Ленинград. Всего на борт сели 99 взрослых пассажиров
(что не совсем понятно при 85-местном салоне), включая 6 граждан
Монголии. Также экипаж разрешил сесть на борт ещё четырём
пассажирам с билетами, но без мест, из которых двух разместили в
туалете, а двух - в переднем вестибюле. Также на борт сел взрослый
сын бортрадиста, который находился в кабине. Все эти пять
дополнительных пассажиров не были указаны в документах на загрузку.
Небо над Иркутском в это время было частично покрыто облаками, дул
свежий юго-восточный ветер, а видимость составляла более 10
километров.
Спустя 7-8 секунд после отрыва от ВПП в 129 метрах правее её и
в 180 метрах от её юго-восточного торца летящий по курсу 165°
Ту-104 с правым креном близким к 70° зацепил правой плоскостью
крыла покрытый снегом грунт.
В то же время по РД № 2 следовал северокорейский Ту-154Б,
который ранее совершил посадку и теперь выруливал на РД № 1. Его
командир увидел несущийся на них Ту-104 и быстро перевёл средний
двигатель во взлётный режим (левый и правый к тому времени уже были
выключены). Ту-104 же в 92 метрах от точки первого касания врезался
в землю носовой частью, а через несколько метров ударился о
бетонные блоки, из-за чего оторвало часть левой консоли крыла.
Пересекая РД № 1, Ту-104 промчался позади Ту-154, обломками
повредив ему правый борт фюзеляжа и правую плоскость крыла. Вылетев
с находящегося за рулёжкой склона высотой около 5 метров, самолёт
пролетел 30 метров и повторно врезался в землю в 480 метрах правее
оси ВПП и в 80 метрах до траверза её торца. От удара фюзеляж
разорвало на три части, из которых наиболее сильно пострадала
средняя. Пожара при этом не возникло, так как экипаж успел
перекрыть пожарные краны.
... На месте погибли командир, второй пилот, штурман,
бортмеханик, бортрадист, бортпроводник-инструктор, бортпроводница,
а также 8 пассажиров, включая сына бортрадиста. Позже в больницах в
течение недели умерли штурман-стажёр, бортпроводник и 7 пассажиров.
Таким образом, всего в катастрофе погибли 24 человека: 9 членов
экипажа и 15 пассажиров. Бортпроводница и 77 пассажиров получили
различные ранения...
Причина, по мнению МАП: ошибки экипажа и нарушение заправки.
Несимметричная заправка самолёта - в правую плоскость заправлено на
1300 - 1500 килограмм больше топлива, чем в левую, что потребовало
дополнительного отклонения элеронов и осложнило пилотирование
самолёта. Ряд ошибок, допущенных лётчиком при взлёте.
Увеличившийся вследствие этого правый крен с одновременным
снижением и ударом о землю.
9 февраля, 1989 год. Катастрофа в районе международного
аэропорта Бухарест-Отопени с Ту-154Б-2 а/к TAROM...
Самолёт должен был выполнять тренировочный полёт, а на его
борту находились 5 членов экипажа. Но при вылете из аэропорта
произошёл отказ одного из двигателей.
Лайнер врезался в землю и полностью разрушился. Все 5 человек на
борту погибли.