Фантастика: Ученый и поэт.
f_l_o_e — 16.10.2015В. Брюсов. Восстание машин.
С чего вообще началась эта ваша научная фантастика? По большому счету, она вышла из жанра утопии, своеобразной полуфилосфской литературы, где писатель, мыслитель, или вообще ученый, к примеру инженер, излагали свои видения будущего, или философские взгляды, как бы сейчас выразились - грядущие вызовы человечеству. Другим жанром была техническая фантазия, часто, таким образом, разные ученые представляли своё видение теорий или механизмов будущего в жарналах. В то время это не счилось зазорным, более того, в позапрошлом веке это скорее было нормой. Не стала исключением и русская фантастика, зародившаяся и расцветшая в начале прошлого века. Первыми русскими фантастами стали даже не совсем писатели, я думаю они сами бы удивились, назови их кто фантастами. Те кто изберет фантастику основным направлением своего творчества - начнут писать несколько позже. А покуда утопиями и фантазиями развлекаются люди иного характера. В принципе, в предфантастической русской литературе можно выделить четверых. И о двух из них - сегодня.
Константин Циолковский
Кто же не знает Циолковского? Да да, того самого первопроходца ракетостроения, аэродинамики и аэронавтики. Кроме сугубо научных трудов, Циолковский увлекался написанием полунаучных фантазий, таких например как "На Луне". Полноценной литературой произведения Константина Эдуардовича назвать сложно, да и к утопическому жанру они не особо относятся, однако их историческая ценность не в этом. Главное их достоинство в том, что Циолковский очень образно и увлекательно описывал разные физические теории, пробуждая у читателя интерес к науке или хотя бы к сочинительству.
Проза Циолковского вообще яркий пример того, какой была первая фантастика выходившая из под пера (а тогда она всё ещё именно из под пера зачастую выходила). Фантазией ученых, смело устремляющих взгляд в будущее. В тот момент это было в тренде. Подобные эссе читали, они занимали видное место в журналах, но со временем подобный жанр весьма опустился, настоящим ученым он стал неинтересен, а любители стали писать жуткую ересь. Были конечно и редкие исключения, вроде Азимова, или иных популяризаторов науки, но в таком виде фантастика давно загнулась.Вообще о Циолковском я упомянул, дружочек, только для того, чтобы расширить твой кругозор - сегодня его опусы для чтения практически не интересны. Разве что каким литературоведам. Но дальше будет интереснее.
Валерий Брюсов
Гораздо интереснее с литературной точки зрения небольшая повесть Валерия Яковлевича Брюсова, об утопическом государстве расположенном в Антарктиде. Это скорее антиутопия, рассказывающая о внезапной и катастрофической пандемии выдуманной Брюсовым болезни, в таком же выдуманном государстве, а точнее в его столице. Написана Республика Южного Креста весьма небрежно, словно поэт не хотел ей уделять особо много внимания, и при этом хотел поскорее изложить внезапно осенившую его идею. Повесть не столько о катастрофе, постигающей идеальное с точки зрения Брюсова общества, сколько метафора его видения конфликта человека с современной реальностью, становящейся сложнее с каждым днём.
Tarna contradicena - как назвал придуманное заболевание Валерий Яковлевич, представляла собой что-то вроде крайнего психического расстройства, безумия передающегося словно инфекция. Брюсов не вдаётся в механизмы её передачи, но подробно описывает симптомы этой болезни. Процитирую:
Свое название болезнь получила от того, что больные ею постоянно сами противоречат своим желаниям, хотят одного, но говорят и делают другое.
И так далее. Вкупе с расположением места действия, Звёздного города, на самом Южном полюсе, задумка и впрям вышла исключительно элегантной, прям таки просится на большой экран. Я уверен, если Гиллиам когда-нибудь узнает о Республике, то обязательно возьмется снять фильм по мотивам. Драма развернутая здесь весьма интересна, настоящая трагедия, желания людей оборачиваются против них самих, причем самым катастрофическим образом. И не только в этом катастрофа, поскольку из-за исковерканных устремлений вскоре начинают гибнуть и здоровые люди, а затем и вовсе рушится цивилизация. Отчасти мне Республика напомнилая весьма интересный фильм - последняя любовь на земле. Содержание совершенно разное, но по характеру они очень похожи. Интересна и манера изложения, весьма модная в фантастической литературе того времени. Брюсов описывает происходящее не в формате классической повести, а скорее в виде журнальной статьи, пользуясь чисто журнальными, даже фельетонными приёмами при описании трагедии. Тем не менее, вполне отчетливо видно, что пишет Брюсов не про удивительную болезнь, или фантастический город, а про общество и его вечные недуги. И что интересно, как мне кажется, Брюсов первый, кто написал повесть об эпидемии психического помешательства. Поправьте меня, если я не прав.
Другие труды фантастического жанра у Брюсова тоже весьма интересны, но Республика, без сомнения, наиболее значимое фантастическое прозведение написанное им. И я кстати очень рекомендую всем прочесть его. Респоблика даже скорее что-то вроде длинной журнальной статьи, прочитывается за пол часа. Гора Звезды для чтения необязательна, как впрочем и Первая междупланетная, поскольку обе не слишком оригинальны, и утомительны я бы даже сказал, а вот с коротеньким рассказом Восстание машин, без сомнения стоит ознакомиться, хотя бы в рамках мифа о Големе, куда этот рассказ прекрасно укладывается.
Так что друзья читайте и окультуривайтесь, чтобы не быть стреднестатистическим быдлом.
P.S. А вообще, что-то мне захотелось разродиться десятком постов о зарождении русской фантастики, и писателях работавших в этом жанре. Один, кстати, такой псто я уже написал, про Замятина и Мы. Этот получается второй, а значит вскорости быть и третьему. Всего планирую уложиться в десяток постов. В любом случае про литратуру мне писать гораздо интереснее, нежели про остопиздевших ватных сограждан.
|
</> |