Facebook «обрусел»
golos_ameriki — 06.01.2011На днях состоялась, не побоюсь громкого слова, сделка года. Банк Goldman Sachs и российская инвестиционная компания Digital Sky Technologies вложили 500 миллионов долларов в развитие социальной сети Facebook.
По условиям сделки, Goldman Sachs предоставил компании 450 миллионов долларов, а DST - оставшиеся 50 миллионов. При этом ранее DST уже инвестировала в Facebook полмиллиарда долларов. По некоторым данным, эта сделка увеличила капитализацию Facebook до 50 миллиардов долларов. В результате Facebook во главе с ее основателем Марком Цукербергом оценивается теперь дороже, чем такие компании, как Yahoo и Time Warner. Более того, по данным агентства Bloomberg, Facebook, как ожидается, сгенерирует по итогам 2010 года выручку в объеме 2 миллиардов долларов. По данным прошлого года, социальная сеть выручила от 700 до 800 миллионов долларов.
Facebook также обошел по капитализации онлайн-аукцион eBay, став по этому показателю третьей Интернет-компанией в США – после Google Inc.
По данным газеты New York Times, по условиям нынешней сделки у инвестиционного банка Goldman Sachs есть право продать часть своей доли в Facebook российской компании - максимальная сумма продажи может составить 75 миллионов долларов. Ранее DST уже вложила в Facebook около полумиллиарда долларов.
Поскольку вокруг сделки Facebook столько шума, мне захотелось узнать, что об этом думают предприниматели и основатели Интернет-прооектов в сердце новых технологий - в Кремниевой долине, и я связалась со своими друзьями.
Вот как мне прокомментировал ситуацию Игорь Шойфот, основатель Интернет-компании Fotki.com: «В общей сложности если сложить стоимость всех компаний в мире сумма составит около 50 триллионов, поэтому верить в то, что одна компания Facebook стоит одну тысячную часть общей суммы – смешно. Безусловно, у компании есть потенциал заработать миллиарды, но опять же – в мире интернета нет ничего гарантированного. Еще несколько лет назад социальная сеть MySpace была на пике популярности и достатка».
Сейчас же MySpace редко даже употребляется в контексте социальных сетей.
Несмотря на еще неоднозначное будущее компании после инвестиции, Шойфот указал на то, что порадоваться за Facebook следует всем, кто работает в индустрии новых технологий, потому что то, чего достиг создатель компании – вдохновляет и стимулирует. Более того, есть надежда, что все молодые люди, которые работают в компании, смогут со временем приобрести акции Facebook. Шойфот упоминал и тот момент, что Facebook все еще пока растет, но настанет момент, когда расти будет некуда и им придется провести IPO. Но это не повлияет на пользователей сети – не сейчас, не потом.
В преддверии сделки компании Facebook прочили, ни больше ни меньше «участь» могущественного поисковика Google Inc. – т.е. размаха до размера и цены компании. Уже сейчас у социальной сети Facebook более 500 млн. пользователей, и с такими темпами роста, в следующем десятилетии их число достигнет миллиарда. А это означает, что при наличии рекламы на Facebook – компания стала очень прибыльной, в поиске рекламодателей они больше не нуждаются. Кроме того Facebook так же привлекательна как для рекламодателей, так и для разработчиков разнообразных приложений.
Только за прошедшие несколько лет Facebook продала рекламное пространство крупнейшим мировым брендам, таким как Coca-Cola, JPMorgan Chase и Adidas. Кроме того, с сетью работает локальный бизнес, заинтересованный в целевой рекламе, направленной на пользователей в конкретном регионе. На долю Facebook пришлось около четверти всех медийных рекламных сообщений, просмотренных пользователями США в интернете в третьем квартале 2010 года, свидетельствует аналитическая компания comScore. Этот показатель превышает суммарные доли сайтов четырех ближайших конкурентов: Yahoo (11%), Microsoft (5%), Fox Interactive Media (3,8%) и Google (2,7%). А, например, техномедийный сайт Mashable, что по итогам 2010 года число размещенных сообщений медийной рекламы достигнет 1 триллиона.
И хотя, несмотря на сильно возросшую стоимость социальной сети и доход, который она приносит своим владельцам, основатель Facebook Марк Цукерберг и совладелец сети Дастин Московитц, которые стали самыми молодыми миллиардерами в США, не торопятся проводить IPO компании, предпочитая держать ее в частном владении. Однако ходят слухи, что компании может все же провести IPO в 2012 году.
Судя по ажиотажу вокруг Facebook, мое предчувствие того, что руководство Google не останется равнодушным к росту популярности и дохода, меня не обмануло. Как показал опыт прошлых лет, на все нововведения заслуживающие внимание, Google реагировал запуском похожего, но более продвинутого продукта. Так и в этот раз, как сообщает Интернет-блог Business Insider, Google усиленно работает над «секретным проектом социальной сети, которая может опередить ведущий в этой области Facebook. После провала технологии Google Wave потребители надеются на что-то более впечатляющее».
Примечательно, что только шесть лет назад социальная сеть Facebook не обещала стать ничем большим, кроме как закрытым сайтом для общения студентов Гарвардского университета. С 2006 года регистрация в Facebook стала открытой, а в 2008 году социальная сеть появилась в России.
|
</> |