Европа разруливает новое нашествие

топ 100 блогов novayagazeta23.04.2015

Европа столкнулась с самым большим потоком беженцев со времен Второй мировой войны.

Европа разруливает новое нашествие
Фото: EPA/ ALESSANDRO DI MEO

Злосчастный траулер перевернулся в ночь на воскресенье в 60 километрах от ливийского берега, когда его «пассажиры» устремились к одному борту, видя огни португальского сухогруза. Спасти удалось менее 30 человек.

На предыдущей неделе утонули, предположительно, 450 мигрантов. За уикенд итальянская береговая служба спасла в море и доставила на свой берег 7850 африканцев. С начала года, по данным ООН, около 35 тысяч мигрантов прибыли по морю на европейские берега.

Европа столкнулась с самым большим потоком беженцев со времен Второй мировой войны.

В понедельник усиление миграционных потоков и гибель мигрантов стали главной политической темой в ЕС. Председатель Европарламента Мартин Шульц назвал Средиземное море «самой смертельной границей в мире». В Люксембурге министры иностранных и внутренних дел ЕС приняли пакет предложений из 10 пунктов, а глава Евросовета Дональд Туск назначил на четверг в Брюсселе экстренную встречу глав государств и правительств. О созыве чрезвычайного саммита его попросил итальянский премьер Маттео Ренци.

Хотя мигранты давно стали внутренней проблемой большинства стран ЕС, миграционное давление на южные рубежи союза остается головной болью, прежде всего, Италии, да еще союзных структур, возможности которых невелики. Брюссель фактически обвинил членов союза в том, что они самоустранились от проблемы, подобно страусу, прячут голову в песок.

По данным Управления ООН по делам беженцев, в прошлом году в Европу по Средиземному морю прибыли по меньшей мере 218 тысяч мигрантов. В Италии осело более 140 тысяч. Более 3500 погибли в море. Число погибших за первые месяцы нынешнего года оценивается в  1600, в полтора раза больше, чем за тот же период прошлого года. Для сравнения, за весь 2013 год погибли 600 человек.

«Мы понимаем, что положение тяжелое, и почти уверены, что в ближайшие недели и месяцы будет еще хуже по мере улучшения погоды и продолжения военных конфликтов в прилегающих странах. Мы должны заявить откровенно, что Еврокомиссия не может сделать все, у нас нет ни серебряной пули, ни панацеи, которая помогла бы остановить этот процесс», — заявила журналистам пресс-секретарь комиссара ЕС по внутренним делам Наташа Берто.

У структур ЕС нет ни финансирования, ни политической поддержки со стороны правительств для создания общих пограничных сил, которые могли бы справиться с наплывом беженцев. Есть специализированное агентство ФРОНТЕКС, которое призвано оказывать содействие странам союза в охране границ. Оно помогает сейчас итальянской береговой службе в Средиземном море. Но, имея годовой бюджет в 90 млн. евро, ФРОНТЕКС не может работать как полноценная пограничная и тем более поисково-спасательная служба.

Италия задыхается от экономических последствий морской миграции. Ее правительство непрерывно критикуют левые за то, что оно мало делает для спасения и обустройства мигрантов, и правые — за то, что делает слишком много. Законодательство ЕС в области миграции, так называемый «Дублин II», взваливает ответственность за «обработку» мигранта на первую страну союза, в которой он ступил на территорию ЕС. То есть, удар принимают далеко не самые богатые страны «южного фланга» ЕС.

В прошлом году Италия развернула морскую операцию «Маре Нострум». Она обходилась в 10 миллионов евро в месяц, что было непосильно для итальянской казны в кризисное время. К тому же оппозиция критиковала правительство за поощрение миграции: большинство мигрантов покидает Ливию на переполненных судах, явно не годящихся к морскому переходу, и они достигают европейских берегов благодаря спасателям.

Рим прекратил эту операцию, а Брюссель организовал взамен миссию «Тритон». Но у ее нет ни средств (один вертолет, два самолета, два скоростных катера и три теплохода), ни задачи спасать тонущих мигрантов. Только наблюдение за береговой линией. В результате поток мигрантов оставался прежним, а число погибших выросло.

События последних дней заставят ЕС объединить усилия, увеличить расходы на эти цели.

«Люди на лодках» в Средиземном море — это гуманитарная проблема. Но высказываются опасения, что вместе с беженцами могут переправляться боевики ИГИЛ и прочие террористы. Особенно теперь, после ужесточения миграционного контроля в аэропортах. Средиземное море может стать их воротами в Европу.

Среди срочных мер из 10 пунктов, предложенных в понедельник европейскими министрами, усиление совместных поисково-спасательных операций «Тритон» и «Посейдон». На них выделят больше денег, расширят зону действий до территориальных вод Ливии и, если понадобится, других стран региона.

ЕС объявляет войну «торговцам живым товаром», организаторам нелегальных перевозок. Предложено отбирать у них и уничтожать плавсредства, чтобы они не могли их больше использовать. Европейский комиссар по внутренним делам Димитрис Аврамопулос сообщил нам о политическом решении начать «военно-гражданскую операцию по захвату и уничтожению судов, используемых работорговцами».  Эта мера зарекомендовала себя в операции ЕС «Аталанта» против пиратов у берегов Сомали, в числе прочих помогла победить пиратство.  Для легального уничтожения любых плавсредств нужен мандат ООН. Тут не обойтись без России и Китая.

На торговле людьми наживаются в условиях упадка экономики противоборствующие ливийские группировки, криминальные и террористические группы. Но также их «партнеры» в Италии и других странах ЕС. «Бизнесмены от работорговли» предлагают желающим полный тур в один конец из Африки до богатых стран севера Европы за полторы-две тысячи долларов.

Лидеры стран ЕС и Брюссель состредоточились на мерах по спасению жизней людей, укреплении взаимодействия между правительствами и институтами ЕС, сдерживании потоков нелегальной миграции, поддержке стран союза, принявших главный удар, на сотрудничестве со странами происхождения и транзита мигрантов.

В плане ЕС — также более равномерное распределение беженцев между странами союза, быстрая репатриация тех, кто не подпадает под статус беженца, присутствие ЕС в странах происхождения мигрантов, например, в Нигере, работа с правительствами стран транзита.

Но в целом пока никто ясно не представляет, как остановить катастрофу, которую одни сравнивают с нашествием варваров на закате Римской империи, другие - с работорговлей в  эпоху освоения Америки. Притом, что средиземноморская трагедия происходит в ХХI веке с его правовыми и политическими нормами.

Никто не будет топить плавсредства с нелегалами. Закон обязывает принять всех, кто соответствует критериям беженца. На берегу мигрантов размещают в специальных центрах, где они ждут ответа на прошения об убежище. Иммиграционные власти сравнивают то, что им рассказывают беженцы, с тем, что известно о событиях и условиях в их странах (в принципе, беженцы могут и солгать). Прошедших тест распределяют по ЕС, дают пособия, стараются интегрировать в общество. Остальные (подавляющее большинство) подлежат репатриации. Она тоже стоит денег.

Премьер Ренци на пресс-конференции в Риме предостерег партнеров от «простых решений». Во-первых, ЕС не должен ограничиться поиском и спасением терпящих бедствие мигрантов. Во-вторых, было бы слишком просто говорить, что «всех нужно высылать обратно» или «всех нужно принимать». Он осудил разжигание политиками-популистами в Европе антииммиграционных настроений. Националистические партии крайне правого толка (некоторые на грани с нацизмом) набирают на проблеме миграции голоса обывателей. Евросоюз вместе с ООН должны разработать долговременную стратегию по Африке, усилить присутствие в Африке южнее Сахары.

Итальянца поддержал глава Евросовета Туск: миграция — проблема сложная, и решить ее можно только устранив глубинные причины; других решений просто нет.

Политический и военный хаос в Ливии, конфликты в Сирии и Ираке обострили проблему. Но не они причина. Конечно, ЕС будет делать все, чтобы в Ливии сложилось правительство национального единства, с которым можно разговаривать. Но даже если завтра благодаря какому-то чуду там установится демократический и стабильный режим европейского образца, миграционных потоков через Средиземное море он не остановит.

И уж тем более лукавят те, кто ностальгирует по диктатору Муаммару Каддафи. При нем в Ливии якобы царили благоденствие и порядок, и «люди в лодках» не прорывались через заслоны береговой охраны европейских стран. Мол, европейцы сами устроили себе проблему, затеяв военную операцию против правителя Джамахирии.

В Европу сегодня бегут в основном не ливийцы из раздираемой междуусобицами страны, хотя они тоже есть среди мигрантов. На перевернувшемся в воскресенье траулере, по данным ООН, были граждане Сирии, Сомали и Эритреи. Поток мигрантов из Сирии увеличился из-за войны (кстати, они имеют основания требовать в Европе статуса беженцев). Среди «пассажиров» много выходцев из Афганистана и Ирака. Но традиционное большинство на ливийском маршруте — из бедных стран Африки южнее Сахары. Проблема родилась не вчера.

Только невыносимые условия жизни гонят на рискованную авантюру поиска лучшей доли в далеких странах. Тем более людей из традиционных обществ. Это голод или жестокая власть, потеря надежды на улучшение, но также и слухи о том, что где-то жить лучше. Информация способствует перемещению людей из бедных регионов в богатые.

По данным демографических исследований ООН, в Европе, включая Россию, живут около 730 миллионов человек (только в ЕС — полмиллиарда). Население Африки южнее Сахары («черной Африки») оценивается в 860 миллионов. То есть, на одного европейца приходится чуть более одного африканца. Шестьдесят лет назад на трех «белых» европейцев приходился  один «черный» африканец, а к 2030 году два жителя Африки южнее Сахары придется на одного европейца. Население региона прирастает на двадцать миллионов в год.

Дело, конечно, не расовом признаке, а в уровне развития. Африканцы, живущие южнее Сахары, бедны, а их страны опустошены междуусобными конфликтами и эпидемиями. Большинство не доедает, а средний уровень ВВП на душу населения колеблется между 600 и 1200 евро в год. По сравнению с 23-30 тысячами в ЕС.

Отец семьи в Чаде или Нигере, которому дорога судьба детей, соберет последние накопления, чтобы отправить любимого сына в переполненном автобусе без чемодана в путешествие за лучшей жизнью в Европу.  Автобус долго едет по саванне, через Агадез и Дирку в Нигере, потом по пустыне и в двух из трех случаев приходит в Ливию, в оазис Сабха.

В начале 1990-х эта страна с ее нефтяным раем притягивала искателей счастья из «черной Африки». Но потом они раскусили Европу...

Ливийский маршрут в Италию и Грецию не единственный. Есть западный, который ведет через Марокко в Испанию (на Канары или в испанские анклавы Сеута и Мелилья в Марокко). Есть восточный — через Турцию и Грецию на Балканы. В последние годы миграционный поток по западному маршруту резко уменьшился, а по ливийскому еще более резко вырос. Тому есть разные причины, не всегда понятные.

Я помню триумфальный визит Каддафи в Европу в 2004 году, когда лидера ливийской революции, признавшего причастность к уничтожению пассажирского лайнера над Локкерби, выдавшего британскому правосудию исполнитетелей теракта и выплатившего компенсацию семьям погибших, с почестями принимали в Брюсселе. Ему дали место для бедуинской палатки на роскошном участке резиденции бельгийского правительства, замка Валь-Дюшес. Перед Каддафи заискивали ради решения проблемы африканских беженцев. В августе 2010 года полковник, приехав в Европу, без ложной скромности потребовал пять миллиардов евро за закрытие ливийского маршрута. Какие-то деньги под конкретные программы ему дали...

У Каддафи были тесные деловые отношения с итальянским премьером и бизнесменом Сильвию Берлускони. В прессе были сообщения, что итальянская береговая охраны заворачивала тысячи мигрантов на лодках к ливийскому берегу, не удосужившись проверить приемлемость прошений о статусе беженцев. Что было с ними в Ливии, никто не знает. С 2009 года и до свержения Каддафи в 2011 году Италия полностью полагалась на аутсорсинг Триполи в решении проблемы мигрантов. Правда, в то время отмечены трагедии с «людьми в лодках» у Канарских островов и марокканских анклавов Испании.

За временное спокойствие уплачены деньги европейских налогоплательщиков. Но рано или поздно за сделки с диктаторами приходится платить дороже.

Александр Минеев
Соб. корр. в Брюсселе


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Злые языки давно талдычат,  что Путин ненавидит Украину и украинцев. Где лежат истоки этого искреннего и сильного чувства- сказать сложно. Может вождь в детстве упал с лестницы и головой приложился хорошо к дверному косяку, а может его кто на ковре  придушил чрезмерно во время ...
Лифт, который никогда не останавливается. Как вы думаете, в чем смысл или эффект от такого лифта ? Как мне кажется, тут просто опасно им пользоваться, перережет на две половины при случае или ногу отхватит. Смотрим видео под катом Ну а в чем ...
Чем старше женщина, тем с ней сложней. Она мудрей, нежней, И точно знает, кто ей в жизни нужен! Ходы вперед десятками считает, читает взгляд и даже слабый жест. Запретный плод ее уж не прельщает: Она лишь то, что ей по вкусу, ест. ***** Не стремитесь понять свою благоверную – не дай, ...
Мразь Багиров пишет (ссылку на мразь давать не буду, сами при желании найдёте): " Блядь! Не могу поверить! Убит Егор Свиридов! Ебучий караул! Егорка, старик! Кто бы мог подумать? Убит! Зарезан, как свинья! Как баран! Как курица! А только вчера мы ...
...не всё то золото, что блестит. И не всё то правда, что антиукраинское. Поразила вчерашняя вечерняя реакция на "спутниковый" вброс: практически все "патриотические" гранды жж и фейсбука повелись на него и, разумеется, обосрались. Ребята, но ведь есть самое простое противоядие от такого ...