Эволюция "маршрутки"
e_strannik — 21.10.2015 Сейчас многие считают, что маршрутные такси это позднесоветское, а то и российское изобретение. Однако, первые маршрутные такси появились в Москве в 30-е годы XX века. Это был реально роскошный транспорт, который можно назвать словом "такси".1. Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками, парками, отвозили пассажиров на спортивные матчи. Так, в 1939 году доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с трамваями, троллейбусами и автобусами занимались 120 автомобилей маршрутного такси. В отличие от обычных такси, где работали таксометры, плата за проезд в маршрутном такси устанавливалась по тарифным участкам.
Во время Великой Отечественной войны работа маршрутных такси прерывалась. После её окончания линии маршрутных такси стали появляться вновь.
2. В 60-е годы в качестве маршрутных такси начали использоваться автобусы особо малого класса (микроавтобусы) РАФ-977 и автобусы малого класса ПАЗ-652. Очень скоро они вытеснили легковые автомобили с маршрутного движения.
В 1964 году в Москве было 18 дневных и 10 ночных линий маршрутных такси. Нумерация последних начиналась с цифры 5. Дневные маршрутные такси работали в будни с 7 до 21 часа, по воскресеньям с 10 до 19 часов. Ночные маршрутные такси работали с 0:30 до 6 часов.
3. Общими свойствами всех маршрутных такси были: более высокий проездной тариф (в сравнении с автобусом обычно в 1,5—3 раза), отсутствие льгот по оплате, отсутствие проездных билетов длительного действия. Как правило, в правилах пользования маршрутными такси оговаривалась возможность остановки автобуса для посадки и высадки пассажиров вне остановочных пунктов, в местах, допускаемых Правилами дорожного движения, хотя в некоторых городах этой возможностью пользовались редко.
4. До возникновения кооперативного движения в СССР в 1987 году, маршрутные такси обслуживались либо государственными автобусными парками, либо таксопарками. С конца 1980-х годов стали появляться и кооперативные маршрутные такси.
5. Уменьшение финансирования транспортных предприятий и ослабление контроля над оплатой проезда в 90-е годы привело к ухудшению работы городского общественного транспорта. В 1992 году структура государственных маршрутных такси была фактически уничтожена, а подвижной состав (микроавтобусы) был выкуплен водителями и фактически перестал выполнять регулярные пассажирские перевозки.
6. Возрождение маршрутных такси началось с 1994 года с появлением частных автотранспортных компаний (пример — московская компания «Автолайн»). В условиях рыночной экономики маршрутные такси начали выступать как более дорогое (отсутствие льгот, изначально более высокая плата за проезд), но более быстрое, гибкое, комфортное и с гарантированным сидячим местом средство передвижения. Кроме того, перевозчики иногда формировали новые маршруты, которые были востребованы пассажирами, но не обслуживались «Мосгортрансом». Постепенно маршрутные такси перетянули к себе основную часть платежеспособных пассажиров наземного транспорта.
С 1996 года по 1998-й, ставшие импортными латвийские микроавтобусы РАФ были полностью вытеснены более просторными отечественными микроавтобусами ГАЗ-32213 «ГАЗзель». Массовый выпуск дешёвых микроавтобусов «ГАЗель» дал маршрутному такси новую жизнь.
7. Погоня за прибылью и плохая подготовка водителей сделали свое дело и маршрутки стали самым опасным пассажирским транспортом.
8. В конце 1990-х предпринимались попытки использовать в качестве маршрутных такси автобусов малого класса ЗИЛ-3250, «ИВЕКО Дэйли» и «ИВЕКО-Бреда», но после дефолта 1998 года использование иномарок было прервано на несколько лет.
Цены на проезд между маршрутками и муниципальным транспортом также выровнялись. Во многом этому способствовали некоторые успехи «Мосгортранса» по замене подвижного состава и, наоборот, полное отсутствие контроля частных перевозчиком над качеством обслуживания пассажиров маршрутных такси. Разбитые ГАЗели с низкоквалифицированными водителями уже не могли удовлетворить платёжеспособных пассажиров.
Если в начале 90-х они были условно более комфортной, быстрой и, в то же время, более дорогой альтернативой муниципальному транспорту, то постепенно они стали восприниматься лишь как более быстрый, но при этом значительно менее безопасный и даже менее удобный вид транспорта.
9. Ситуация коренным образом изменилась с внедрением «Мосгортрансом» систем АСКП на своём подвижном составе. Из-за больших задержек на посадке многие пассажиры стали вновь уходить на маршрутки. В то же время владельцы маршрутных такси начали использовать более современный и безопасный импортный подвижной состав большей вместимости, улучшив тем качество обслуживания. Постепенно ситуация выровнялась. Произошла полная замена подвижного состава, ГАЗели исчезли с московских с улиц.
10. С 2006 г. все маршрутные такси подчиняются Департаменту транспорта и связи г. Москвы и обязаны координировать свою работу с «Мосгортрансом». С этого же времени с маршрутов стали исчезать нелегальные перевозчики, паразитирующие на инфраструктуре «Мосгортранса», и число маршруток на отдельных направлениях сократилось.
В 2015 году московские власти решили положить конец всем этим недостаткам и ввести частных перевозчиков в единую транспортную систему города.
Распределяться маршруты между перевозчиками будут на условиях тендера, причем Департамент транспорта будет регламентировать допуск перевозчиков на маршрут, подготовку подвижного состава и водителей. Все средства от коммерческой перевозки будут проходить через городскую казну, и перевозчик будет получать оплату согласно контракта.
11. С конца сентября первые два маршрута в Северо-Западном административном округе обслуживаются частной транспортной компанией по новым правилам. Оба маршрута следуют от метро "Сходненская" до Налогового городка. Для этих маршрутов было переоборудовано 8 машин Mercedes Benz. Четыре из них работают на маршруте 368, две на маршруте 199К, а еще две в резерве.
12. Кроме новой окраски «маршрутки» получили систему кондиционирования воздуха, информационное табло внутри салона.
13. Комплект из 4 видеокамер записывают все происходящее в салоне микроавтобуса, впереди и сзади. Запись ведется на жёсткий диск в 1 Тбт, которого хватает на 2 недели записи, после заполнения видеоизображение будет стираться.
14. Валидатор для оплаты проезда билетами городского тарифного меню (ТАТ, Тройка, 90 минут, Единый). Благодаря этому стоимость проезда снизилась и стали действовать московские льготы для пенсионеров и других граждан льготных категорий.
15. Контроль над графиком движения, правилами оплаты и перевозки пассажиров возложен на ГКУ "Организация движения".
В мае 2015 года власти объявили тендер на обслуживание 83 городских наземных маршрутов в Северо-Восточном, Восточном и Северном округах. Всего до конца года частным перевозчикам планируют передать около 30 процентов автобусных маршрутов столицы.
|
</> |