Это страшное слово - свобода
ru_childfree — 14.02.2012 Нашел у френдессы alena_dnepr ссылку на фееричное. Казалось бы - ну вот, очередная бабодура ахинею пишет, мало ли в наше время таких. Но - проблема в том, что далеко не все, кто высказывает такие мысли, относятся к бабодурам. Даже у некоторых вполне адекватных и самостоятельных иногда мелькает пожелание мужчины, который:"Скажет мне "заткнись" - и я замолчу (с)-1
"Будет говорить, что делать и во что одеваться - и мне это будет нравиться" (с)-2
"Будет думать за меня о получении мной водительских прав... и о том чем завтра платить за квартиру... и о том что я завтра буду жрать" (с)-3
Возникает вопрос: почему ? Почему не ценится свобода, ради которой огромные массы людей даже шли на смерть (вспомните хотя бы восстания рабов, которые в 99 случаях из 100 заканчивались уничтожением всех восставших) ?
Если попытаться разобраться в этом явлении, будет полезно обратиться к историческому факту из не столь давней истории - отмене рабства в Америке после Гражданской войны. Интересный факт: очень многие рабы даже после отмены рабства не желали уходить от хозяев, или через какое-то время возвращались к ним. И дело тут не столько в интеллектуальной ущербности ниггерской расы, хотя конечно, она тоже имеет место быть. Главная причина имеет "внерасовое" происхождение.
Да, в рабстве безусловно плохо. И кормят без изысков, и одевают в обноски, и хижина дерьмо. И работа на плантации не из самых легких, и плеткой периодически получать приходится. Но, как оказалось, в рабстве есть и весьма существенный плюс: уверенность в завтрашнем дне.
Не надо думать, что завтра жрать - хозяин даст еды. Ни обильно, но все же сытно, ибо отощавший раб много хлопка не насобирает. И обноски кое-какие даст, и в хижину впихнет.
А свобода - это только одна сторона медали. Ее вторая сторона - ответственность, как минимум за себя. Необходимость самому принимать ршения, от которых зависит завтрашний день.
Иди куда хочешь, делай что хочешь, дали в зубы - можешь дать сдачи, или пожаловаться полицейскому. Свобода! Но: никому до тебя нет дела. Не позаботился о жилье - ночуй под забором. Не заработал на еду - голодай. Где заработать, кто готов купить твой труд ? Твои проблемы, сам ищи, никого это не касается. И так: каждый день, каждый месяц, каждый год. Навсегда.
И оказалось, что для очень многих самому держать в руках свою жизнь намного тяжелее, чем ежедневный труд на плантации под кнутом надсмотрщика. Тем более, если быть честными, хозяева-тираны вроде Саймона Легри из "Хижны дяди Тома" были исключение, а болъшинство плантаторов были все же адекватны: кормили не впроголодь, работать приходилось не на износ, и плеткой получали как исключение, и за дело. И вот такой "добрый хозяин" оказался намного привлекательнее свободы.
В одном старом фильме была такая фраза: "Вы должны сами завоевать себе свободу. Преподнести вам ее в подарок никто не может". Это не совсем так. Преподнести в подарок свободу можно, было немало примеров. Американские негры, освобожденные в ходе Гражданской войны. Крепостные крестьяне, получившие свободу царским указом.
Наглядная иллюстрация - город, освобожденный от власти дракона в фильме "Убить дракона" (оставим за кадром модное в то время увлечение сталинско-брежневской атрибутикой). Жили люди, как-то приспособились к крутому нраву хозяина, и вдруг бац - свобода. И неизменный вопрос: а что мы с этой свободой будем делать ? А нужна ли она мне ? Поэтому-то "добрый хозяин", пришедший на смену злому дракону, оказался для очень многих привлекательнее непонятной свободы.
В фильме "10 заповедей" также есть характерный эпизод: когда ушедшие из Египта евреи, также не сами добившиеся свободы, а получившие ее "сверху" оказались в ситуации, когда непонятно: куда идти дальше и что делать - они захотели вернуться в Египет. К тяжелому труду под кнутом надсмотрщика во имя фараона - но где все за тебя решат и на все дадут указание.
Периодически по европейскому ТВ показывайит сюжеты, как вполне европейская женщина, даже не из иммигрантской семьи, выросшая в Европе вдруг вышла замуж за какого-нибудь типичного мусла, уехала с ним куда-нибудь в Марокко или Иран, там сидит дома, носит паранджу и говорит, как она счастлива. Телевизионщики задаются вопрососм: почему ? Неуже такая "ляпоффь", или "она просто дура" (с) ? Ни то, ни другое. Просто ей ен нужна свобода, это слишком тяжелая для нее ноша. Да, никуда без позволениай мужа не выйдешь, про клубы-бары-дискотеки-подружек забудь, да, в глаз дать может и хрен куда пожалуешься. Но зато - не надо ни о чем думать, муж обо всем подумает, все устроит, все решит. Самой ничего решать не надо.
И в то же время есть немало обратных примеров, когда человек не спрашивал, что ему делать со свободой. Рабы, получившие свободу не в подарок, а бежавшие из рабства, одолев с голыми руками вооруженную стражу, или выполнив смертельно опасное задание, за которое была обещана свобода - они ен спрашивали, что им со своей свободой делать. Мария Склодовская-Кюри также не спрашивала, что ей делать со свободой от домостроевских порядков.
Человек, который свою свободу не имел изначально, и не получил в подарок, а сам добился, выстрадал, или отстоял свою свободу от посягательств - не спрашивает, что ему делать со своей свободой. Он знает, что с ней делать, иначе бы не стал ее добиваться или защищать. И разумеется, не мечтает о "добром хозяине" вместо свободы.
Жаль только, что таких в наше времня немного. Наверное, именно пэтому и в свободных Европе и Америке всякие "мыслители" превозносят "традиционное" восточное общество с его паханами наверху и бесправной биомассой снизу, и тоскующих по "совку", и женщин, мечтающих о традиционном патриархальном обществе при "добром муже".
Ван Рийн остановился и некоторое время смотрел на нас. Потом он яростно покачал головой и, как медведь, побрел к прозрачной стене.
- Нет, - проворчал он. - Только некоторые из нас. Мы здесь, в этой комнате, действительно таковы, - пояснил Ван Рийн. - Мы поступаем так, потому что хотим или считаем это правильным. Никаких других причин, верно? Если нас превратить в рабов, будет не очень мудро давать нам оружие в руки.
Но как много в истории Земли было рабов, облеченных полным доверием своих хозяев! Были даже армии рабов, вспомните янычар! А сколько людей и сегодня в душе домашние животные? Они хотят, чтобы кто-нибудь другой сказал им, что нужно делать, и чтобы кто-нибудь другой позаботился о них и защитил их от других и от самих себя. Почему все подлинно свободные человеческие общества оказываются такими недолговечными? Не потому ли, что люди, подобные диким животным, рождаются так удручающе редко?
Он взглянул на город, который сверкал и мерцал бесконечными огнями под звездным небом, теряясь за горизонтом.
- Вы думаете, они действительно свободны? - воскликнул он и презрительно махнул рукой.
Пол Андерсон. Звездный торговец.
|
</> |
https://bit.ly/2GIxLUm
Видео курс "Black Shark" Как новичку с полного нуля заработать от 1,450 рублей за сутки!
Гарантия возврата денег.