Esse homo: между Богом и дьяволом

топ 100 блогов Игорь Кушнир07.04.2011

                 О вере гораздо проще говорить со стеной , нежели с атеистом: стена внимает тебе хоть и без всякого к тебе и предмету речи почтения, но хотя бы молча, атеист же ничтоже сумняшеся начинает обвинять верующего в невежестве, мракобесии и прочих «смертных грехах», недопустимых в «просвещённом» обществе. Причём одним из основных «аргументов» против верующих — на дворе 21-й век, а вы со своим Богом живете в Средневековье. Другим - убийственным по мнению атеистов - доводом против веры в Бога является, то что она суть удел очень слабых людей, не способных не только к самостоятельному мышлению, но и ко всякой ответственности за свою жизнь. Верить в Бога сегодня могут только люди с рабским сознанием — основная мысль всех комментариев на ГП если речь идёт о вере.

               Хорошо отдавая себе отчёт в том, что убедить атеиста словами человеческими невозможно, попытаюсь всё же порассуждать о соотношении моей личной и неприкосновенной свободы и воли Божией обо мне, моей стране и мире в целом. Впрочем слова мои обращены скорее всё-таки к людям верующим, с которыми есть желание поделиться мыслями на этот счёт. Сразу оговорюсь, что ниже будет изложена моя точка зрения, хотя и основанная на том, что прочитал у св. Отцов. Во всяком случае я так считаю.

               Все критики, те кто пытается рассуждать,а не только ругаться, да порой и апологеты Православия, помимо того что сильно упрощают взаимосвязь человека с Богом, сводя её к простейшей: «господин — раб», в своих построениях грешат ещё одним, принципиальным на мой взгляд недостатком — из рассмотрения отношений человека и Бога исключается третье лицо этих отношений — дьявол.

                «Этика, в которой на первой странице не показан дьявол, - это не этика, а ложная эстетика души.

                Ибо тогда она представляет жизнь не как ужаснейшую драму столкновения добра и зла, а как слащавую лирику для посиделок и чаепитий...»*- говорил свт. Николай Сербский в «Мыслях о добре и зле»

                 Именно такой лирикой для посиделок и является «светская этика» материалистическая по своей сути и, будучи последовательной, неизбежно заканчивающая нравственным релятивизмом под соусом из лозунгов о свободе и правах человека. Более того — моральной инверсией, когда грех объявляется сначала нормой, а потом и нравственной ценностью, что мы и наблюдаем ныне в «цивилизованном мире». Однако, это к слову.

                Итак есть три воли: Божественная, дьявольская и человеческая. Взаимодействие этих трёх воль и есть то,что мы называем историей человеческой. Будь то история отдельного человека, народа или мира в целом. В математике до сих пор нет общего решения задачи трёх тел в виду его сложности, то есть нет формулы по которой эти задачи бы решались. Между тем речь идёт всего лишь о математических(или физических) объектах, лишенных какой-либо самостоятельности и самодеятельности. Что же тогда говорить о сложности взаимодействия трёх существ обладающих разумом и волей?

               Именно сложность взаимодействия божественного, дьявольского и человеческого порождает неповторимость судьбы каждого из нас. Казалось бы — ну и здорово! Мир прекрасен своим многообразием, судьба человека неповторима...мы такие разные, тем и хороши и прочие слащавые песенки постхристианского Запада. Однако не всё так благостно.

              Свидетельством тому — вся история человечества, потоки крови и слёз, несправедливости,героизма попранного подлостью, « благородства, подавленного звериной жестокостью...добра, презренного злом»**...всё то горе, которое не покидает человечество на протяжении всей его жизни и личной и исторической. Кстати сказать, именно это горе ставят в упрёк Богу атеисты, споря с верующими: если Он всеблагой и всемилостивый, то ка мог допустить столько горя?

               Вопрос был бы оправданным, если бы в мире действовал только Бог. Но ведь это не так! Каждое мгновение существования человека взаимодействуют эти три: Бог, дьявол и человек, и каждое мгновение человек решает с кем он, пока не совершит свой последний выбор. Пусть даже за секунду до смерти, но совершить его придётся, ибо жизнь — это время выбора.

                Воля Божественная — всеблагая, чтущая свободу человеческую, как впрочем и дьявольскую,ибо пусть и с некоторыми рамками, но он действует свободно; воля дьявольская — только зла, чтущая только себя, коварна всегда и насильственна; воля человеческая — из-за поражения грехом природы человека, зыбкая, неустойчивая, склоняющаяся то к добру, то ко злу. Причем может совершенно искренне заблуждаться и быть честной во зле и вполне сознательно лгать в добре и наоборот. Двойственность человека и наличие своей воли, часто приводит его к желанию устроиться так, чтобы был на земле хоть крохотный уголочек, где человек бы мог сказать — это моё и здесь я господин! И только моя воля здесь закон!

                И Бог, уважая человеческую свободу, идёт навстречу ему и оставляет человека в его произволе. Бог, но не дьявол! Где коварством, где лестью, где и прямым насилием, играя на страстях и пороках души подчиняет себе человека, вернее душу его, ибо она есть главная добыча лукавого в его отчаянном противостоянии Богу. Вот тогда-то и начинается собственно горе человека, или народа, пожелавшего жить только в своей воле, и даже всего мира. Бог же никого не наказывает и не карает, но человек, народ, мир, отказавшись принять волю Божию о себе, в конце концов попадает в рабство дьяволу, который умом не чета человеку и в общем легко обманывает людей, почти всех, да так ловко, что человек уверен — уж он-то точно живёт по воле своей...У дьявола же цель одна — уничтожение человека и человечества разными способами — войнами, алкоголем, наркотой, погоней за чувственными наслаждениями, тщеславием — парижский повар застрелился, когда узнал что рейтинг его среди поваров упал на два пункта и он уже не первый, - алчностью... в том числе и стихийными бедствиями( пожары в России, «Катрина» в США, бедствие в Японии — как пример). В итоге человек (или всё человечество) наказывает сам себя, отказавшись от сотрудничества с Богом. В горе человек как правило начинает думать, и тут возможны два исхода: либо одуматься и вернуться к Богу, либо ожесточиться и выйти в плакатами, как в Новом Орлеане - « Мы всё равно вернёмся и отстроим!»

                Конечно же Бог не самоустраняется и не бросает человека на его и дьявола произвол. Если внимательно присматриваться к обстоятельствам своей жизни, то окажется , что обстоятельства эти складывались особым образом: либо так, чтобы мы чего-то не смогли сделать, либо наоборот — чтобы сделали. Чаще всего мы поступаем вопреки этим предложениям, тем не менее они есть...Есть Промысел Божий о нас!

                Бог заботится о людях, но никого не заставляет — Ему не нужны рабы безсловесные, бездумные, поклоняющиеся Ему из страха. Собственно Господу не нужен никто, ибо Он не знает нужды, однако Он любит людей и будет рад взаимности, при которой Его всеблагая и всеразумная воля будет воспринята человеком как своя. Собственно тогда и можно говорить о спасении души человеческой, ибо тогда дьявол уже не будет иметь власти над человеком. В конечном итоге то, как решится «задача» взаимоотношений Бога, дьявола и человека зависит от него самого, человека то есть. Именно он, то есть каждый из нас, может сказать Богу либо великое «Да!», либо великое «Нет!» И Бог согласиться с любым нашим решением, уважая нашу свободу, ибо она есть как раз то божественное что ещё в нас осталось. Ад или рай ждёт нас вечности — это зависит только от нас, каждого лично.

 

                 Вообще рассуждать о горе человеческом и всеблагом Боге можно только с точки зрения вечности. Если не принимать жизнь после смерти, то всё происходящее на земле покажется величайшей бессмыслицей...Вера — она цельнотканный хитон: либо ты одеваешь его, либо отрываешь понравившиеся тебе куски и тем только портишь, оставшись нагим... Вера — процесс настолько интимный, что судить о ней, да и то весьма и весьма осторожно могут только люди верующие. Потому спор атеистов и верующих бесконечен в силу своей бессмысленности. Компромисс тут возможен только ценой отречения от своей веры. Такое бывает и с той и c другой стороны. Впрочем это уже и не компромисс...

 

*Свт. Николай Сербский «Избранное».Беларусь.Минск. 2004 г. Издательство Свято-Елисаветинского монастыря. с. 409


** там же.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
- Прощай, милая ласточка! Увидимся весной... Уроки... ...
Вчера не собралась показать вам, покажу сегодня. В прошлом году я показывала фотографии белого амариллиса. Он очень красиво цвел. Осенью он сбросил все листья и торчала из земли только луковица. Дело движется к весне и амариллис проснулся. Теперь он отращивает новые листья и ...
Хотя у некоторых девушек уже была какая-то собственная ювелирка до брака (обычно, серебро), достойное золото должен был преподнести жених и  делалось это перед церемонией. В некоторых брачных контрактах оговаривалось количество ювелирных изделий, ожидаемых от мужа и ...
План Сороса, который должен быть реализован в 2016-2019 годах, нацелен на искоренение во всех странах законов, препятствующих свободному осуществлению операций по прерыванию беременности, и на стимуляцию роста числа абортов в странах, где они разрешены. Не углубляясь в детали, можно ...