Ещё про мосты, мнение специалиста

топ 100 блогов vladivostok19.07.2012 Чем будет мост через Золотой Рог:
«золотой» роскошью или ликвидатором автопробок?


Свершилось! Никто уже не сомневается в том, что Владивосток получает три очень важных для города моста — на Русский остров, через бухту Золотой Рог и с Седанки на полуостров Де-Фриза. Премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая тестовое движение по первому, сказал, что всё построенное в последние годы и связанное с саммитом — не для саммита, а для нас, живущих здесь. Насколько эти мосты изменят ситуацию с пробками, мы беседуем с нашим общественным экспертом, профессором Валентином Аникеевым.

- Валентин Васильевич, как вы, разработчик генерального плана Владивостока и его транспортной схемы, оцениваете роль трех этих мостов в решении острейшей для города транспортной проблемы — заторов и пробок?

- Городу очень повезло, что его выбрали местом проведения саммита АТЭС, что и позволило решить некоторые проблемы развития транспортной и инженерной инфраструктуры, которые ни он сам, ни край не смогли бы решить самостоятельно. Это в полной мере относится и к мостам.



Каждый из них выполняет свою роль в транспортной схеме города. Мост-эстакада Седанка — Де-Фриз решает проблему создания второй вылетной магистрали, крайне необходимой для устойчивости связи города с краем. Мост на Русский «распечатывает» для освоения под застройку и рекреацию территории, так нужные для развития города. А мост через бухту Золотой Рог решает проблему вывода, минуя центр, транзитных потоков с полуострова Черкавского (Голдобина или Чуркина, как у нас его обычно называют), а также усиливает связь центра города с островом Русский, естественно, в связке с мостом на Русский.

Конечно, они должны быть органично связаны с городскими магистралями, всей улично-дорожной сетью города.

Ещё раз повторю: если бы не помощь федерального бюджета, эти важнейшие для транспортной схемы города сооружения оставались бы только в чертежах архитекторов, вспомним хотя бы историю с мостом через бухту Золотой Рог.

- Не сочтите за подкалывание, но хочу напомнить, что 27 февраля 2007 года вы направили в Главгосэкспертизу России подробные замечания и предложения по проекту строительства этого моста. В них вы писали (цитирую дословно): «Важнейшим условием транспортного обеспечения проведения Форума является строительство скоростной автомагистрали от аэропорта Владивосток до Русского острова, в состав которой, безусловно, должен входить высоководный мост через пролив Босфор Восточный. Высоководный мост через бухту Золотой Рог входит в один из возможных (и самых дорогих) вариантов транспортной схемы обслуживания Форума АТЭС-2012, он не является обязательным элементом этой схемы, и связывать его строительство с подготовкой к Форуму не вызывается необходимостью».

Как же вы, один из авторов генплана города и его транспортной схемы, «подняли руку» на мост, входящий в эту схему?

- А чему же удивляться, если министр Минэкономразвития (тогда — МЭРТ) Герман Греф сразу же объявил, что на подготовку к саммиту АТЭС-2012 (тогда он назывался Форумом АТЭС) из федерального бюджета будет выделено 95 млрд рублей. Правда, вскоре Владимир Путин округлил эту цифру до 100 млрд.

Напомню, письмо это я писал ровно через месяц после принятия Путиным решения о проведении саммита АТЭС-2012 во Владивостоке, ориентировочно на острове Русском. Тогда ещё никаких проработок по транспортной схеме саммита не было, а проект моста уже был на экспертизе (ранее он был разработан по поручению губернатора Сергея Дарькина). Мы же, авторский коллектив Приморгражданпроекта, только что разработали проект генерального плана и его транспортной схемы.

Для меня было очевидно, что за эти 100, точнее, 44,5 млрд рублей, предварительно выделенных на строительство дорог и мостов к саммиту АТЭС, все три моста построить невозможно. Нужно было чем-то поступиться. Дело в том, что администрация края, чтобы включить в подпрограмму подготовки к саммиту побольше объектов, при молчаливом согласии МЭРТ и Росстроя (из-за незнания ими ситуации) определила стоимость строительства моста через бухту Золотой Рог в 12 млрд рублей (фактически она составила около 20 млрд), моста на Русский остров — в 13,9 млрд (фактически — 34 млрд), а автодороги пос. Новый — Де-Фриз — Седанка — бухта Патрокл с эстакадой Де-Фриз — Седанка — в 11,5 млрд (фактически — 29,5 млрд, из них только мост-эстакада Де-Фриз — Седанка — 13,1 млрд рублей).

Совершенно ясно, что выделяемых средств даже на два моста мало. Для меня же было принципиально важно включить в подпрограмму развития Владивостока транспортную связь «аэропорт — остров Русский» в точном соответствии с проектом генерального плана. Тем более, что в этом проекте у нас на первую очередь предусматривалось строительство низководного разводного моста через бухту Золотой Рог, соединяющего две части общегородского центра, а тот мост, который сейчас построен, относился на вторую очередь реализации генплана, так как на него не набиралось нужного объема транспортных потоков (их недостаточно и сейчас для окупаемости его строительства).

Поэтому я и предлагал Главгос-экспертизе во что бы то ни стало сохранить в подпрограмме магистраль аэропорт — Русский с мостами Де-Фриз — Седанка и на остров.

Счастье, что финансирование подготовки к саммиту АТЭС было увеличено со 148,5 до 662 млрд рублей, в том числе 205 млрд из федерального бюджета. Это и позволило построить три моста, включая мост через бухту Золотой Рог.

- Как раз завершение строительства этого моста, осуществляющее, по мнению некоторых СМИ, «вековую мечту жителей Владивостока», восторженно воспринимается многими жителями города. С другой стороны, PrimaMedia 4.07.2012 сообщает: «Мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке вскоре упрется в дорожные пробки. Отсутствие современной развязки в районе кольца на верхней площадке фуникулера и другие упущения делают исполинское сооружение красивым, но бестолковым». Об этом пишет и «Новая газета во Владивостоке» в статье Андрея Островского «Все это одна фантазия».

Как, по-вашему, какие проблемы с пробками и заторами этот мост решает, а какие — нет? Насколько улучшится обстановка в центре города с его вводом?

- Да мы с вами и сами не раз уже, начиная с 2008 года, говорили о том, что ни строительство высокого моста через бухту Золотой Рог, ни тем более строительство «объездной дороги Дарькина» практического влияния на заторы и пробки в центре города не окажут.

Хочу подчеркнуть, что никакие новые дороги и сооружения в транспортных схемах не бывают лишними — хоть что-то они на себя берут и что-то разгружают. Основным критерием здесь должно быть соотношение затрат и результата — экономического и социального эффектов. Что здесь даёт горожанам красавец-мост?

Без сомнений, выскочить с полуострова Голдобина (так его обычно называют) на основную вылетную магистраль — проспект Столетия Владивостока — для транспорта будет значительно проще. Но давайте посмотрим, проще ли будет жителям полуострова попасть в центр города.

При поездке на своей машине они избегают пробок при объезде бухты через Луговую. А дальше они либо спускаются по Всеволода Сибирцева — Пушкинской на Светланскую и попадают в те же, что и сейчас, пробки от бывшего ДВГТУ до центра. Либо, развернувшись у фуникулера на Гоголя — Суханова, попадают в еще более серьёзные пробки на Фонтанной — Алеутской. Пусть выбирают меньшее из двух зол.

А пассажиры нормальных городских автобусов или, возможно, троллейбуса? Они будут вынуждены ехать от моста до поворота на улицу Толстого, а оттуда на проспектах Красного Знамени, Партизанском и улице Алеутской еще более загрузят и без того эти перегруженные магистрали. Экономия в300 метров(разница в этом случае в расстояниях от Детского парка до центральной площади), возможно, обойдётся ещё большими потерями времени и ресурса — ведь вместо проезда по относительно пологой Светланской придётся преодолевать новые спуски и подъёмы.

В то же время этот мост, как и магистраль от него до моста на Русский остров, примет на себя основной объём пассажирских перевозок студентов и персонала ДВФУ в кампус на Русском. Уже не раз говорилось о том, что в этом плане от «объездной дороги Дарькина» толку мало, как бы это ни пытались доказать некоторые чиновники.

- Как же тогда губернатор и другие высокие чиновники неоднократно заверяли, а СМИ это многократно тиражировали, что с вводом моста через бухту Золотой Рог и той самой «объездной дороги Дарькина» проблема пробок будет окончательно решена?

- Высокие чины нередко у нас раздают подобные заверения и посулы, даже не сообразуясь с возможностями и не выслушав профессионалов (ваша газета не раз писала об этом). Эти заверения с энтузиазмом подхватывает пресса, особенно если это связано с выборами или пиаром. Только потом за выполнение этих обещаний ни с кого не спросишь, лишь нашего брата — проектировщика-градостроителя — жители потом упрекают: «Куда же вы смотрели?»

Сколько раз писали и говорили, что заторы и пробки в центре Владивостока не исчезнут до тех пор, пока не будут реализованы проектные схемы развития улично-дорожной сети, организации дорожного движения и не будет пресечён беспредел стихийных парковок машин на проезжей части улиц.

- Какие конкретные меры вы имеете в виду?

- Самым важным и неотложным мероприятием для разгрузки центра от транзитного потока на полуостров Шкота (Эгершельд), включая пропуск контейнеровозов в порт и из него, должно стать строительство магистрали вдоль Амурского залива, проект её был разработан ещё в 1996 году, но так и не реализован. Без этого никакие паллиативные меры не избавят центр от пробок! Только переключив транзитные потоки на полуостров Шкота в обход центра от платформы «Моргородок» до Крестовского путепровода по направлению «путепровод в районе нефтебазы — Амурская — Авроровская — Пограничная — Набережная — Станюковича — Верхнепортовая», реально резко снизить нагрузку на улицы центра.

Я пытался включить строительство этой магистрали в Подпрограмму подготовки к саммиту АТЭС, это предложение поддержал тогда и Росстрой, но администрация края и МЭРТ отклонили его (как и строительство тоннеля от ВГУЭС до Жариковского сквера).

Конечно, возможности муниципального и краевого бюджетов ограничены, чтобы без дополнительной поддержки построить эту магистраль в ближайшие годы. Однако есть все основания добиваться выделения федеральных и внебюджетных средств на её строительство.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта2010 г. № 201 предусмотрено создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на острове Русский. Для её транспортного обслуживания, безусловно, необходимо строительство мостового перехода с полуострова Шкота на о. Елены и далее на Русский остров (построенный мост Назимова — Новосильского не обеспечивает в полной мере обслуживание Тихоокеанского научно-образовательного центра на полуострове Сапёрный). Подходы к этому мостовому переходу по полуострову Шкота могут быть обеспечены только строительством указанной магистрали вдоль Амурского залива. Так что город и край могут требовать участия федерального бюджета в софинансировании её строительства.

Уже сейчас контейнеровозы и фуры при работе морского торгового порта создают проблемы на магистралях центра города. При развитии порта с увеличением его грузооборота эти проблемы станут ещё острее. Поэтому город вправе требовать от транспортников долевого участия в создании объезда центра грузовым транспортом.

Есть и другие основания добиваться финансовой поддержки на строительство этой магистрали. Думаю, что руководства города и края используют их для решения этой важнейшей транспортной задачи города.

Надо незамедлительно принимать и другие меры по улучшению ситуации на улицах центра города. Речь идёт о продуманной организации и регулировании дорожного движения, создании пешеходных переходов и, самое главное, бескомпромиссной борьбе с несанкционированными парковками на проезжей части улиц.

Более года длится эксперимент с введением одностороннего движения по отдельным улицам центра города. Уже стало очевидным, что администрацией города далеко не все при этом было продумано (вместо проектных проработок Приморгражданпроекта были взяты предложения некоего студента). Сейчас определились недостатки принятой схемы движения транспорта, превратившей центр города в сплошные халявные парковки. Пришло время схему эту подкорректировать, в частности, изменить схемы движения с одностороннего на двустороннее на участках улиц: Уборевича — от Фокина до Фонтанной; Фонтанной — от Уборевича до Алеутской; Семеновской — от Уборевича до Океанского проспекта; Комарова и Пологой — между Океанским проспектом и Алеутской. На указанных участках улиц надо ограничить парковки на одной из сторон улицы с чётким обозначением мест возможных парковок. Надо исключить пересечения Океанского проспекта и улицы Алеутской.

Но, повторюсь, главная причина — беспредел с парковками на проезжей части.

Надо самым решительным и жёстким образом (изменения в ПДД и в Кодексе об административных правонарушениях это позволяют) навести порядок с парковками на проезжей части и тротуарах на центральных улицах города.

Надо запретить парковки по обеим сторонам улиц (кроме отдельных участков, обозначенных знаками, включая парковки для машин инвалидов): Океанский проспект — от Светланской до Покровского парка; Алеутская — от вокзала до кондитерской фабрики; Семеновская — от Алеутской до Уборевича; Уборевича — от Фокина до Фонтанной; Суханова — от Уборевича до фуникулера; Лазо — от Суханова до Светланской; Светланской — от Алеутской до Матросского садика.

- Но ведь автовладельцы и сейчас стонут от нехватки парковок в центре города и требуют от мэрии и Думы города решать этот вопрос, а вы такое говорите.

- А по какому праву они это требуют?

Посмотрим законы. К ведению муниципалитета (статья 16 пункт 7 закона № 131-ФЗ в редакции от 20.03.2011 № 38-ФЗ) относится «создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа». Обратите внимание — «создавать условия для организации обслуживания», а не обеспечивать, скажем, работу общественного пассажирского транспорта, хотя этим приходится вплотную заниматься городу.

Может быть, они ссылаются на законные права человека?

В статье 17 п.3 Конституции Российской Федерации записано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Статья 29 Всеобщей декларации прав человека гласит:
«1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. 2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Применительно к организации уличного движения эти нормы означают, что право человека на использование важнейшей части городского пространства — проезжей части улиц и дорог — может и должно быть ограничено законом. В нашем случае федеральными законами № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности…» и принятыми во исполнение этих законов Правилами дорожного движения введены такие ограничения в интересах признания и уважения прав и свобод других участников дорожного движения, включая пешеходов, и удовлетворения требований общественного порядка.

Прежде всего это касается конфликта между владельцами (водителями) автомашин, ограничивающими пропускную способность проезжей части улиц при их парковке, и другими участниками дорожного движения, использующими проезжую часть улиц для движения транспортных средств, особенно автобусов.

Несоблюдение этих законов и правил дорожного движения — преступление или правонарушение.

Сейчас многие наши люди бывают за границей. Разве в цивилизованных странах Европы и в США, Японии, Сингапуре они видят такой беспредел с парковками? А ведь в США и ряде развитых стран на тысячу жителей приходится вдвое-втрое больше машин, чем у нас. Но там народ в основном законопослушный и не пытается «качать права» в этих вопросах.

Приведу пример из публичных лекций профессора Михаила Яковлевича Блинкина — наиболее авторитетного специалиста России в сфере городского транспорта (кстати, он в начале года был во Владивостоке в качестве эксперта).

«Парковки в центре не должны создавать помех уличному движению. Российские бизнесмены и чиновники удивляются, когда приезжают в зарубежные корпорации: 60-этажный билдинг стоит в каком-нибудь американском или канадском городе. Есть ли подземный паркинг? Есть. Сколько там парковочных мест? Там парковочные места, рассчитанные на инвалидов (это святое!), на высшее руководство и определенное количество гостевых мест. 95% служащих этого здания, в том числе High-middle class («вышесреднего» класса — В.А.), вполне состоятельные люди, у которых дома два-три автомобиля, не ездят в центральный деловой район на машине. Это вошло в привычки, в образ жизни, в законы».

У нас уже начинают понимать суть проблемы «город и транспорт».

Самый «ярый» защитник автомобилистов России — главный редактор журнала «За рулём» Антон Чуйкин в № 12 за декабрь2011 г. пишет: «Чтобы город ехал — любой город, будь то Женева, Санкт-Петербург или Хабаровск, — нужно обеспечить свободу перемещения жителям, а не их собственным машинам. То есть дать приоритет общественному транспорту. Ценой, увы, отказа от руля в будни. И, тем не менее, иного пути нет! Написал об этом с некоторой грустью, понимая, что ставлю крест на мечтах все-таки ездить на работу на машине».

Так что самая первая и главная причина заторов на улицах города — использование проезжей части улиц для стоянки транспортного средства и создание таким образом препятствий для проезда другим участникам дорожного движения.

Вторая, не менее важная причина — неисполнение властями своих законных полномочий по пресечению нарушений федеральных законов, Правил дорожного движения и муниципальных правовых актов по организации движения и парковки машин, прежде всего, на улицах с интенсивными потоками транспорта. Это связано с боязнью властей негативного отношения к ним части электората — владельцев и водителей транспортных средств.

И третья причина — профессионально непродуманная организация движения потоков транспорта и пешеходов.

Эти (есть и другие) причины особенно сильно проявляются в центральной части города, где интенсивность уличного движения и концентрация объектов притяжения парковок легкового транспорта весьма высока.

- Но, чтобы пересадить наших горожан с личных машин на общественный транспорт, надо организовать работу пассажирского транспорта так, чтобы каждому было и удобнее, и дешевле ездить на работу в автобусе, например, а не на своей машине.

- Вы абсолютно правы, и по этому пути идут во всех крупных городах развитых стран. И нам от этого не уйти, сейчас Москва и Санкт-Петербург принимают те же меры, что и за рубежом. Конечно, это сразу не делается, тем более что наш «совковый» менталитет в этих вопросах трудно преодолим.

Тем не менее, во Владивостоке есть некоторые подвижки: возрождается муниципальный пассажирский транспорт, повышаются требования к частным компаниям-перевозчикам. Однако пока цельной комплексной работы в этих вопросах не организовано. Я надеялся на активную работу Совета по оптимизации дорожного движения в городе, который решил создать мэр города Игорь Пушкарев, меня пригласили принять участие в его работе. Но после приглашения прошло уже почти три месяца, а никаких признаков жизни этот Совет не подаёт.

Свои предложения к работе Совета я дал, надеюсь, что дело сдвинется с места.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что без решительной и бескомпромиссной борьбы с парковками в центре (его улицы сейчас уже превращены в огромную халявную парковку), без уточнения схемы движения и без активного развития общественного транспорта проблему пробок и заторов в центре Владивостока не решить! По примеру Москвы и Санкт-Петербурга надо решительно вводить плату за использование проезжей части центральных улиц под парковки (там, где это будет разрешено).

- К саммиту АТЭС во Владивостоке сделано многое, но будет, видимо, и продолжение. В частности, выявились некачественно выполненные работы на некоторых объектах, на «объездной дороге Дарькина» надо делать новые съезды, достраивать целый ряд объектов. Вызывают недоумение срывы обещанных сроков «прогулки по мосту», открытие движения по мостам и дорогам. Какое ещё наследие от «великих строек саммита» придётся нам расхлёбывать?

- Что касается срыва сроков, я бы не стал очень уж драматизировать ситуацию. Скажем, уважаемый мною Андрей Островский в «Новой газете» кипит от негодования и возмущения — почему губернатор обманул народ, пообещав 2 июля в День города открыть движение по мостам? А почему ко 2 июля, а не к 5 сентября? Это, видимо, наша привычка — сдавать объекты «к знаменательной дате».

Поэтому мне больше по душе «небольшое отступление» маститого журналиста: «Как и подавляющее большинство жителей Владивостока, я с нескрываемым восторгом смотрю на выстроенные мосты-красавцы. Я в полной мере отдаю себе отчет в том, какую гигантскую и сложнейшую работу проделали мостостроительные компании. Я искренне ими горжусь».

В таких условиях, в которых велись стройки к саммиту, в том, извините за грубое слово, бардаке в организации проектирования и работе заказчиков, при путаном законодательстве, взаимном перепихивании дел и ответственности, надо низко поклониться тем рабочим и специалистам, которые сумели сделать, казалось бы, невозможное — «вытащить» такие сложнейшие объекты в крайне сжатые сроки.

- С виновниками обрушения откоса на трассе Седанка — Патрокл обещали разобраться то в течение суток, то в две-три недели. Что-то не слышно результатов.

- Мне кажется, что немалая доля вины лежит на проектировщиках.

Хабаровский филиал института ГИПРОдорНИИ, на мой взгляд, специалист по проектированию автодорог, но, видимо, слабоват в проектировании городских улиц. Пример тому — не лучшие решения по проекту городской магистрали от Седанки до Патрокла, есть «проколы» в проекте реконструкции автомагистрали М-60. А на «объезде Дарькина» в условиях кратчайших сроков на изыскания и проектирование вряд ли были обоснованы решения по высоченной стенке из габионов.

К сожалению, у нас нередко «бухают в колокола, не посмотрев в святцы». Об обещаниях и посулах мы уже говорили. А вот думать, «чем наше слово отзовётся», невредно не только журналистам, но и руководящим господам.

Так на весь мир опозорили «Тихоокеанскую мостостроительную компанию» из-за сползания откоса «объездной дороги Дарькина». Теперь, как сообщило 5 июля PrimaMedia, «вице-премьер Игорь Шувалов встал на защиту строителей трасы «Седанка — Патрокл» во Владивостоке. Первый вице-премьер российского правительства высоко оценил профессионализм ЗАО «Тихоокеанской мостостроительной компании»… Эта компания построила низководный мост, много дорог. Провела вообще тяжелейшую работу, я бы сказал, знаете, даже самоотверженно эти люди трудились… И сам руководитель этого предприятия, и люди, с которыми я встречался, — это работяги настоящие, высококвалифицированные специалисты… Я высоко ценю профессионализм этой компании. Если ошибки были допущены, надо за них отвечать. Я верю, что справедливость восторжествует и по достоинству всё оценится».

Так почему же Игорь Иванович говорит об этом в интервью «Авторадио», которое слушают далеко не все даже у нас, но молчал, сидя рядом с премьер-министром Медведевым, когда тот на весь мир по ТВ «полоскал» ТМК как бракоделов, грозил ей банкротством? Нет, не выветрился у нас дух низкопоклонства перед начальством. А теперь Виктору Гребневу и всему коллективу ТМК придётся отмываться от обвинений премьера (на мой взгляд, совершенно необоснованных) — ведь фирма выходила на широкий международный простор. А тут еще премьер-министр заявил на Камчатке: «Уверен, что и качество будет. А там, где оно будет хуже, поправим. Мы это умеем, вы знаете».

Если так у нас «умеют поправлять» — печально.

А что касается «расхлёбывания наследия великих строек саммита», хотел бы обратить внимание городских властей, например, на ситуацию с мостом через Вторую Речку.

При реконструкции старых мостов для объезда через русло речки отсыпали временную дамбу с небольшими водопропускными трубами. Для того маловодного времени, когда ремонтировали мосты, этого было достаточно. Кстати, раньше на этом месте был запроектирован, но не построен мост, соединяющий улицу Гамарника с проспектом Столетия Владивостока. Мосты переделали, а дамбу не убрали — проезд с Гамарника всем понравился.

Но неужели специалисты города не понимают, что эта дамба — бомба при первом серьезном тайфуне! Вы видели, что натворила стихия в Краснодарском крае! А у нас тайфуны — рядовое явление. Забыли, что ли, когда вся Вторая Речка плавала, когда прорвало стенки канала, поток взорвал асфальт, из-под мостов вымыло много грунта. А сейчас ситуация может усугубиться, поскольку с благоустройством района, строительством Снеговой Пади уменьшилась аккумулирующая способность леса и территории, сокращается время добегания паводка и пик его может быть выше, чем раньше. К тому же русло речки не чистится, заросло деревьями и кустами, завалено хламом. На что надеются власти города при очередном сезоне тайфунов?

Не хотелось бы «каркать», но следует не забывать и исправлять свои ошибки…

Дамир ГАЙНУТДИНОВ.

Постскриптум. Читатель наверняка заметил, что в чем-то мы повторяемся. К сожалению, даже пожелание Бисмарка «Пусть дураки учатся на своих ошибках» у наших властей не приживается. А потому, что и народ — их «единственный источник» — позволяет им это, его они малость побаиваются лишь раз — в день выборов, но и тогда научились — бесконечная перенарезка округов, метод Империали и еще много чего — облапошивать его. А сам народ никак не осознает себя налогоплательщиком, их содержащим, за что надо строго спрашивать. Кто ответил за «объездную дорогу», за неоднократное мощение местного Арбата, за вояж в Гонконг на выставку тканей и многое другое? Поэтому и рвутся во власть — материально она всласть…

ИСТОЧНИК

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
4 февраля 2014 года, в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, состоялось открытие межрелигиозных молитвенных центров в трех олимпийских деревнях — Прибрежной, Горной и Дополнительной. Протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Отдела Московского Патриархата по ...
я вот что подумала)))если у меня много френдов извращенцев)))))кто запостит в коментах свое фото в нижнем белье ..можно части тела????а???как сказала devchenka ..закрепить надо!!!так сказать ..ударить по извращенным формам сознания!!)мужчин это тоже ...
коллеги, нужна помощь зала Хочу поздравить работников частного сада с 8-марта. Всего 5 человек. Подарки чисто символические. Рублей 300-400 каждый. В мыслях: - в ив роше собрать мини-наборы (гель для душа, крем для рук и т.п.) - мыло подарочное. Знаю, что такие есть в магазинах "Новая ...
9750 евро 1985 год. что ж он не заржавел-то сука? ...
Мои драгоценные друзья! Помогите мне, пожалуйста, объяснить Одному Замечательному Человеку, для чего нужен ЖЖ! Моё скромное мнение он уже знает. Надеюсь, что прочитав ваши комментарии к этому постику, он проникнется ЖуЖечкой, и у нас появится ...