Эпизод войны на море
filibuster60 — 15.10.2017Пароход "Fanad Head"
В 13.23 14 сентября 1939 года шедший без эскорта британский грузовой пароход «Фанад Хэд» (5.200 тонн, капитан Джордж Пинкертон) был остановлен лодкой U-30 типа VIIA (капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп) – выстрелом по курсу судна – примерно в 280 милях к WNW от Малин-хэд (56°43'N, 15°21'W, квадрат AM1948). Капитан, 33 члена команды и 8 пассажиров по приказу Лемпа сошли в две спасательных шлюпки, которые лодка отбуксировала от судна. Призовой экипаж (1-й вахтенный офицер обер-лейтенант Хинш, обер-машинист Бюсген, машинен-обер-гефрайтеры Шмидт и Охзе) высадились на «Фанад Хэд», чтобы забрать трофеи и подготовить судно к потоплению.
Однако команда судна всё же успела послать сигнал SOS, который был принят на авианосце «Арк Ройал» (кэптен Э. Дж. Пауэр) – он выполнял противолодочное патрулирование примерно в 200 милях к NE от сообщённого ему в сигнале места. С авианосца вылетело 3 самолёта «Блэкбёрн Скьюа» 803-й эскадрильи, вооружённые каждый одной 100-кг и четырьмя 20-фунтовыми бомбами. Также из противолодочной группы были отряжены фрегаты «Тартар» (F43, кэптен Уорнер), «Бедуин» (F67, коммандер Мак-Кой) и «Панджаби» (F21, коммандер Лин). Примерно через 30 минут после отправки самолётов авианосец был безуспешно атакован лодкой U-39 (капитан-лейтенант Герхард Гляттес), которая сама погибла при контратаке оставшихся эсминцев эскорта. Спустя два часа авианосец выпустил две группы по три самолёта «Суордфиш» 810-й и 821-й эскадрилий, а также отправил эсминцы типа «F» – «Фэйм» (H78, коммандер Уолтер) и «Форестер» (H74, капитан-лейтенант Тэнкок), но они прибыли в точку слишком поздно.
Когда «Скьюа» A7M L2873, в котором были лейтенант Р. П. Тёрстон и унтер-офицер Джеймс Симпсон, достигли судна, они с удивлением обнаружили рядом с ним подводную лодку и потому были вынуждены сбросить бомбы немедленно, с очень малой высоты. Малые бомбы взорвались на поверхности воды, и их осколки попали в самолёт, тяжело повредив его и заставив лётчиков выпрыгнуть. Оба члена экипажа выжили, были сильно обожжены и поплыли к «Фанад Хэду». Как только пилот добрался до судна, он потерял сознание и был спасён обер-гефрайтером Охзе. Лодка срочно погрузилась кормой и осталась целой, но при этом в воде остался обер-машинен-маат Хиниш, который поплыл к судну. Бомбы взорвались настолько близко к «Фанад Хэду», что трое из призовой партии были ранены осколками.
Спустя десять минут после первой воздушной атаки самолёт «Скьюа» A7A с экипажем в составе лейтенанта Денниса Ройла Фаркхарсона Кэмпбелла (803-я эскадрилья) и лейтенанта Майкла Чарлза Эдварда Хэнсона прибыл на место действия, где с двух заходов атаковал некий объект примерно в миле к S от судна, но 100-фунтовая бомба не сработала. Они сообщили об атаке рубки подводной лодки и наблюдали, как в воде плавают два человека, но на самом деле этот объект (ну, очень вероятно) был местом крушения первого «Скьюа». Когда U-30 снова всплыла, у них уже не оставалось бомб, и они с помощью ложных атак заставили её снова погрузиться. У самолёта кончалось топливо, поэтому он улетел обратно. Уже на авианосце обнаружили дыры в фюзеляже от осколков своих же собственных бомб.
После того, как самолет ушёл, лодка снова всплыла и попыталась подойти к судну, чтобы забрать свою призовую партию. В этот момент появился третий «Скьюа» – A7K L2957, в котором сидели лейтенант Гай Б. К. Гриффитс и унтер-офицер Джордж Винсент Маккей, не подозревавшие о том, что тут произошло вот только что. Предыдущие события повторились почти в точности. Взрывы бомб сорвали мотор, и «Скьюа» упал в море. Наблюдатель погиб вместе с самолётом, а пилот сумел высвободиться, поплыл к судну и был взят на борт. Подходя к судну в третий раз, U-30 повредила себе нос, но всё же сумела забрать своих пятерых. Пилоты поначалу оставались на борту «Фанад Хэда», но когда Лемп сказал им, что судно будет торпедировано, они прыгнули за борт и сдались подводникам в плен всего лишь за несколько секунд до того, как прибыл первый «Суордфиш», ринувшийся в ложную атаку и этим заставивший лодку опять погрузиться.
В 18.20 «Фанад Хэд» был потоплен торпедой G7a из кормового аппарата с дистанции 500 метров. Затем U-30 была сильно повреждена бомбами «суордфиша» и глубинными бомбами двух эсминцев – в то время как «Тартар» взял на борт спасённых с «Фанад Хэда» и направился в шотландский Маллайг. Лодку атаковали до 22 часов, и лишь через час после этого Лемп решился на всплытие.
19 сентября U-30 вошла в гавань Рейкьявика, где Лемп передал тяжелораненого – машинен-обер-гефрайтера Адольфа Шмидта – на интернированный немецкий грузовой пароход «Хамм» и взял с него третьего офицера Грома к себе на борт в качестве замены. Чуть позже Адольф Шмидт оправился от ран, но был взят в плен, когда Британия оккупировала Исландию в мае 1940 года, и был переведён в лагерь для военнопленных в Канаду. Два британских пилота были переданы германским представителям в Рейкьявике. 27 сентября они были доставлены в Вильгельмсхафен и переведены в лагерь для военнопленных в Брансуик (Брауншвейг).
(по материалам uboat.net)
Фриц-Юлиус Лемп – тот самый, который "от преступления до подвига один шаг"
|
</> |