Эпизод войны на море

топ 100 блогов filibuster6015.10.2017 Эпизод войны на море
Пароход "Fanad Head"

       В 13.23 14 сентября 1939 года шедший без эскорта британский грузовой пароход «Фанад Хэд» (5.200 тонн, капитан Джордж Пинкертон) был остановлен лодкой U-30 типа VIIA ​​(капитан-лейтенант Фриц-Юлиус Лемп) – выстрелом по курсу судна – примерно в 280 милях к WNW от Малин-хэд (56°43'N, 15°21'W, квадрат AM1948). Капитан, 33 члена команды и 8 пассажиров по приказу Лемпа сошли в две спасательных шлюпки, которые лодка отбуксировала от судна. Призовой экипаж (1-й вахтенный офицер обер-лейтенант Хинш, обер-машинист Бюсген, машинен-обер-гефрайтеры Шмидт и Охзе) высадились на «Фанад Хэд», чтобы забрать трофеи и подготовить судно к потоплению.

       Однако команда судна всё же успела послать сигнал SOS, который был принят на авианосце «Арк Ройал» (кэптен Э. Дж. Пауэр) – он выполнял противолодочное патрулирование примерно в 200 милях к NE от сообщённого ему в сигнале места. С авианосца вылетело 3 самолёта «Блэкбёрн Скьюа» 803-й эскадрильи, вооружённые каждый одной 100-кг и четырьмя 20-фунтовыми бомбами. Также из противолодочной группы были отряжены фрегаты «Тартар» (F43, кэптен Уорнер), «Бедуин» (F67, коммандер Мак-Кой) и «Панджаби» (F21, коммандер Лин). Примерно через 30 минут после отправки самолётов авианосец был безуспешно атакован лодкой U-39 (капитан-лейтенант Герхард Гляттес), которая сама погибла при контратаке оставшихся эсминцев эскорта. Спустя два часа авианосец выпустил две группы по три самолёта «Суордфиш» 810-й и 821-й эскадрилий, а также отправил эсминцы типа «F» – «Фэйм» (H78, коммандер Уолтер) и «Форестер» (H74, капитан-лейтенант Тэнкок), но они прибыли в точку слишком поздно.
       Когда «Скьюа» A7M L2873, в котором были лейтенант Р. П. Тёрстон и унтер-офицер Джеймс Симпсон, достигли судна, они с удивлением обнаружили рядом с ним подводную лодку и потому были вынуждены сбросить бомбы немедленно, с очень малой высоты. Малые бомбы взорвались на поверхности воды, и их осколки попали в самолёт, тяжело повредив его и заставив лётчиков выпрыгнуть. Оба члена экипажа выжили, были сильно обожжены и поплыли к «Фанад Хэду». Как только пилот добрался до судна, он потерял сознание и был спасён обер-гефрайтером Охзе. Лодка срочно погрузилась кормой и осталась целой, но при этом в воде остался обер-машинен-маат Хиниш, который поплыл к судну. Бомбы взорвались настолько близко к «Фанад Хэду», что трое из призовой партии были ранены осколками.
       Спустя десять минут после первой воздушной атаки самолёт «Скьюа» A7A с экипажем в составе лейтенанта Денниса Ройла Фаркхарсона Кэмпбелла (803-я эскадрилья) и лейтенанта Майкла Чарлза Эдварда Хэнсона прибыл на место действия, где с двух заходов атаковал некий объект примерно в миле к S от судна, но 100-фунтовая бомба не сработала. Они сообщили об атаке рубки подводной лодки и наблюдали, как в воде плавают два человека, но на самом деле этот объект (ну, очень вероятно) был местом крушения первого «Скьюа». Когда U-30 снова всплыла, у них уже не оставалось бомб, и они с помощью ложных атак заставили её снова погрузиться. У самолёта кончалось топливо, поэтому он улетел обратно. Уже на авианосце обнаружили дыры в фюзеляже от осколков своих же собственных бомб.
       После того, как самолет ушёл, лодка снова всплыла и попыталась подойти к судну, чтобы забрать свою призовую партию. В этот момент появился третий «Скьюа» – A7K L2957, в котором сидели лейтенант Гай Б. К. Гриффитс и унтер-офицер Джордж Винсент Маккей, не подозревавшие о том, что тут произошло вот только что. Предыдущие события повторились почти в точности. Взрывы бомб сорвали мотор, и «Скьюа» упал в море. Наблюдатель погиб вместе с самолётом, а пилот сумел высвободиться, поплыл к судну и был взят на борт. Подходя к судну в третий раз, U-30 повредила себе нос, но всё же сумела забрать своих пятерых. Пилоты поначалу оставались на борту «Фанад Хэда», но когда Лемп сказал им, что судно будет торпедировано, они прыгнули за борт и сдались подводникам в плен всего лишь за несколько секунд до того, как прибыл первый «Суордфиш», ринувшийся в ложную атаку и этим заставивший лодку опять погрузиться.
       В 18.20 «Фанад Хэд» был потоплен торпедой G7a из кормового аппарата с дистанции 500 метров. Затем U-30 была сильно повреждена бомбами «суордфиша» и глубинными бомбами двух эсминцев – в то время как «Тартар» взял на борт спасённых с «Фанад Хэда» и направился в шотландский Маллайг. Лодку атаковали до 22 часов, и лишь через час после этого Лемп решился на всплытие.
       19 сентября U-30 вошла в гавань Рейкьявика, где Лемп передал тяжелораненого – машинен-обер-гефрайтера Адольфа Шмидта – на интернированный немецкий грузовой пароход «Хамм» и взял с него третьего офицера Грома к себе на борт в качестве замены. Чуть позже Адольф Шмидт оправился от ран, но был взят в плен, когда Британия оккупировала Исландию в мае 1940 года, и был переведён в лагерь для военнопленных в Канаду. Два британских пилота были переданы германским представителям в Рейкьявике. 27 сентября они были доставлены в Вильгельмсхафен и переведены в лагерь для военнопленных в Брансуик (Брауншвейг).
   (по материалам uboat.net)

Эпизод войны на море
Фриц-Юлиус Лемп – тот самый, который "от преступления до подвига один шаг"

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пять лет назад получил самый необычный гонорар в своей жизни. Прислал читатель "Шведского огнива". Монету Золотой Орды. Фото получилось не очень, поэтому комментирую. На одной стороне тамга дома Бату. На второй шестиконечная звезда. На сарайском базаре семь веков назад можно было купить ...
Военный эксперт Павел Фельгенгауэр в интервью "Росбалту дал прогноз действий российской армии в случае, если Москва решит разговаривать с Киевом языком силы: — У кризиса есть потенциал эскалации в общеевропейскую войну, если даже не мировую. Но пока — потенциал. Случится или нет? ...
ВОТ ВАМ! ...
...
Но опять сравнительная патологоанатомия: Все никак не мог купить AG42b... но тут по случаю заказали... а пока она у меня — можно распотрошить и пофотографировать... ...