Егор Холмогоров. Фантазии Фандорина. Громим второй том вампуки.
holmogor — 16.09.2014 Второй том Акунина ничуть не отличается в лучшую сторону от первого по части фактчекинга и концептуальной приличности, но зато гораздо более скучен. Никаких тебе славян свиноводов. Просто скучные ошибки, вранье и клевета.Поэтому разбор тоже не такой забавный, как год назад. Но ничуть не менее познавательный.
Егор Холмогоров
ФАНТАЗИИ ФАНДОРИНА
Монголоцентричность преследует вполне определенную цель — внушить читателю, что в 1237 году Россия перестала быть частью Европы, превратилась в окраинную колонию Азиатской империи, что Руси вообще в этот период не существовало. «Руси не было. Не было. Не было…» вдалбливает читателю, словно мантру, автор. «С середины тринадцатого и до второй половины пятнадцатого века страны с таким названием не существовало».
Разумеется, это неправда! Причем, если Борис Акунин действительно освоил те источники, которые сам же цитирует, то получается, что он осознанно вводит читателя в заблуждение.
Название «страна Рус» существует и активно используется на протяжении всего этого периода. Русь знают, описывают и четко отличают от остальных стран. «Росия большая страна на севере. Живут там христиане греческого исповедания. Тут много царей и собственный язык; народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры… Дани они никому не платят, только немного царю Запада; а он татарин и называется Тактактай, ему они платят дань и никому более… По истинной правде, самый сильный холод на свете в Росии; трудно от него укрыться. Страна большая до самого моря-океана» — простодушно сообщает около 1298 года Марко Поло.
Вторит Марко Поло и египетский книжник Шихаб ад-Дин аль-Калкашанди, около 1412 года составивший «Светоч для подслеповатого в искусстве писца» — энциклопедию для египетских грамотеев. Он целый раздел посвящает описанию «страны Рус» и сообщает, что там проживает «известный народ христианской веры». Как видим, даже восточные авторы, считающие страну Рус частью Золотой Орды, все равно отчетливо различают ее на фоне остальных стран. Что уж говорить о русских книжниках, в чьих текстах «Русская Земля» фигурирует постоянно....
Русь вообще отличалась удивительной сопротивляемостью и враждебностью к азиатским влияниям — черта, которую отмечал академик Дмитрий Лихачев: «Отсутствие литературных связей с Азией является поражающей особенностью древнерусской литературы. Смею утверждать, что среди всех остальных европейских литератур древнерусская литература имеет наименьшие связи с Востоком… Это, несомненно, находится в связи с особой сопротивляемостью Древней Руси по отношению к Азии».
Весь период ордынского ига Русь не жила с Ордой в союзе и согласии, не усваивала азиатские манеры, как пытается убедить нас Акунин, а активно вырабатывала навыки сопротивления ордынству — военные, политические, культурные. Наша история XIII–XV веков — это величественная и кровавая драма выживания и сопротивления кочевому началу, которая в XVI–XIX веках сменилась напористым и жестким контрнаступлением России на Азию, подарившим нам на время Самарканд и Бухару и навсегда Урал, Сибирь и Забайкалье, включая даже предполагаемое место рождения Чингисхана.
Русь не слилась с Азией, но преодолела ее и в итоге возобладала над нею. Но как и почему это произошло, из «Истории…» Акунина, где перед нами проходит вереница плоских и бездарных московских князей, читатель, конечно же, не поймет.
http://portal-kultura.ru/articles/books/60761-fantazii-fandorina/
|
</> |